17 окт 2023 · 13:20    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это – фильм-настроение, точнее – впечатление, потому что есть недвусмысленная отсылка к импрессионизму. Изначально в сценарии это называлось «Будь готов!», но затем стало "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Завтраком на траве» (1979)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Режиссёр - Николай Александрович, сценарист - Михаил Львовский, база - рассказы Анатолия Черноусова, от которых оставили самую малость. Да, насчёт завтрака! Интересный момент – считали, что целевая аудитория сможет уловить аллюзии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "345.jpg", "filesize": 115231, "height": 576, "pic_id": 729699, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/17/345.jpeg", "width": 708}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картину Клода Моне показывают в одной из сцен, где пионервожатый разглядывает альбом импрессионистов, и предполагалось, что дети в своей массе видели и знают, что за пикник на природе имеется в виду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Импрессионизм был актуален среди позднесоветской интеллигенции, и появление в кадре того альбома неслучайно. Также обращает на себя внимание его …затрёпанность. То есть к этой книге много раз возвращались и давали посмотреть. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К слову, сюжет Клода Моне – это ответ Эдуарду Мане, который создал «Завтрак…» на три года раньше, но там была фривольная сцена, шокировавшая публику. Впрочем, в те времена выезды на природу были, что называется трендом - они описываются у Эмиля Золя и Ги де Мопассана..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но и подростки были в курсе импрессионизма – тогда было стыдно …не читать книг и не знать художников. На всё нужна мода, как ни странно это звучит. В 1970-х у нас был востребован гуманитарный интеллектуализм, подобно тому, как в 1960-х держалась мода на интеллектуализм технический. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Завтрак на траве» - это сцены из жизни пионерского лагеря, где-то приукрашенные и схематичные, но по большей части – весьма точные. Это – даже не повествование. Это - ощущение. Как в первых кадрах «Завтрака…» показано самое начало лета – в его безграничности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это – наше лето, наше детство, …наша страна, какой уж нет. Исчезнувшая Империя. Тот город, что мы видим на фоне песенки о Золотой рыбке, мог быть, где угодно (снимали в Протвино) и везде было то самое лето. Предвкушение счастья. Запах нагретого асфальта, бензина, цветов и солнца. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, молодой рабочий Ваня Ковалёв (Сергей Проханов) готовится к поступлению в технический институт, но его коллега предлагает Ване готовиться к вузу на лоне природы, совмещая занятия с «непыльной» деятельностью пионервожатого."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате Иван становится образцовым педагогом, найдя правильный подход к трудным или «не таким, как все» ребятам. В общем-то это и всё. Но – как! В центре внимания – те самые "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "неформатные"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " дети. Такие, к которым и не подберёшься без волшебных ключей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Юрик Ширяев – сын матери-одиночки, предводитель мини-шайки; Люда Пинигина – рано развившаяся девочка-фея, "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/Ybha6ZUwunhAzeI-?integration=site_desktop&place=layout"}, "string": "в духе соловьёвской Лены Ерголиной из «Ста дней после детства» (1975)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и, наконец, главный фигурант – Дима Мурашкин, мечтающий стать …сюрреалистом и рисующий злые карикатуры на того же Ширяева."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сценарист Михаил Львовский вообще любил тему детей-отщепенцев, которые по факту – интереснее «обычных». Всем этим ребятам предстояло влиться в коллектив, оставаясь, тем не менее, собой. Ныне часто говорят, что советская система ломала человека. Всё не так. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Она, та система "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/XPgKawUeWgCu-Jy6?integration=site_desktop&place=layout"}, "string": "…дозволяла жить в параллельной реальности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – и взрослым, и детям. По сути, Ширяева с его пацанской вольницей, Пинигину, постоянно говорящую о своём низком гемоглобине, чтобы оставили в покое и, конечно же, Мурашкина, сбегающего от мира, насильно никто не заталкивал на мероприятия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Они подтянулись сами и при этом сделались центральными фигурами. В финале мы видим, как сюрреалист Мурашкин …становится импрессионистом и пишет свой «Завтрак на траве», который посвящает своему вожатому, лагерю, детству. Но и тут он изображает себя – отдельно. Хотя, тут все – отдельно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, фильм глубже, чем видится поначалу. А «первый слой» - внятен и прост: бескрайность тёплого мира, дивные песенки, добрые и понимающие взрослые. Всё так и было, даже для тех, кто хотел быть особенным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ещё это рассказ о любви, хотя, она тут - не главное. Любовь показана тоже, как ощущение и переживание, которое лишь улавливается, но не выказывается. Восторг Мурашкина перед очарованием Пинигиной - это уже поиск своей музы, а она нужна импрессионисту, сюрреалисту, соцреалисту..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Zina KorZina (c) "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 106]}
Комментарии 1