3
О не-читании | Паблико
99 подписчики

О не-читании


29 янв 2023 · 18:22    



9ea05e5e7c7ec44a896afb9aec993076.jpg 279.71 KB


Чтение… Сколько с этим словом связано у каждого из нас… Наблюдая сегодня за массовым не-читанием среди детей и молодежи, со страхом думаю: а вдруг и правда придет время, когда книга уйдет в небытие, станет частью прошлого? А вдруг то, что описал Брэдбери в своем знаменитом романе, станет реальностью?

Прогресс, без которого мы не мыслим своей жизни, имеет свою оборотную сторону. И вот одно из её проявлений – читать скучно, читать трудно, читать не нужно… 

Недавно натолкнулась на пост, в котором объяснялось, что современные школьники не могут читать классику, потому что… 

Там много непонятных слов. Вы серьёзно? Скажите, кого из читателей, настоящих читателей, в былые времена это могло остановить? А ведь у нас не было интернета. То ли дело сейчас: узнать значение слова можно за пару секунд. Даже кнопки нажимать не надо, набирая слово в поисковике)) Но нет: зачем интересоваться какими-то старыми, непонятными, никому не интересными словами?! 

Однако в комментариях под постом было множество голосов родителей, согласных, что деткам нынче очень тяжело дается чтение покрытых вековой пылью книг. «Да кому вообще нужна эта классика?» – вопрошали они, вспоминая собственные мучения с чтением книг по программе в школе. 

Не будем углубляться в эту тему, хотя она приобрела большую популярность в последнее время: размышления о пересмотре школьной программы. Не сегодня, когда-нибудь в другой раз поговорим об этом… 

А меня всё эти стенания приводят к грустным мыслям. Удивительно, парадоксально (хотя на самом деле ничего в этом парадоксального нет), но, получив возможность общаться со всем миром, добывать огромное количество информации, мы не стремимся этим пользоваться. 

Вспоминаю, как еще лет пятнадцать назад на культурологии второкурсники одной из самых сильных групп в колледже полпары спорили, кем был Леонардо да Винчи. Среди их версий не было ни слова «художник», ни слова «изобретатель». А возле доски висел портрет Джоконды… 

Наверно, это знак времени, в котором мы живем: отсутствие интереса к истории, к прошлому, к культуре. Сегодняшняя жизнь занимает и отнимает все наше время и силы? Или прав был Александр Сергеевич: «Мы ленивы и нелюбопытны…»? 

А что об этом думаете вы? 

Ну вот… С такой темой вернулась после длительной паузы (стишки и сказки не считаются))). Скорее всего продолжу – наболело… 

Другие публикации канала:

Книжные истории
Книжные истории. История вторая.
О тайных свиданиях, внезапных разлуках и...
О непобежденных книгах и побежденных книгами
Книга, которой не нужно становиться фильмом



9ea05e5e7c7ec44a896afb9aec993076.jpg 279.71 KB


Чтение… Сколько с этим словом связано у каждого из нас… Наблюдая сегодня за массовым не-читанием среди детей и молодежи, со страхом думаю: а вдруг и правда придет время, когда книга уйдет в небытие, станет частью прошлого? А вдруг то, что описал Брэдбери в своем знаменитом романе, станет реальностью?

Прогресс, без которого мы не мыслим своей жизни, имеет свою оборотную сторону. И вот одно из её проявлений – читать скучно, читать трудно, читать не нужно… 

Недавно натолкнулась на пост, в котором объяснялось, что современные школьники не могут читать классику, потому что… 

Там много непонятных слов. Вы серьёзно? Скажите, кого из читателей, настоящих читателей, в былые времена это могло остановить? А ведь у нас не было интернета. То ли дело сейчас: узнать значение слова можно за пару секунд. Даже кнопки нажимать не надо, набирая слово в поисковике)) Но нет: зачем интересоваться какими-то старыми, непонятными, никому не интересными словами?! 

Однако в комментариях под постом было множество голосов родителей, согласных, что деткам нынче очень тяжело дается чтение покрытых вековой пылью книг. «Да кому вообще нужна эта классика?» – вопрошали они, вспоминая собственные мучения с чтением книг по программе в школе. 

Не будем углубляться в эту тему, хотя она приобрела большую популярность в последнее время: размышления о пересмотре школьной программы. Не сегодня, когда-нибудь в другой раз поговорим об этом… 

А меня всё эти стенания приводят к грустным мыслям. Удивительно, парадоксально (хотя на самом деле ничего в этом парадоксального нет), но, получив возможность общаться со всем миром, добывать огромное количество информации, мы не стремимся этим пользоваться. 

Вспоминаю, как еще лет пятнадцать назад на культурологии второкурсники одной из самых сильных групп в колледже полпары спорили, кем был Леонардо да Винчи. Среди их версий не было ни слова «художник», ни слова «изобретатель». А возле доски висел портрет Джоконды… 

Наверно, это знак времени, в котором мы живем: отсутствие интереса к истории, к прошлому, к культуре. Сегодняшняя жизнь занимает и отнимает все наше время и силы? Или прав был Александр Сергеевич: «Мы ленивы и нелюбопытны…»? 

А что об этом думаете вы? 

Ну вот… С такой темой вернулась после длительной паузы (стишки и сказки не считаются))). Скорее всего продолжу – наболело… 

Другие публикации канала:

Книжные истории
Книжные истории. История вторая.
О тайных свиданиях, внезапных разлуках и...
О непобежденных книгах и побежденных книгами
Книга, которой не нужно становиться фильмом
Читайте также

Комментарии 70

Войдите для комментирования
■ антиАвокадо 21 сен 2023 в 03:37
Глобально всё просто: кто хочет, тот читает :)
Я думаю, непонятны не слова, а классический русский язык, на котором далеко не все русские умеют говорить и даже понимать. Как услышу от молодёжи вместо "красавица" КРАШИХА, так и холодный пот пробивает.
■ У окна 04 фев 2023 в 14:48
Да в общем, все непонятно: и слова, и язык... А уж если вспомнить о том, что чтение требует усилий: зрительных, умственных - то и вообще вопросов не остается...
■ Руки не для скуки 01 фев 2023 в 18:42
Я в шоке! Действительно задают вопрос кому нужна эта классика?
■ У окна 01 фев 2023 в 19:26
Конечно, задают. Эта тема в моде сейчас.
■ Руки не для скуки 02 фев 2023 в 22:12
Да ладно😱... 😱
■ ЭльКа. Мой мир 30 янв 2023 в 23:37
Отсутствие интереса, наверное, это признак сегодняшнего дня.
■ У окна 31 янв 2023 в 06:31
Думаю, да. И это грустно...
■ сосмыслом 30 янв 2023 в 21:47
Сейчас телефон, действительно, для многих заменяет книги. Но сложные слова ... всё зависит от человека и его воспитания. У меня дочь очень грамотная, её новые слова не остановят, но, увы, телефон - это всё в её жизни
■ У окна 31 янв 2023 в 06:30
Согласна. Но когда вопрос трудных, устаревших слов раздувается до глобальных масштабов - это повод задуматься...
В школе не любила «Мертвые Души», а в взрослом возрасте прочитала с большим удовольствием.
■ У окна 31 янв 2023 в 06:29
До классики, конечно, нужно дорастать. Но узнать о ней можно и в школе. Даже если не понравится...
■ Канал закрыт 30 янв 2023 в 14:28
Спасибо.. с удовольствием прочитала..я люблю посидеть вечерком в тишине с книжкой..ни какие сайты не заменят это
■ У окна 30 янв 2023 в 17:56
Согласна))
■ Жизнь 30 янв 2023 в 14:14
Прочитал с удовольствием 👍
■ У окна 30 янв 2023 в 17:57
Спасибо))
■ Амалия Литвинова 30 янв 2023 в 05:05
Сейчас вообще человечество очень сильно озабочено тем, как бы упростить себе жизнь. Ни во что не хотим вкладываться: ни в работу, ни в отношения, ни в чтение.
■ У окна 30 янв 2023 в 07:09
Человечество всегда к этому стремилось. И вот сейчас наконец появилась возможность осуществить эту чудесную мечту (иронизирую я)))
■ Амалия Литвинова 30 янв 2023 в 23:57
Надеюсь, что человеки одумаются таки.
■ Дао Пенсионерки 29 янв 2023 в 23:25
Не могу вас поддержать, т.к. у самой дети читающие и их друзья из того же теста. Читают много. Дома библиотеки в основном профессиональные. Покупают и в магазинах, и со специализированных интернет-магазинов и с Авито - подержанные. На художественные книги записаны в интернет-библиотеки на электронные книги.
■ У окна 30 янв 2023 в 07:08
У меня есть возможность общаться с самыми разными молодыми людьми, поэтому вижу, слышу, наблюдаю...
■ Дао Пенсионерки 30 янв 2023 в 11:27
Я понимаю. У всех нас разное окружение. У меня был сосед, старше меня на 5 лет. Хороший человек, хороший сосед. Он гордился тем, что после школы не прочитал ни одной книги, не сходил ни разу в дизни ни в один театр. Смеялся над нами с мужем. Они выросли в домах напротив с 53-го года.
■ Москвичка 29 янв 2023 в 23:10
Чтобы привить любовь к чтению детям, любить читать должны сами родители. Вот в чем вопрос, увы, не всякий родитель любит читать(( Необходимо приучать читать с грудного возраста - помните раскладные книжки картонные? Пусть ребенок читает то, что нравится, иначе любовь к чтению не привить. Развитие любви к чтению - часть воспитательного процесса, опять же не всякий родитель готов тратить на это время, к сожалению...
■ У окна 30 янв 2023 в 07:06
Прям на больную мозоль наступили.
■ Москвичка 30 янв 2023 в 21:13
Ох, извините, пожалуйста, я случайно
■ Feikofob 30 янв 2023 в 02:34
Согласен. Дети всегда подражают родителям.
■ Москвичка 31 янв 2023 в 15:06
А как же!
■ Записки пассажира 29 янв 2023 в 22:41
Далеко ходить не надо. Буквально вчера один взрослый, казалось бы, дядечка не узнал Горького на портрете, а потом ещё назвал его Максимом Алексеевичем. Ещё чуть-чуть - и Льва Толстого перестанут узнавать.
■ Владимир Меркулов 30 янв 2023 в 08:46
На моих глазах экскурсовод (!) в Третьяковке обозвал Островского Мусоргским и спокойно повёл группу дальше
■ Записки пассажира 30 янв 2023 в 09:14
Вот и верь после этого экскурсоводам! Они много чего интересного умудряются наговорить ))
■ Владимир Меркулов 30 янв 2023 в 11:44
Спасибо! Вдохновился и обобщил свой опыт (но, увы. не весь) - https://pabliko.ru/@vlmerkulov/vot_i_ver_posle_etogo_ekskursovodam-121707/
■ У окна 30 янв 2023 в 07:06
Это было во все времена, к сожалению... И будет, судя по всему.
■ Владимир Меркулов 29 янв 2023 в 21:12
2) Стихи. То, что надо было учить наизусть. В школе мы их просто ненавидели. Все, скопом. Года через 3-4 после школы у меня пол-шкафа было заставлено поэзией, из Москвы книги возил.
■ У окна 29 янв 2023 в 21:32
И вот ведь вопрос: а появилась бы поэзия в шкафу, если бы (да, парадокс, не спорю) школа не подтолкнула к ненависти, но при этом все же познакомила со стихами..?
■ Владимир Меркулов 29 янв 2023 в 21:46
Хотя, если всё-таки отмотать плёнку назад и реконструировать движения своего сознания (если хотите, души) то любовь к поэзии это у меня от замечательного иноагента - Бориса Борисыча
■ Владимир Меркулов 29 янв 2023 в 21:39
Ненависть слишком громкое слово. Скука, желание побыстрей отбыть повинность и т.п. А с другой стороны, школа меня и с уравнениями по химии познакомила, и я к ним больше так никогда и не вернулся
■ Владимир Меркулов 29 янв 2023 в 21:09
Вступлюсь за деток. Во многом, это проблема нашего школьного курса литературы. В 6 классе детям надо давать Жюль Верна, Фенимора Купера и т.п. а не "Бедную Лизу", тогда и читать будут больше. Я сам прочитал бОльшую часть классических произведений уже после школы. Всему своё время. "Войну и мир" в школе только открыл и сразу закрыл. Зато с удовольствием читал Швейка. А потом, у нас, как Вы помните, была самая читающая страна в мире. Чем закончилось? Чумаком, Кашпировским, МММ и "правильно вложи свой ваучер" и это всё не нынешние безграмотные тинейджеры, а та самая, самая читающая публика
■ Feikofob 30 янв 2023 в 02:46
Это большая тема. Толстому с "ВиМ" уже посвятил статью:https://pabliko.ru/@feikofob/o_tolstom_hudom_romane_tolstogo-19975/и в комментах там прошлись и по теме школьной программы .... А вчера и у Соловьева эту тему дебатировали ... Кстати, Майн Рида с Сабатини забыли ... )
■ Владимир Меркулов 30 янв 2023 в 08:49
Так я весь список и не пытался огласить, там 1001 вариант. А телевизор я в принципе не смотрю, точнее, я сам себе телевизор. Слава Рутрекеру-Ютубу слава
■ У окна 30 янв 2023 в 07:03
Помню эту Вашу статью)) А школьная программа - вообще тема мутная...
■ У окна 29 янв 2023 в 21:31
Ну, к последнему аргументу надо еще и время приложить. в качестве слабого, конечно, но оправдания...А про курс литературы не буду спорить. Но, вы знаете, то, что в учебники сейчас понапихали, еще хуже того. что было. Но это тема отдельной статьи)
■ Владимир Меркулов 29 янв 2023 в 21:42
А что не так со временем? Я как раз и говорю, что это не нынешнее "телефонное" поколение ставило банки с водой перед телевизором. Да и книг о природе капитализма, включая художественные (Драйзер, Д.Лондон) у нас издавалась масса, но самая читающая публика в мире рванула в МММ
■ Северянка 29 янв 2023 в 21:08
Соглашусь с комментариями тех, кто защищает молодёжь, у которой есть много интересов самых разнообразных. Но они всегда были у людей молодых и энергичных. А чтение - это ведь не просто извлечение информации про войну 12-го года из произведения Толстого - это и речь, и стиль, и чувства. Тут всё не перечислишь - ох, на эту тему можно бесконечно...
■ У окна 29 янв 2023 в 21:28
Я ж не нападаю на молодежь - я о ней печалюсь. Ведь не поспорить с тем, что наш общекультурный (слово ужасное, не спорю) уровень был выше, чем сейчас. Того и жаль, что при сегодняшних возможностях они выбирают НЕ литературу, не искусство, не культуру. И обвинять их в этом, к сожалению. невозможно. Ну вот, полстатьи новой накатала))
■ Северянка 29 янв 2023 в 21:59
Конечно, я с вами согласна. Только прочитала ещё комменты, ну и начала с них, что тоже можно согласиться. Но главное - то что формирует именно человека и личность, а не исполнителя проектов, специалиста - уже давно упускается. Не знаю, сможем ли мы это вернуть...
■ Мозаика жизни 29 янв 2023 в 20:03
Это конечно проблема, но это мы так считаем. Молодые люди никакой проблемы тут не видят.
■ У окна 29 янв 2023 в 20:20
Я в курсе. Регулярно слышу об этом от этих самых молодых людей - нет проблемы))
Да, тема очень серьезная. Читают сейчас мало, в основном сидят в компе и телефоне. Но сейчас есть и масса тех, кто в тех компах и телефонах что-то интересное делают) И интересы у него есть, и с увлеченностью все в порядке. правда читать он от этого не станет больше.
■ У окна 29 янв 2023 в 20:20
О том, что молодые люди интересуются многим, даже и спорить не буду. Возможно, растет очередное поколение "узколобых", или узкопрофильных специалистов с практически полным отсутствием общекультурного уровня...
Я вижу много увлеченных подростков и молодых людей. Не могу назвать их узкопрофильными, потому что интересы у них пошире, чем у меня. Ну да, не читают книги. А я читаю. Это еще ни о чем не говорит, честно.
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ