08 май 2024 · 05:05    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 2011-м году журнал Forbes включил в число самых богатых американцев CEO Starbucks Говарда Шульца. Возможно, не всем знакомо это имя, но Starbucks знают даже люди, далёкие от кофе как продукта вообще. Говард Шульц в том списке разделил своё почётное 331-е место с человеком по имени Боб Стиллер с приблизительным состоянием 1 300 000 000 долларов. Боб Стиллер основал компанию под названием Green Mountain; как ни поразительно, они тоже занимались продажей кофе, но - в другом формате."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В том же 2011-м году Green Mountain продала около 6,000,000,000 кофейных капсул. Если поставить их друг за другом в ряд, то они шесть раз обогнут экватор - то есть создадут вокруг Земли пояс из пластика, фольги и кофе шириной 30 см. У основателя компании был вышеупомянутый миллиард с лишним долларов, особняк на Палм-Бич, 45-метровая яхта и 17-миллионный кондоминиум в округе Колумбия, купленный у футболиста Тома Брэди и евошней жены, топ-модели Жизель Бундхен, а также Стиллер был единственным крупным акционером Krispy Kreme. Если бы в 1993-м году, когда Green Mountain стала публичной компанией, вы бы вложили в нее 1000 долларов, то к осени 2011-го вы получили бы 20000000. Между 2006 и 2011 годами оборотный капитал Green Mountain по индексу NASDA0* дал бóльшую прибыль, чем Apple, Google и даже Starbucks."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Всё это стало возможным благодаря чашке кофе, которую он однажды выпил в 1980-м году."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вкратце история такова: в 1980-м году Van Halen выпустили свой третий альбом, а Боб Стиллер как раз незадолго до этого продал свою первую компанию, что принесло ему приблизительно 3 миллиона долларов. Запомните момент с продажей компании, в конце статьи будет некий такой особый композиционный трюк, когда мы вернёмся к этому пункту/этапу/моменту."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И вот он, случайно найдя кофейню, где ему подали неслыханно вкусную чашку кофе, купил её (компанию, а не чашку кофе) (то есть, сперва-то, конечно, чашку кофе, но зато сразу после нее — компанию) (она была совсем крохотная, справедливости ради отмечу)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Дело в том, что в 1980-м году 99,99% американцев никогда не пробовали свежей, хорошо приготовленной арабики. Пили они или кошмарного качества робусту, или вовсе растворимый. Но когда сперва Peet's Coffee, а затем Starbucks стали предлагать удивительно вкусный (по тем временам) кофеек — спрос на такой кофе, пусть он был и дороже, распространился по Америке как лесной пожар."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Сам я никогда лесной пожар не видел (хотя родился и вырос в городе, что окружен лесами со всех сторон), но есть же такой оборот, верно?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Так вот, компания Стиллера, кою назвал Green Mountain, росла именно на этом рынке — продаже «кофе для гурманов»; спустя пару десятилетий это назовут «спешиалти кофе». И мода на этот самый кофе, так не похожий на тот, что пили бабушки и дедушки самого Стиллера и всего его поколения, вроде бы эта мода обещала/сулила/предвещала неплохую прибыль. И так оно и вышло, прибыль была; но только не у Стиллера."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"К тому моменту, когда у него было менее десятка кафе, где подавали Green Mountain Coffee, у Starbucks было 1400 точек. К тому же эти кафе были чудовищно прожорливыми, требуя постоянной финансовой подпитки (это сохраняется и по сей день, ресторанный бизнес — массовое захоронение нереализованных продуктов, что были куплены за живые деньги, а принесли одни убытки)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а как же это тогда получается, что Starbucks смогли открыть так много кофеен, мм?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А я вам отвечу - если без подробностей, Starbucks повторили модель другого американского сверхгиганта, McDonald's, организовали жёсткую стандартизацию и экономили на больших объёмах. Это не работает в случае, когда у тебя три-пять-семь точек, которые даже в совокупности всё равно остаются нишевой и региональной сетью, никому не известной за пределами штата/округа. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В общем, у Стиллер был классический случай, когда качественная характеристика самого товара была на высоте, а вот потребительская ценность (воспринимаемая ценность) этого же товара стремилась к нулю. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Если бы Стиллер пил замечательное кофе капучино с корицей погорячее - он бы, вероятно, рассудил примерно так: ну что ж, против судьбы не попрёшь; карма у меня, видать, такая; Вселенная подсказывает, что это не моё; надо чтобы работа приносила удовольствие, а не требовала усилий; моя философия - "},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"лагом"},{"type":"string","attributes":{},"string":": достаточно и того немногого, что есть сейчас. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Но Стиллер был человек со здоровой психикой, поэтому он рәхәтләнеп треснул эспрессо, и его осенило: если люди не идут за кофейком в его кафе - он сам доставит свой кофе людям. И они его выпьют, и он им понравится, и они за него заплатят."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А как попасть к людям? "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Где люди пьют кофе чаще всего, если не в кафе? "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Два основных варианта: дома и на работе."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Был ещё третий вариант - на заправке, и вскоре сеть ExxonMobile продавали кофе Green Mountain из термосов с пневмонасосом."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Но как попасть в дом и на работу к каждому американцу?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И вот тут у Стиллера произошла интеллектуальная алхимия."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Давным-давно я прочитал у Стивена Кинга в его собственном жизнеописании:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"\"Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"У Стиллера произошло нечто примерно похожее: он соединил две мысли, и оказалось, что они были самим Создателем идеально подогнаны друг к другу."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Дело в том, что первая компания Стиллера, которую он продал в 1980-м, занималась продажей бумаги для самокруток. К 1980-у году Стиллер и его партнёр реализовали 91 миллион упаковок такой бумаги - из них можно было бы свернуть 2 миллиарда папирос."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Идея индивидуальной упаковки кофе к тому моменту не была нова, ведь кофейные капсулы уже существовали. Но ни у кого не было масштабов, чтобы эта вещь стала популярной. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Считалось, что это противоречит духу свежего кофе, ведь кофе тем лучше, чем скорее его выпили после обжарки и заваривания; а здесь кофе хранится в ванночке размером чуть больше упаковки сливок... хранится неизвестно сколько..."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Боб Стиллер понял 2 вещи:"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"а) что изложенная в предшествующем абзаце мысль - миф, ибо кофе портится от кислорода, а если вытеснить кислород азотом - никакого окисления не произойдёт;"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"б) что наткнулся на брешь в рынке. Закинь капсульную кофеварку в дом каждого американца - и он будет счастлив такому быстрому и комфортному способу получить кофеиновый удар."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Модель McDonald's не сработала; сработала модель Gilette, когда бритвенные станки продаются относительно недорого, а основные деньги делаются на комплектах лезвий, которые нужны всё время. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Только за 2010-й год Green Mountain продала капусульных кофемашин на 200 миллионов долларов, но это всё семечки, потому что за тот же 2010-й год Green Mountain продала 3 миллиарда капсул. Кофейные капсулы сделали Green Mountain любимицей Уолл-стрит: за 3 года её акции взлетели в цене вчетверо. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Сотрудникам офисов, где были установлены капсульные кофемашины, больше не приходилось жаловаться, что кто-то сварил слишком слабый, слишком крепкий, слишком светлый или темный кофе или что от постоянного кипячения тот превратился в густую горькую жижу. Теперь каждый может сделать кофе на свой вкус."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"scale_1200-14.jpeg","filesize":43631,"height":525,"pic_id":858012,"url":"/files/article_image/2024/05/07/scale_1200-14.jpeg","width":700}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[7135,7135]}
Комментарии 0