28 авг 2023 · 11:21    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — это не об интеллигенции Серебряного века, это об образованных людях позднего СССР. Среди персонажей выделялся герой Олега Табакова с его рефреном "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Чумазый играть не может». "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть в этой экранизации чеховских произведений много эффектных деталей и характеров, но этот помещик «искрит» и полыхает даже на фоне ярких персон. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Скриншот.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "npmp-11.jpg", "filesize": 131617, "height": 573, "pic_id": 682583, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/28/npmp-11.jpeg", "width": 685}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он был взят из рассказа «В усадьбе», и фамилия его Рашевич, так сказать, из польской шляхты. В тексте его рассуждения ещё более пространны:"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " «С точки зрения братства, равенства и прочее, свинопас Митька, пожалуй, такой же человек, как Гёте или Фридрих Великий; но станьте вы на научную почву, имейте мужество заглянуть фактам прямо в лицо, и для вас станет очевидным, что белая кость — не предрассудок, не бабья выдумка»."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "По сути, он высказывает идеи, называемые социал-дарвинизмом. Антон Чехов довольно часто описывал дворян, которые давно утратили своё социокультурное, а главное - экономическое лидерство, да и лоск подрастеряли. Зато продолжают гнуть свою патрицианскую линию, считая себя бриллиантами на фоне сермяги. Некоторых героев, типа господ из «Вишнёвого сада» или «Цветов запоздалых» Чехов искренее жалел; других – злобно высмеивал, как того Рашевича. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако в советском фильме 1970-х годов этот образ «выстрелил» совершенно иначе. Здесь был уже не помещик, начитавшийся всякой модной о ту пору социально-расовой дури (к слову, основные идеи о высших и низших – это не Третий Рейх, а много раньше). Так вот Рашевич в фильме Никиты Михалкова – это пародия на псевдо-интеллигента, хватанувшего по верхам, но считающего себя выше, чем пролетарий или колхозник. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1970-х терминами «колхоз», «колхозно» стали маркировать нечто простое и даже нелепое. Часто антипод «фирм"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "е"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» или ещё какому-нибудь эксклюзиву – подписным изданиям, абонементу в приличный бассейн, билету в Ленком или в Таганку. Сформировался слой, имевший вполне рабоче-крестьянские корни, получивший кое-какое высшее образование и – возгордившийся своим умением отличать ямб от хорея. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…Кстати, Раиса Захаровна из комедии «Любовь и голуби» (1984), говорившая Васе Кузякину, что они, дескать, из разных социальных пластов, не просто близка к этому типажу – она представитель «касты». Её, эту касту, отличал снобизм, поверхностное знание в стиле «обо всём понемножку», ощущение себя – приобщёнными к интеллектуальной прослойке, но главное – отделение себя от «чумазых», которые «не могут играть». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И не просто отгораживание. Ими владел колоссальный страх оказаться «чумазыми» в чьих-нибудь глазах. Именно эти, а не подлинные интеллигенты и потомки аристократов, фильтровали свой круг. Поэтому «не чумазые» тщательно следили за модой на те или иные книги, фильмы, выставки. В те годы, когда «Неоконченная пьеса…» вышла на экраны, требовалось любить импрессионистов, коллекционировать «старину», цитировать Ахматову и Цветаеву,... презирать соцреализм и всё советское. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот момент истины – эти персонажи, вроде как обязанные благодарить большевизм за возможности, и составили костяк диссидентского движения. Поэтому герой Табакова в кадре имеет не помещичий вид – он расхристан, длинноволос, как положено «кухонному» полуинтеллигенту, который, ясен пень, «не чумазый». "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 149]}
Комментарии 0