24 июн 2023 · 12:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой части начнем знакомиться с автомобилями производства Горьковского автозавода. Хотя, конечно, большую часть этих машин и так все знают. Тем не менее, в музее есть некоторые прототипы и мелкосерийные экземпляры, которые видел далеко не каждый."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-А, 1935"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_133126_small.jpg", "filesize": 470695, "height": 600, "pic_id": 619449, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_133126_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Всего было выпущено 41 917 машин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первой легковой моделью Горьковского автомобильного завода, точно так же как впоследствии и у ВАЗа, стала лицензионная копия. В 1929 году СССР купил у американского концерна Ford документы и оборудование на выпуск модели Ford Model A, которая уже пару лет производилась в США. Однако Советский союз смог наладить сборку автомобиля на предприятии в Горьком лишь к 1932-му, когда американцы уже почти как год не выпускали Ford A."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, хотя ГАЗ-А и был копией Форда А, но все же не точной — советские инженеры устранили некоторые недостатки, присущие американцу и приспособили автомобиль, предназначенный для американских дорог, к советским направлениям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть городская легенда, что в Ленинграде и Москве эксплуатация ГАЗ-А была запрещена после 1936 года, а малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М-1, делалось это по причинам устаревания конструкции ГАЗ-А к 1936 году и неблаговидности появления автомобиля старого образца в крупном городе. Но это действительно только легенда, поскольку частным лицам данный автомобиль не продавался — все машины поставлялись в государственные учреждения и в Красную армию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ГАЗ-А, выставленный в музее, был стотысячным автомобилем, сошедшим с конвейера Горьковского автозавода 17 апреля 1935 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-АА"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_123546_small.jpg", "filesize": 421791, "height": 600, "pic_id": 619450, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_123546_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый массовый советский автомобиль первой половины прошлого века — всего было выпущено 829 808 машин различных модификаций. Производился на нескольких советских автозаводах с 1932 по 1950 год. Какого года грузовик в музее — неизвестно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и в случае с ГАЗ-А, этот автомобиль должен был стать лицензионной копией Форда, на этот раз модели АА. Так что на заводе «Гудок Октября» в Канавине было выпущено 10 экземпляров данного автомобиля. Однако, как выяснилось, эти машины не очень подходили для эксплуатации в СССР, поэтому советские инженеры пересмотрели конструкцию грузовика, в итоге создав практически другой автомобиль. Т. е., после вступления в строй ГАЗа, завод выпускал уже грузовики советской разработки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жизненно важную роль полуторки сыграли во время блокады Ленинграда — лед Ладоги, по которому проходила «Дорога жизни», выдерживал легкие грузовики ГАЗ-АА. Так что они суммарно наездили около 40 млн километров, эвакуировав около полумиллиона человек из Ленинграда и доставив в город более 360 тысяч тонн различных грузов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ГАЗ-АА стал основой для целого семейства автомобилей различного назначения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-ААА"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_123516_small.jpg", "filesize": 445848, "height": 600, "pic_id": 619451, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_123516_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конструктивно ГАЗ-ААА представлял собой трёхосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА. Связанное с этим увеличение числа колёс позволило уменьшить удельное давление от каждого из них на грунт, что позволило повысить проходимость автомобиля по просёлочным и лесным дорогам. Заодно и грузоподъемность увеличилась до двух тонн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего за годы производства (1934-1944) было выпущено 37 373 грузовиков. Какого года автомобиль в музее — на табличке не написано."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-М-1"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_124109_small.jpg", "filesize": 465695, "height": 600, "pic_id": 619452, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_124109_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще один автомобиль, который должен был стать лицензионной копией очередного Форда, на этот раз модели В (она же модель 40А). Но советские инженеры опять так переработали конструкцию автомобиля, что сходство с американцем осталось практически чисто внешнее — технически автомобиль стал другим."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Эмка» была самым массовым советским легковым автомобилем первой половины прошлого века — с 1936 по 1942 год было выпущено 62 888 машин. Про дату выпуска музейного экземпляра снова ничего не сказано."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ГАЗ-М-1 это поистине символ 30-х годов. «Эмка» была прежде всего служебным автомобилем, на этой машине ездили передовики, деятели культуры, партийная номенклатура, директора заводов, военачальники. Еще эту машину использовали работники НКВД, за что в народе ей дали прозвище «черный воронок». Также автомобиль эксплуатировался в качестве такси. Но, к тому же, это был и первый советский автомобиль, который могли купить простые советские граждане. Правда, для того, чтобы купить М1, простому смертному нужно было не просто заплатить нужную сумму, а еще предварительно получить по месту работы хорошую характеристику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-67Б"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_125208_small.jpg", "filesize": 462625, "height": 600, "pic_id": 619454, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_125208_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б — советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощённым открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она, созданы на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как лёгкий артиллерийский тягач."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Советской армии носил ласковое прозвище «Иван-Виллис». От своего американского собрата советский аналог выгодно отличался высокой надежностью и улучшенной проходимостью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны ГАЗ-67Б активно использовался не только в армии, но и в МГБ, МВД, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве и т. д. На его базе выпускалась бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН (первый в мировой практике случай применения бурильно-крановой машины на легковом автомобиле), а также снегоочистители."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего с 1943 по 1953 год было произведено 92 843 автомобилей обеих модификаций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-51"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_124853_small.jpg", "filesize": 451879, "height": 600, "pic_id": 619456, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_124853_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проектирование автомобиля ГАЗ-51 началось в феврале 1937 года. Грузовик должен был стать универсальной рабочей лошадкой, простой, надежной и не особо дорогой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В июне 1938 началось изготовление узлов, в январе 1939 года — сборка, а уже в мае первый автомобиль поступил на дорожные испытания, закончившиеся в июле 1940 года. Летом 1940 опытный экземпляр ГАЗ-51 (с новой кабиной и облицовкой) экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов советского машиностроения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Успешно прошедшие испытания позволили заводу в 1941 году начать подготовку серийного производства ГАЗ-51, но началась Великая Отечественная война, так что производство грузовика было отменено. Тем не менее, некоторые из агрегатов ГАЗ-51 были к тому времени освоены заводом и нашли широкое применение в других выпускавшихся в те годы машинах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работы над перспективными автомобилями возобновились в 1943 году. Быстрое развитие техники в годы войны внесло свои неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Грузовик был радикально перекомпонован и доработан, так что от довоенного ГАЗ-51, по существу, осталось лишь название."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В мае и сентябре 1944 года построили два новых образца ГАЗ-51 (с различными вариантами оформления капота), а в июне 1945 года — еще два, окончательно отработанные (предсерийные). Уверенность в высоком качестве новой конструкции грузовика позволила заводу незамедлительно начать подготовку его производства. 19 июня 1945 года ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан в Кремле членам правительства и получил полное одобрение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изготовление машины завод наладил очень быстро — сказался опыт военного времени. Уже в конце 1945 года выпустили установочную партию — два десятка машин, а в 1946 году, еще до завершения испытаний, страна получила 3136 серийных грузовиков нового поколения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ГАЗ-51 стал наиболее массовой грузовой моделью 1950—1970-х годов. За 29 лет производства (с 1946 по 1975) было выпущено 3 481 033 экземпляра всех модификаций. Плюс к этому по советской документации ГАЗ-51 производили в Польше на заводе FSC (г. Люблин) как Люблин-51 (GAZ Lublin-51), Северной Корее (г. Токчхон) как Сынри-58 (Sungri-58 — «Победа-58») и Китае (г. Нанкин) в несколько изменённом виде как Юцзинь NJ130 (Yuejin NJ130)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-63А"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_125110_small.jpg", "filesize": 460175, "height": 600, "pic_id": 619457, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_125110_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как можно заметить, данный автомобиль внешне практически не отличается от предыдущего грузовика. Собственно, ГАЗ-63 является полноприводной версией ГАЗ-51 и унифицирован с ним на 80%. А модификация ГАЗ-63А отличается от базовой модели только наличием лебедки спереди."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Производился грузовик с 1947 по 1968 год. За это время было выпущено 474 464 экземпляра всех модификаций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-М-20 «Победа» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_124323_small.jpg", "filesize": 439936, "height": 600, "pic_id": 619460, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_124323_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К концу тридцатых годов советское автомобилестроение уже в целом достигло уровня, позволявшего от выпуска иностранных моделей перейти к разработке собственных оригинальных конструкций. На Горьковском автозаводе к тому времени сложилась полноценная инженерная школа, а также школа дизайна, пользовавшаяся в своей работе современными методами проектирования внешнего вида автомобиля, включая художественное макетирование и использование графопластического способа построения сложных поверхностей кузовных панелей. Так что уже в 1938 году заводской художник-конструктор Валентин Бродский сделал первые наброски автомобиля с обтекаемым каплевидным кузовом, имеющим плоскую боковину без выступающих крыльев. Но, поскольку легковой автомобиль, в отличие от грузовика, имел намного меньшее значение для народного хозяйства, то его проектирование затянулось, а с началом войны и вовсе прекратилось. Возобновились работы по автомобилю лишь после переломного момента в войне, а именно Сталинградской битвы. В начале 1945 года предсерийные образцы автомобиля приступили к ходовым испытаниям, по окончании которых, 19 июня 1945 года, они были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе со Сталиным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существует версия, что автомобиль хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почем мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который был одобрен. Однако, на самом деле это просто красивый миф, поскольку с самого начала проектирования будущего автомобиля, в него было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы Советского народа над гитлеровской Германией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выпускался автомобиль с 1946 по 1958 год. Всего было произведено 241 497 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-12 (ЗИМ)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_124420_small.jpg", "filesize": 479495, "height": 600, "pic_id": 619462, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_124420_small_ICuBsM2.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая представительская модель Горьковского автозавода. В основном он использовался как служебный автомобиль («персоналка»), предназначенный для советской, партийной и правительственной номенклатуры — на уровне заместителя министра, секретаря обкома, зам. председателя облисполкома, зам. председателя Совнархоза, в отдельных случаях продавался и в личное пользование."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разработка была начата в 1948 году и велась в сжатые сроки — на неё отпускалось всего 29 месяцев. Так что у завода была два варианта — любо скопировать какую-нибудь иностранную модель (в общем-то, высокое начальство даже настаивало на этом, предложив в качестве жертвы плагиата «Бьюик» образца 1948 года), либо воспользоваться уже имеющимися наработками и создать автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. Конструкторы и дизайнеры выбрали второй вариант. Внешне, правда, автомобиль сильно походил на продукцию американского автопрома, что, в общем-то, неудивительно — в то время американцы были законодателями автомобильной моды, так что практически все автопроизводители брали с них пример. Зато в техническом плане в ГАЗ-12 было реализовано много всяческих новинок и революционных идей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего с 1949 по 1959 год было выпущено 21 527 экземпляров ЗИМ / ГАЗ-12 всех модификаций, включая как минимум две дрезины, одна из которых в настоящее время находится в "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@manowaroff/pereslavl-zalesskij__pereslavskij_zheleznodorozhnyj_muzej_okonchanie-172707/#:~:text=%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%97%D0%98%D0%9C%20(%D0%93%D0%90%D0%97%2D12)"}, "string": "Переславском железнодорожном музее"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ГАЗ-69"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20190511_124232_small.jpg", "filesize": 453514, "height": 600, "pic_id": 619464, "url": "/files/article_image/2023/06/23/IMG_20190511_124232_small.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легендарный советский «джип» — потомок «Ивана-Виллиса», известный в народе под названиями «козлик» (как и предыдущие внедорожники производства ГАЗ) и просто «газик» (кстати, это название я узнал в детстве, про «козла» услышал немного позже)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны советские военные захотели новый «вездеход» на смену несколько устаревшему ГАЗ-67, так что разработка автомобиля началась в 1946 году, а уже двумя годами позже были выпущены первые опытные образцы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Серийный выпуск начат 25 августа 1953 г. Выпускался на ГАЗе до 1956 года, позже производство было полностью передано в Ульяновск."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С самого начала новая машина выпускалась в двух модификациях: ГАЗ-69 с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный (командирский) ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным кузовом с комфортабельным трёхместным задним сиденьем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зимой на этом внедорожнике ездить было не очень комфортно — брезент является не очень хорошим теплоизолятором, и теплый воздух от печки подается с помощью вентилятора только на лобовое стекло. А тепло к ногам водителя и пассажира поступает за счет набегающего потока воздуха, т. е. при движении. Так что в стоящем автомобиле, мягко выражаясь, не жарко."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В СССР автомобиль производился с 1952 по 1972 год (сделано более 600 тысяч экземпляров), в Румынии — до 1975 года. Насчет КНДР неизвестно, может и до сих пор выпускают."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Продолжение следует…"}], "attributes": []}], "selectedRange": [11683, 11683]}
Комментарии 2