27 окт 2023 · 13:20    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История российского образования насчитывает уже более 10 веков. За это время система образования и модели обучения изменялись чаще, нежели политические режимы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Распространение грамоты началось после Крещения Руси.. Сначала занятия проводили представители духовенства, а со временем — уже учителя-предметники. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Появление первых школ"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После Крещения Руси в 988 году у государства была задача приобщить население к новой религии. Людям начали преподавать славянскую азбуку, созданную греками Кириллом и Мефодием. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре первые школы открыли в крупных русских городах: Киеве, Курске, Новгороде, Смоленске, Суздале. Поначалу там обучали в основном детей влиятельных слоев общества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По подсчетам ученых-историков, примерно 50-100 лет понадобилось для распространения письменности среди знати, духовенства, купцов и ремесленников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первыми учебниками были Псалтырь и часослов, а настоящим символом времени — берестяные грамоты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По приказу Князя Романа Смоленского в Смоленске было открыто несколько школ, где преподавали греческий и латинский языки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин, который собрал библиотеку книг и заказал их русские переводы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Первые учебники - берестяные грамоты", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 647053, "height": 411, "pic_id": 738168, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/27/image_nV8Jxvr.jpeg", "width": 697}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1086 году благодаря сестре Владимира Мономаха открылось первое женское училище. Русь стремилась к знаниям, несмотря ни на что."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Школы допетровской Руси"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XVII веке мальчиков в возрасте 8-12 лет обучали духовные лица. Сначала их обучали азбуке, затем чтению богослужебных книг, а после уже переходили к письму."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В старших классах изучали грамматику, риторику, церковное пение, арифметику и звездознание. А будущим церковным служителям, дипломатам и чиновникам преподавали еще греческий язык и латынь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже в 1687 году открыли первую Славяно-греко-латинскую академию, где обучиться мог человек любого «чина, сана и возраста»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Образовательные реформы Петра I"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на то, что старшие дети царя Алексея Михайловича изучали различные науки, языки и музыку, образованием младшего сына – будущего императора Петра Великого – практически не занимались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это было связано с тем, что царь скончался, и его сын от второго брака вместе с матерью попал в опалу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что Петр Алексеевич поздно начал учиться письму и, как утверждали его современники, так и не смог выработать красивый почерк. Однако это не помешало ему в будущем унаследовать трон и запустить школьную реформу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Петр Великий понимал, что государству необходимо доступное профессиональное образование. И уже в 1701 году по его указу открыли Школу математических и навигацких наук, где обучались 12-20-летние юноши разных сословий. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Освоив грамоту, арифметику, геометрию и тригонометрию, выпускники-аристократы переходили в «верхнюю школу» для дальнейшего расширения знаний, чтобы в будущем получить хорошую должность. Они изучали астрономию, навигацию, географию, фортификацию и прочее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Университет", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 367781, "height": 488, "pic_id": 738170, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/27/image_f8DvjnD.jpeg", "width": 694}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко филологии и юриспруденции, медицины, философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают» - Положение об учреждении Академии наук и художеств, 1724"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот те, кто был из менее обеспеченных семей, после изучения базовых предметов в основном отправлялись на службу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то же время начали появляться учебные заведения, занимающиеся подготовкой медиков, канцелярских служащих, переводчиков, инженеров, металлургов и прочих специальностей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1714 года появились и цифирные школы, где базовыми предметами были арифметика и геометрия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А спустя 7 лет открыли архиерейские школы. Также при первом Императоре Всероссийском появилась Академия наук, которую разделили на гимназию и университет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правда учредил Академию Петр I в 1724 году, но вот работать она начала лишь спустя год, когда императора уже не было в живых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нововведения при Екатерине II"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В годы правления Екатерины Великой было открыто первое учебное заведение для девушек – Смольный институт. Данное заведение просуществовало с 1764 года и вплоть до революции 1917. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обучение было разделено на несколько ступеней. Девочек 6-9 лет обучали Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рукоделию, танцам и рисованию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 9 до 12 лет ко всему перечисленному добавляли уроки истории и географии. В 12–15 лет девушки читали нравоучительные книги, изучали физику, архитектуру, геральдику и прочее. Заключительный этап (в 15–18 лет) заключался в повторении всего изученного за годы обучения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Смольный институт", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 653236, "height": 465, "pic_id": 738171, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/27/image_LLfCkyo.jpeg", "width": 689}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также императрица внесла коррективы в мужское обучение. Например, в Шляхетском сухопутном кадетском корпусе появился новый устав, разработанный по подобию французского Просвещения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Юноши там обучались с 5 лет до 21 года, изучая физику, математику, химию, логику, воинское искусство, государственную экономику и право, нравоучение, историю, географию, красноречие, танцы, фехтование, рисование и прочее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо всего прочего, при Екатерине II появились народные училища: малые, включающие в себя 2 класса начального образования, средние – с 3 классами, и главные, где обучение длилось 5 лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К слову, выпускники главных училищ могли даже сдать экзамен, чтобы получить звание учителя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Образование XIX века"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1802 году Александр I создал Министерство народного просвещения. Император сделал образование бессословным. Единственным исключением были крепостные. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо этого, он сделал бесплатным начальное образование. И уже в 1804 году открылись первые школы при церквях, которые посещали в большинстве случаев дети крестьян."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А за год до этого начали трансформировать главные народные училища в гимназии, где базой было классическое образование с преобладанием гуманитарных наук."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Образование в XIX веке", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 351476, "height": 403, "pic_id": 738172, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/27/image_pLbJ6sM.jpeg", "width": 696}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также в программу обучения постепенно добавляли психологию, мифологию, статистику и прочее. К слову, первая женская гимназия появилась лишь в 1858 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1811 году открыл свои двери Императорский Царскосельский лицей, где за 6 лет обучения юношам знатного рода давались энциклопедические знания. Здесь упор в основном делался на изучение истории России и русского языка, который почти не изучали в гимназиях того времени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новый виток система образования получила после упразднения крепостного права и создания земств. Тогда доступ к образованию получило все имперское население."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поначалу в земских школах обучение длилось 3 года, а начиная с XX века – 4. В такие школы принимали как мальчиков, так и девочек, начиная с 8 лет. В основном там преподавали арифметику, чистописание, Закон Божий и церковное пение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Школы СССР"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После Октябрьской революции появляться трудовые школы. 20-е годы прошлого века были экспериментальными в сфере образования. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Были отменены домашние задания, а уроки истории заменены политической грамотой и обществоведением. Также были попытки ввести американскую модель обучения, при которой ученики сами выбирали предметы для изучения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Школьная форма появилась в послевоенное время", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 274519, "height": 399, "pic_id": 738175, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/27/image_Vigr8K6.jpeg", "width": 688}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но в 1927 году руководство все же решило ввести обязательную программу образования. Основное внимание уделялось урокам русского языка, математики, химии, черчения, труда, чистописания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также обязательной для изучения стала Конституция СССР. Начиная с 1943 года в школу начали принимать детей с 7 лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спустя некоторое время после окончания войны появилась школьная форма, а в программу ввели уроки по психологии, логике и латыни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С конца 50-х получение среднего образования стало обязательным. Обучение длилось 10 лет, но с 1980 года программу увеличили до 11 классов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Современная модель образования"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начиная с 90-х в России появились частные образовательные учреждения, но упразднили госгарантии трудоустройства для выпускников вузов и техникумов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Со временем Россия перешла на многоуровневую систему «высшего образования», а с 1997 года появились первые прототипы ЕГЭ, который с каждым годом охватывал все больше регионов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, он до сих пор является одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. В 2024 году планируется внести изменения в систему ЕГЭ. Очень вероятно, что со временем от него откажутся совсем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2025 году запланирован повсеместный переход на новую систему высшего образования в России"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7892, 7962]}
Комментарии 4