24 окт 2022 · 15:55    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что связывает известную советскую детскую песню с творчеством Николая Гоголя, и как изменения, внесенные в текст цензурой, отразились на её содержании? Об этих и других фактах из истории песни «Прекрасное далеко» читайте в сегодняшнем материале."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Авторы песни \"Прекрасное далеко\", поэт Энтин, Юрий Сергеевич; композитор Крылатов, Евгений Павлович (1935-2019)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Энтин Крылатов.jpg", "filesize": 151378, "height": 400, "pic_id": 201974, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/24/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 752}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Слышу голос из прекрасного далека\nГолос утренний в серебряной росе. \nСлышу голос, и манящая дорога\nКружит голову, как в детстве карусель»,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- эти замечательные стихи вышли из-под пера Юрия Энтина в 1984 году. Песня была написана специально для фильма «Гостья из будущего», режиссера Павла Арсенова. В основу 5-серийной приключенческой картины положена повесть советского писателя-фантаста Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Сценарий написан совместно с автором книги. Ориентированный на подростков «мини-сериал», как бы его назвали в современных реалиях, показали по ТВ во время школьных каникул в марте 1985-го года. Финал украсило «Прекрасное далеко». Музыку к фильму и к этой песне сочинил частый соавтор Юрия Энтина – композитор Евгений Крылатов. За этим тандемом закрепилась слава «детских-авторов-песенников». «Крылатые качели», «Лесной олень» и многие другие их произведения стали неотъемлемой частью музыкального воспитания подрастающих поколений, саунд-треком советского и российского детства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сегодняшнем материале предлагаю вашему вниманию 5 фактов о песне «Прекрасное далеко» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Факт 1: Центральный образ песни восходит к Николаю Гоголю"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Гоголь Прдал.jpg", "filesize": 442247, "height": 992, "pic_id": 201987, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/24/%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%9F%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BB.jpeg", "width": 1550}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Центральный образ стихотворения Юрия Энтина – загадочное «Прекрасное далеко», трактовать его можно по-разному. Само словосочетание поэт не придумал. Это крылатое выражение появилось на 142 года раньше песни композитора Крылатова, вот такой вот каламбур напрашивается. В литературный оборот выражение «Прекрасное далеко» ввёл классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь. В одиннадцатой главе прозаической поэмы о похождениях помещика Чичикова внимательный школьник может заметить уже знакомое ему выражение. Песню большинство юных россиян впервые слышат намного раньше того момента, когда в школьной программе по литературе им предлагается изучить «Мертвые души». Книга увидела свет в 1842 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В одном из лирических отступлений Николай Васильевич пишет:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В творческом мире Гоголя образ «прекрасного далека» имеет иронический, даже сатирический оттенок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как известно, «Мертвые души» писались Гоголем по большей части на чужбине, за границей. В этом смысле впервые использованное им словосочетание в контексте биографии писателя и культурного контекста России той эпохи некоторыми критиками трактовалось буквально."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из первых за «прекрасное далеко» Николая Гоголя «зацепился» его современник, известнейший литературный критик Белинский. В 1847 году, обрушившись на Гоголя с гневным письмом «Неистовый Виссарион» припоминает ему «Прекрасное далеко»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Столько уже лет привыкли смотреть на Россию из Вашего прекрасного далёка, а ведь известно, что ничего нет легче, как издалека видеть предметы такими, какими нам хочется их видеть» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- писал В. Г. Белинский."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имеющий два гуманитарных образования, интеллектуально подкованный детский поэт Юрий Сергеевич Энтин прекрасно знаком с литературной классикой. Конечно, «Прекрасное далеко» Гоголя и полемика с Белинским ему были известны, когда он садился за перо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спустя почти полтора века после Гоголя, в реалиях совсем другой культурной эпохи, «Прекрасное далеко» в стихах Юрия Энтина обретает иной оттенок, вовсе не иронический, а скорее «идиллически-футуристический»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Факт 2:"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Философский текст «детской песни» подправила цензура."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Порой даже одно слово или фраза могут существенно повлиять на содержание и восприятие произведения. Подобная ситуация произошла и с «Прекрасным далеко» Юрия Энтина"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Слышу голос из прекрасного далека, он зовет меня в чудесные края»,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- в таком виде первые строчки второго куплета разучивают с детьми на занятиях музыкой, исполняют на эстраде, радио и ТВ артисты разных поколений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стихи, написанные Юрием Энтиным, были не столь радужными и куда более глубокими по философской нагрузке. Поклонники фильма «Гостья из будущего», скорее всего, помнят, что у Энтина лирического героя голос звал «не в райские края». За кадром картины эти строки звучат в оригинальном, авторском варианте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже после выхода фильма на текст песни обратила внимание цензура. В обороте «не райские края» усмотрели религиозный контекст и заменили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Не райские» и «чудесные» - совсем не синонимы, а напротив, антонимы. И такая замена существенно меняет акценты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заказывая Юрию Энтину песню к «Гостье из будущего», Павел Арсенов поставил поэту задачу: написать текст, который имел бы глубокий философский смысл, но при этом был лирическо-романтическим. Что уж говорить, Юрий Сергеевич справился с этим на ура. Текст песни, написанный для подросткового приключенческо-фантастического фильма, получился не таким уже детским по содержанию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После цензурной правки, «голос из прекрасного далека, зовущего в чудесные края» в контексте идеологических и цензурных реалий советской эпохи можно было трактовать как образ «светлого будущего»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Слушая песню «Прекрасное далеко», каждый видит за этим образом что-то своё. Лично я в детстве всегда понимал эту композицию как некий разговор с собой в будущем, внутренний голос, направляющий на «истинный путь». А что для Вас «Прекрасное далеко» Юрия Энтина? Напишите в комментариях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Факт 3: Юрию Энтину не понравилось его стихотворение"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Часто бывает так, что произведения, снискавшие огромную популярность и любовь слушателей, особо не «котируются» их авторами. Юрий Сергеевич Энтин написал огромное количество хороших, горячо любимых публикой песен, и думаю, найдется много людей, которые посчитают, что «Прекрасное далеко» - одна из самых сильных вещей в его огромном творческом наследии. Сам же поэт иного мнения. Энтин очень скептически отнесся к своему творению, песня не вызывала у него восторга и даже раздражала. Поэт признавался, что написал этот текст быстро и без особого огонька. Повлияли на такой подход к работе и внешние обстоятельства. Изначально Арсенов задумывал, что в картине будет несколько песен и с таким запросом шел к Энтину, но в итоге получилось, что в отснятой и смонтированной картине места для композиций особо не осталось. Энтина это обстоятельство разозлило и обидело. Режиссер предложил ему сочинить что-нибудь «минуты на три» для финала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Я был зол. Мне это всё изрядно надоело»,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- говорил Юрий Сергеевич."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэт очень быстро написал текст, просто «выполнив техническое задание». Своим успехом песня, по его мнению, обязана композитору. Скромность и самокритичность присущи обоим мэтрам советской детской песни. Крылатов, в свою очередь, скепсис соавтора, не разделял. Стихи ему сразу понравились, он почувствовал, что песня получится «мощная» и быстро положил их на музыку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню»,"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- убеждал соавтора Крылатов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Факт 4. В титрах не значится. «Прекрасное далеко» в фильме исполняет опытная вокалистка."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Судьба закадровых певцов незавидна. Их вокал публика знает лучше, чем имена, а исполненные ими песни после кинофильмов «перехватывают» и забирают в репертуар узнаваемые и популярные певцы и коллективы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто же она, обладательница чарующего, высокого голоса, которым звучит «Прекрасное далеко» в финале «Гостьи из будущего»? Ответа на этот вопрос зрители не могли почерпнуть в титрах, фамилию исполнительницы там не указали. Если не знать, то можно подумать, что это поёт девочка или очень молодая девушка. Изначально у создателей фильма была мысль записать «Прекрасное далеко» детским голосом, но в конечном итоге её исполнила взрослая, состоявшаяся 38-летняя певица."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первую исполнительницу песни зовут Татьяна Дасковская. Её творческая судьба типичная для «закадровой вокалистки». «Гостья из будущего» - далеко не единственный фильм, для которого она пела. В послужном списке порядка двух сотен картин, при этом в титрах фамилия певицы появилась немногим более десятка раз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Татьяна Дасковская - первая исполнительница песни \"Прекрасное далеко\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Дасковская.jpeg", "filesize": 73441, "height": 387, "pic_id": 201990, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/24/%D0%94%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Вера, Надежда, Любовь», «Точка, точка, запятая», «Акванавты», «Жили три холостяка», «Десять лет без права переписки», мультфильм «Волк и семеро козлят на новый лад», - вот лишь некоторые фильмы, где можно услышать голос Татьяны Дасковской. «Прекрасное далеко» стало, пожалуй, самым известным произведением, визитной карточкой закадровой вокалистки. Именно в связи с этой песней Дасковскую вспоминают чаще всего, хит обыгрывается в заголовках материалов о певице."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ". На эстраде «Прекрасное далеко» звучало в другом исполнении. После картины Крылатов предложил песню в репертуар трио «Меридиан». Этот коллектив представил «Прекрасное далеко» в финале фестиваля «Песня-85»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Факт 5: Мелодия песни дважды становилась саунд-треком"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большинство фактов, побудивших меня к написанию этого материала, оказались связаны со стихами Энтина, но и в истории мелодии, сочиненной Евгением Крылатовым, случился интересный поворот. Мелодия в инструментальном варианте сопровождала 5-серийный фильм «Гостья из будущего» как главная музыкальная тема. Спустя несколько лет юные телезрители вновь услышали её с экрана, но в другом контексте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1989 году на советском телевидении появилась программа «Детский час», посвященная изучению иностранных языков. Это один из проектов «детского телевидения» переломной для нашей страны эпохи. В разные годы выходила на 1 и 4 канале Останкино, позже на РТР, НТВ, канале «Российские университеты». В начале 90-х на заставке использовалась музыка песни «Прекрасное далеко». По крайней мере, в выпусках 1992 года она точно есть. Мелодия иначе аранжирована и по темпу быстрее, чем в оригинале, но не узнать знаменитый «крылатовский» мотив невозможно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эпилог"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм «Гостья из будущего» и песня «Прекрасное далеко» в равной степени стали частью золотого фонда советской культуры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гостья из будущего» - важная веха в истории отечественного детского кино, картина была и остается широко популярна. После выхода на телеэкраны юные актеры Наташа Гусева и Леша Фомкин, исполнившие главные роли, проснулись звездами кино всесоюзного масштаба."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Наталья Гусева в образе Алисы Селезневой", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Селезнева-Гусева.jpg", "filesize": 104779, "height": 780, "pic_id": 201994, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/24/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Популярное женское имя Алиса в контексте литературы вызывает стойкие ассоциации с двумя героинями, первая – персонаж сказки Л. Кэролла, вторая – Алиса Селезнева Кира Булычева, сроднившаяся для советских и российских зрителей с образом Натальи Гусевой. Фильм в некотором роде даже затмил литературный первоисточник, способствуя его популярности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда я работал библиотекарем на кафедре для подростков, мне неоднократно приходил запрос на книгу «Гостья из будущего» Кира Булычева, но такого произведения у писателя нет, повесть называется иначе. Во избежание путаницы в сети «Гостья из будущего» часто указывают в скобках, рядом со «Сто лет тому вперед», как второе название. Под заголовком «Гостья из будущего» в разные годы издавались сборники Булычева, включающие произведения из цикла «Приключения Алисы». Таким образом, название «Гостья из будущего» сроднилось с именем автора первоисточника. Но это уже другая история. А на сегодня всё."}], "attributes": []}], "selectedRange": [9975, 9975]}
Комментарии 0