06 дек 2023 · 16:09    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "фото из интернета", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "foto_1701867615504.jpg", "filesize": 190423, "height": 562, "pic_id": 771832, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/06/foto_1701867615504.jpeg", "width": 950}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Везде, где встречаются суша и море, есть место для геополитической напряженности, особенно когда речь идет о соперничающих государствах, граничащих с внутренними морями или озерами. Эта напряженность очевидна для всех вокруг Суэцкого канала, в Индийском океане, в Южно-Китайском море, с многочисленными спорами между китайской сверхдержавой и такими государствами, как Япония, Тайвань, Филиппины и другие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Босфор на Черном море менее известен, хотя конфликт России с Украиной все больше подчеркивает геополитическую важность этого турецкого пролива. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Опираясь на Конвенцию Монтрё 1936 года, Турция неоднократно разыгрывала свои стратегические козыри. В результате глобализации торговли и, как следствие, значительного роста морских перевозок Турция недавно разработала проект «Стамбульский канал» - чтобы немного ослабить давление на Босфор, но при этом не получить меньше выгоды от роста морских перевозок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ана Пувро, имеющая докторскую степень по славистике в Университете Париж-IV Сорбонна и степень по международным отношениям и стратегическим исследованиям в Бостонском университете, посвятила большую статью во французском геополитическом журнале Conflits, № 48 (ноябрь-декабрь 2023 года), этой части моря ограниченных размеров, которая играла и будет играть очень важную политическую и экономическую роль. Это пролив длиной около тридцати километров, соединяющий континенты Европы и Азии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Османы давно понимали геополитическую важность этого участка моря: в 1393 и 1451 годах они построили укрепления на Босфоре, что позволило им взять Константинополь в 1453 году. Прежде всего, они понимали, что таким образом контролируют доступ кораблей в Черное море, а значит, и все Черное море и его государства. Таким образом, Черное море стало турецким озером в ущерб России. На протяжении веков русские должны были просить у султана разрешения на проход через Босфор. Равновесие изменилось в XVIII веке, когда русские смогли завоевать северное побережье Черного моря, получив право плавать по морю и пересекать пролив. Однако Босфор продолжал оставаться причиной геополитической напряженности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Важность Конвенции Монтрё (20 июля 1936 года)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В книге «Конфликты» автор Ана Пувро справедливо подчеркивает важность Конвенции Монтрё, которая до сих пор остается в силе. Это международное соглашение гарантирует свободный проход торговых судов. На проход военных кораблей наложены особые ограничения. В частности, черноморские государства, не являющиеся ипариями, должны ограничивать количество военных кораблей и их тоннаж. Турция имеет право запретить доступ в Босфор любому судну по своему усмотрению - в военное время Турция опиралась на это положение. 27 февраля 2022 года СВО на Украине была объявлена угрозой, что позволило Турции принять ограничительные меры на основании этой конвенции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то время как Босфор - одни из ворот Западной Европы в Россию, проливы являются единственным возможным морским выходом России в Средиземное море и, следовательно, ключевым геополитическим пунктом для российского флота в Черном море. Благодаря членству Турции в НАТО, Организация Североатлантического договора десятилетиями контролировала доступ к Черному морю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С распадом Советского Союза, - объясняет Ана Пувро, - понтийский регион стал еще более открытым для Атлантического альянса. Однако напряженность усилилась после отделения Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, которые присоединились к России. По мнению эксперта по России Игоря Деланоэ, регион остается «понтийско-кавказским военным центром», который Россия рассматривает как возможность ответить на политику сдерживания США и тем самым усилить российское влияние в регионе. Ана Пувро, например, ссылается на начало войны в Сирии в 2011 году. Россия немедленно создала морскую базу поддержки - также известную как Syria Express - для оказания военной помощи (через Босфор) режиму Асада на земле. Российские корабли массово проходили через турецкие проливы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Черное и Азовское моря являются настоящими центрами торговли между Россией и остальным миром, в частности, через порт Новороссийск, который незаметно стал самым важным портом России, что еще раз подчеркивает важность Босфора. Около 40 % валовой добычи нефти в России проходит через Босфор. Россия поставляет Турции достаточное количество топлива - Турция была и остается противником экономических санкций против России. Россия также является ведущим экспортером зерна и муки и, благодаря Босфору, глобальным игроком в сфере продовольственной безопасности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Глобализация экономики значительно увеличила объем торговли в районе Босфора и вокруг него. Для прибрежных государств - Турции, Болгарии, Румынии, Украины, России и Грузии - этот пролив имеет жизненно важное значение. В 2019 году, по данным автора Conflits, через Босфор прошло 40 000 судов. Уже несколько лет движение даже перенасыщено, что заставляет корабли подолгу ждать. Стамбул развивался вместе с мировой торговлей и сейчас является одним из крупнейших мегаполисов мира с населением 15, 84 миллиона человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Более того, после начала конфликта России и Украины Турция стала еще более важным энергетическим хабом и портом для транзита нефти и газа из Азии в Европу, чем раньше. Турция, со своей стороны, с 2021 года реализует проект Стамбульского канала, который она надеется завершить к 2027 году. По мнению турецкого правительства, этот канал должен снизить давление на Босфор. Канал будет иметь длину 45 км и ширину 275 метров. За проход по каналу будет взиматься плата, хотя это может иметь юридические последствия, поскольку поставит под угрозу свободу судоходства. Россия настороженно относится к этому проекту, поскольку новый канал позволит НАТО быстрее перебрасывать свои войска в Черное море."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно, Босфор не так хорошо известен широкой публике, но его место в растущей геополитической напряженности немаловажно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь."}], "attributes": []}], "selectedRange": [255, 255]}
Комментарии 0