08 сен 2022 · 06:36    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О Москве-Третьем Риме стали толковать, что эту легенду придумали сами Москвичи, вдохновляемые своею невежественною гордынею. Это так же верно, как и сказание о происхождении имени Москвы от Мосоха, которым упрекали Москвичей тоже в качестве их непомерной гордыни и круглого деревенского невежества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "картина Ивана Айвазовского \"Вид Константинополя и Босфора\" (1856)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2022-09-08T063134.126.jpeg", "filesize": 48829, "height": 626, "pic_id": 149167, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/08/scale_1200_-_2022-09-08T063134.126.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легенда, а вернее сказать, народная мысль в Москве, как о Третьем Риме, возникла и стала распространяться во всем Православном мире еще со времени Флорентинского Собора (1439 г.), когда второй Рим, знаменитый Царьград, в лице своего императора и главных своих представителей, поменял свое православное первенство на чечевичную похлебку врагу Восточной церкви, Риму первому, а теперь папскому Риму, и когда этот папский Рим узнал, что Православная крепкая сила еще существует, именно в далекой и дотоль почти совсем незнаемой Москве, непоколебимо отринувшей недостойную Флорентинскую сделку, на которую второй Рим - Царьград так бесславно согласился."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все православные народности Востока, Греки и Славяне, в это же время узнали, что единственным защитником и поборником Православия явилась далекая Москва, прославленная на соборе уже могущественным государством, о чем для своей же пользы должен был рассказывать и самый изменник Православию, Исидор, хотя сама по себе Москва еще только зарождалась настоящим Государством. Затем погибель Второго Рима от завоевания Турками уже окончательно утвердила в понятиях Православных народностей, что далекая Москва остается единственным могучим Государством, способным охранять Восточную веру от всяких находящих напастей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По крайней мере, все упования верующих в одной Москве находили точку опоры, в одной Москве чувствовали непобедимую Православную силу, к покровительству которой и потекли все обездоленные и разоренные от Турецкого владычества или притесненные от Папы. С той поры Москва явилась щедрою благотворительницею для угнетенных народностей, особенно для Греков, не перестававших появляться в Москве за милостынею."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень естественно, что люди, потерявшие свой Рим, обращали свои упования на Москву, как на новый Третий Рим и могли высказывать эту простую мысль Московским книжным людям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К тому же и ход событий очень благоприятствовал распространению и укреплению такой мысли. После блака Ивана III на Греческой Царевне Софье Москва на самом деле явилась наследницею второго Рима, т. е. исчезнувшего Византийского Царства. Брак был устроен Папою в видах привлечения Русской Церкви к подчинению Папской Церкви, но он послужил только ко новому возвеличению Москвы в глазах всего Православного Мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Иван Забелин, История города Москвы, 1905 год"}], "attributes": []}], "selectedRange": [300, 301]}
Комментарии 3