18 май 2023 · 10:17    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Советском Союзе не жаловали уныние, считая его, если не грехом, то — чем-то нездоровым. Инородным. Поэтому грустные люди на киноэкране должны были как-то объяснить своё серое лицо и безрадостные будни. У нас же советская власть! Какая-такая депрессия?! Она (депрессия) — это неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие любимой работы, съёмный угол с протекающей крышей и жена-истеричка. Это у них там - на буржуазном Западе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма «Отпуск в сентябре» (1979) . Скриншот.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview.jpeg", "filesize": 111797, "height": 629, "pic_id": 571590, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/18/imgpreview_Qh9XSbu.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А тут — социальный оптимизм, дача в Нижних Верхушках и лыжи по выходным дням. Перевыполнение плана. Радостные позывные телепередач. Битва за урожай. Ты что ли антисоветчик, раз тебе муторно?! Правда в 1970-х годах человек, у которого есть вроде бы всё, но при том — не нравится ни-че-го стал всё чаще присутствовать в сюжете. Оно уже не означало, что персонаж тяготится советской действительностью. Просто "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "шоу пошло не так"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Заселили в годную жилплощадь, а жить неохота?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хомо-советсикус получил право на печаль. На дождь и осень. Больше того, осень активно вторглась в каждый второй сценарий — с «Осенними марафонами» и "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«... осенью жизни — как осенью года» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "в песнях и мотивах. Но даже и на этом листопадном фоне выделяется «Отпуск в сентябре» (1979) - он же пьеса «Утиная охота» (1967). Здесь — никакого просвета. Есть немного надежды на всё понимающих и верных друзей, да и они могут в конечном итоге послать в "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "дальние-дали"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Ибо друзья устали. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перед нами — супер-скучный Витя Зилов, которому надоело всё, а потому старые товарищи (которых пока ещё не всё достало) присылают ему погребальный венок. Мол, Витя уже умер и только прикидывается живым. Как в триллере. Хотя... По большому счёту, нам показывают две серии полноценного ада — преисподняя это вовсе необязательно огонь и черти. Персональный ад Зилова (и не только его) — это нескончаемый дождь и отсутствие интересных - да и любых! - перспектив. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Живёт Зилов в большом городе - об этом говорит шестизначный номер, набранный одним из его друзей, а до середины 1970-х даже Ленинград был «шестизначным». Снимали это всё в Петрозаводске, то есть не в глухомани с тремя пивнушками на четыре НИИ посреди "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "чиста_поля"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". У Зилова — новая хорошая квартира, он женат на красивой женщине-учительнице, у него случаются романы с другими красивыми женщинами, вроде продавщицы Веры... и она уже надоела. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И? Хмурое утро да мятое лицо. Потому что бухает. Самый цельный — их общий друг официант Дима. Остальные — мятущиеся полу-интеллигенты с тавром «образованщина вульгарис». Работу свою не любят и воспринимают её, как унылый воз, а не эпохальный зов. Есть одна — по факту центральная сцена — когда Зилов и его друг Саяпин решают подтасовать данные и выдать липовый «проект». Смысл: главное, сдать отчётность, а там — никто не заметит. Всем — пофиг. Начальник поорал, но и ему тоже - всё равно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изумляюще-депрессивные кадры новостроек, офиса, квартиры, магазина, ресторана. И главное, дождь — он или идёт, или вот-вот опять снова хлынет. Этот двухсерийный шедевр (а это реально отличное кино!) положили в 1970-х на полку и явили миру только после смерти Олега Даля — в 1987 году, в разгар Перестройки — тогда срочно потребовались такие вот серые и скучнейшие пространства. И резко вдруг стало ясно — к чему эти МНСы с ИТРами поддержали Перестройку — от лютейшей скуки. Хоть какая-то движуха! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жилище-то им дали — со всеми удобствами, а «Понедельник...» по Стругацким не вышел. Прекрасные женщины тоже имеют тенденцию надоедать в конечном итоге. Водка слегка радует, но - недолго. Похмелье — ужасающе. А дождь, как в тех страшных рассказиках Рэя Брэдбери может лить вечно — и никакого стругацкого «Полдня. XXII век». А что Зилов? Застрелиться не смог и, как говорят, всё-таки оправился на утиную охоту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Zina Korzina (c)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 91]}
Комментарии 0