20 дек 2021 · 18:10    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Рубенс и Антверпен, какие ещё понятия могут быть более близкими? Но, в истории, как всегда, всё непросто. Начнём с того, что Рубенс впервые попал в «родной город» в 10-летнем возрасте. В 1587. Нет, я не ошибся. Родители художника действительно жили в этом городе, но вовремя уехали оттуда. Увы, по городским улицам проходила, в прямом смысле этого слова, линия фронта – противостояния между протестантами и имперскими (испанскими) католическими силами. Город несколько раз страдал и горел, поджигаемый то империей, то повстанцами. Родители Рубенса не относились к категории героев, полагающих главным делом в своей жизни – сгинуть за какую-то копеечную религиозную чушь. Они вовремя уехали из полыхающего города и так выполнили своё главное предназначение – выжили сами и вырастили великого сына. Кстати, и отец и мать Рубенса потом, в эмиграции с лёгкостью меняли конфессиональную принадлежность, справедливо рассудив, что всё это мелочи и ерунда, стали католиками и когда в Антверпене всё утихло, вернулись туда. Точнее, вернулась только мать Рубенса - Мария Пейпелинкс, отец к этому времени уже скончался. Итак, впервые попав в родной город в 10 лет, Рубенс прожил там до своего 22-летия, а в 1600 на целых 8 лет уехал в Италию. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Лето 1608 года. Питер Пауль Рубенс уже 8 лет провёл в Италии. Его карьера развивается вполне успешно, он здесь прижился, обзавёлся заказчиками и покровителями, собрал приличную коллекцию произведений искусства (в том числе античного). Возможно, он и не вернулся бы домой, в Антверпен, как и многие другие его земляки, навсегда осевшие на Аппенинском полуострове. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Рубенс. Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. 1602","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Автопортрет в кругу друзей из Мантуи (1602) (77.5 х 161) (Кёльн, Музей Вальрафа Рихарца).jpg","filesize":102358,"height":850,"pic_id":2397,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/12/20/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%B2_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D1%83_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%B7_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B8_1602_77.5_%D1%85_161_%D0%9A%D1%91%D0%BB%D1%8C%D0%BD_%D0%9C%D1%83%D0%B7_vZrpacY.jpeg","width":1124}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Однако, судьба распорядилась по-иному. В конце августа Рубенс получает известие о болезни матери. Художник бросает всё и мчится из Рима в Антверпен. Надо понимать, что это начало XVII века. Сухопутного транспорта быстрее лошади нет, а ещё нужно перевалить через Альпы. Морской транспорт тоже не выход. Во-первых, нет регулярных рейсов и нужно «ловить попутный». Во-вторых, в западном Средиземноморье велик риск попасться в руки берберским пиратам. Лучше уж по суше. Увы, застать мать живой Рубенс не смог. Отдав «лучшей из матерей» (так было написано на памятнике) должные почести, маэстро собрался обратно, к теплу, к заказчикам. В Антверпене его теперь ничего не удерживало. Однако, произошло событие, не будь которого, вся история фламандской живописи пошла бы в ином направлении. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вмешались политика и женщина. В отличие от северных провинций Нидерландов южные (Фландрия) не смогли освободиться от власти Испании и управлялись наместником, а точнее, супружеской парой – эрцгерцогом Альбертом и инфантой Изабеллой. Видимо, главной в этой связке была инфанта. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Рубенс (совм. с Яном Брейгелем). Эрцгерцогиня Изабелла. 1615 Прадо, Мадрид","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Портрет эрцгерцогини Австрии Изабеллы Клары Евгении (совм. с Яном Брейгелем I) (ок.1615) (113.5 х 177.5) (Мадрид, Прадо).jpg","filesize":5768622,"height":1959,"pic_id":2398,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/12/20/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D1%8D%D1%80%D1%86%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B8_%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%98%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8B_%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%8B_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC._%D1%81_%D0%AF%D0%BD_wHCyxNs.jpeg","width":3051}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Рубенс в 1608-1609 годах ещё не был тем, кем он стал, но уже был европейской знаменитостью. Именно Изабелла уговорила художника остаться в Антверпене. В «соц.пакет» оговоренный в контракте входили: должность придворного художника с правом жить не при дворе (в Брюсселе), а дома (в Антверпене), большой оклад, бонусы за каждую отдельную работу, освобождение от налогов, право не вступать в гильдию св. Луки (куда принудительно должны были входить всех художники). А сверх этого, была приложена массивная золотая цепь от инфанты. Так будущую гордость Фландрии вернули домой с помощью золотой цепи. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/luchshe_torgovat_chem_voevat_-993/"},"string":"Продолжение последовало "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[3286,3286]}
Комментарии 7