25 май 2022 · 17:15    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Он служил в московском театре на Таганке, выходил на одну сцену с Владимиром Семеновичем Высоцким и был с ним дружен. Знаменитый актер и поэт посвятил коллеге поэтические строки: "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Если болен морально ты\nИли болен физически,\nЗаболел эпохально ты\nИли периодически.\nНе ходи ты по частникам,\nНе плати ты им грошики.\nИди к Гоше, несчастненький,\nТебя вылечит Гошенька."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Гошей коллеги и друзья ласково называли народного артиста РСФСР Готлиба Ронинсона, сыгравшего огромное количество маленьких, но ярких ролей, его образы, действительно, как будто обладали успокаивающим эффектом. Современные зрители, в особенности молодое поколение, возможно уже не сразу опознают имя этого артиста, но стоит процитировать: «По дороге в Красноярск нелетная погода, и в худшем случае я встречу Новый год в этом кресле, а в лучшем, тоже в кресле - только в воздухе», - и сразу станет понятно, о ком идет речь. Ведь эти слова мы слышим каждый год. Крошечная роль в рязановской «Иронии судьбы» официально имеет очень длинное название: «Пассажир из Красноярска, ожидающий рейса в аэропорту Ленинграда», но предполагает малое количество экранного времени, всего одна сцена. Эпизод в аэропорту не является ключевым для сюжета и содержания картины, однако без него фильм был бы уже не тот. В этом весь Ронинсон - появляясь на экране даже на несколько минут, он создавал настроение, яркой вспышкой оставаясь в памяти зрителя. Когда произносят избитое словосочетание «Король эпизода» в контексте советского кино – Готлиб Михайлович Ронинсон вспоминается одним из первых, он действительно достоин этого импровизированного титула. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":" "},{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Кадр из х.ф. \"Ирония судьбы или с легким паром\" (1975, реж. Э. Рязанов). Готлиб Ронинсон в роли \"Пассажира из Красноярска...\"","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Ронинсон Ирония.jpg","filesize":139027,"height":980,"pic_id":64194,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/25/%D0%A0%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%BD_%D0%98%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpeg","width":1426}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Немного из ранней биографии актера. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Уроженец литовских земель появился на свет ещё в Российской империи, в разгар Первой мировой войны, в 1916 году. Его родной Вильнюс тогда был оккупирован немцами. Происходил артист из еврейской семьи. Его мать звали Тойба Готлибовна, на русский манер Татьяна Готлибовна, мальчика назвали в честь деда. Мама станет очень важным для артиста человеком, главной женщиной в его судьбе, вместе с которой он проведет почти всю свою жизнь, не сумев построить личное счастье. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 1920-х годах семья Ронинсон переезжает в Москву, здесь Готлиб получил первый сценический опыт, пел в детском хоре Большого театра. Юный Гоша Ронинсон стал заядлым театралом, особенно любил МХАТ, посещал все его спектакли, он буквально заболел театром и грезил стать артистом."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" С началом Великой Отечественной войны уехал с матерью в эвакуацию в Верхнеуральск, пишут, что на фронт его не взяли по состоянию здоровья, работал пионервожатым и воспитателем, руководил драмкружком, о чем свидетельствует мемориальная доска установленная в Верхнеуральске. После войны, осуществил свою мечту стать профессиональным артистом, окончил Щукинское училище и тесно связал свою жизнь с театром на Таганке. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Когда будущая легенда «Таганки» и её многолетний руководитель Юрий Любимов ещё молодым режиссером пришел в театр, Ронинсон там уже работал. Любимов сменил почти весь актерский состав, Готлиб Михайлович был одним из немногих, кто остался и отлично вписался в эстетику любимовского театра с его новаторскими приёмами. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" И в театре, и в кино Готлиб Ронинсон играл не только в комедиях, но «коронным» для него стало комедийное амплуа. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Образы и амплуа "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Готлиб Ронинсон. Фото разных лет. Изображения из открытых источников.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Ронинсон обл.jpg","filesize":144591,"height":736,"pic_id":64195,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/25/%D0%A0%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D0%B1%D0%BB.jpeg","width":1310}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":" "},{"type":"string","attributes":{},"string":"Характерного артиста прозвали «рыцарем нелепых образов», его герои неказисты, порой чудаковаты, и при этом очаровательны в своей комичности. Нестандартная внешность актера, с одной стороны, ограничивала спектр доступных ему ролей, а, с другой стороны, стала его «фишкой» и «изюминкой». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":" "},{"type":"string","attributes":{},"string":"«Природа сама позаботилась, чтобы он был невероятно комедийным актером, у него было большое туловище, и в конце этого туловища была маленькая голова с очень выразительными глазами», "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"- так описывала коллегу актриса Мария Полицеймако. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" «Он такой комик, комик. Комичнее быть не может, он знает, где поставить репризу, как публику заставить засмеяться, как закончить фразу с оттяжкой», - "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"говорил о Ронинсоне Вениамин Смехов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Готлиб Михайлович даже удостаивался сравнения с Фаиной Георгиевной Раневской. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" «Дядя Гоша – это Раневская в штанах», "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"- однажды сказал о нём кто-то из коллег. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Состоявшись как театральный актер, в кино Готлиб Михайлович заявил о себе достаточно поздно, уже в зрелом возрасте. Несмотря на то, что играл он в основном эпизоды, артист снискал всенародную славу, его узнавали на улицах, имя было на слуху. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Участь «эпизодников» многим кажется незавидной, блистать в главных ролях куда престижнее, большой хронометраж позволяет актеру раскрыться, а вот сделать звездной маленькую роль – это дорого стоит. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" «Он говорил остро, и в каждой его реплике, в каждом его движении проступал характер. Вот эта способность сыграть эпизод или небольшую роль ярко и сочно и так, чтобы проявился человеческий характер в условиях небольшого пространства. Это особый дар», "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" говорил режиссер Владимир Наумов. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Яркие роли Готлиба Ронинсона в советском кино. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Главным кинорежиссером в карьере Готлиба Михайловича Ронинсона, без преувеличения, можно назвать Эльдара Александровича Рязанова. Известно, что режиссер часто снимал одних и тех же актеров, приглашая в свои картины уже проверенных исполнителей. До упомянутой выше маленькой, но памятной роли пассажира из Красноярска Ронинсон блеснул в нескольких рязановских картинах. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Справедливости ради нужно отметить, что самыми ранними в фильмографии Ронинсона значатся несколько фильмов начала 50-х годов, эти его работы особо не запомнились. Первой яркой считается роль в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» 1966 г. Актеру тогда было уже за сорок. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кто-то из сотрудников «Мосфильма» обратил на него внимание на сцене Театра на Таганке, его пригласили на пробы к Рязанову."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Ронинсон сыграл «на редкость чуткого руководителя» начальника главного героя – Юрия Деточкина"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Кадр из х.ф. \"Берегись автомобиля\" (1966, реж. Э. Рязанов). Готлиб Ронинсон (слева) в роли Якова Михайловича, начальника Юрия Деточкина.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Берегись Ронинсон.jpg","filesize":88695,"height":720,"pic_id":64197,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/25/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%BD.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" «Родственников у Вас очень много, а штатных единиц у меня очень мало»,"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" - эта, одна из многих реплик, произнесенных в кино Готлибом Ронинсоном от лица его героев, врезалась в память и, как говорится, «ушла в народ»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Лысина, взгляд, повадки, манера говорить, всё сошлось в этой роли так, как будто бы образ Якова Михайловича писали специально «под Ронинсона»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" У Рязанова Ронинсону довелось сыграть роль, выходящую за рамки эпизода, которая считается единственной более-менее крупной в его карьере. Дело было в фильме 1968 г. «Зигзаг удачи». Ронинсон воплотил образ мужа главной героини, рентгенолога по профессии, ревнивца. Персонажа называют «Зяпа», что само по себе уже его характеризует. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Следом за Рязановым актера стали приглашать в свои фильмы и другие режиссеры. В передаче из цикла «Худсовет» проекта «Центральное телевидение» телеканала ТВЦ лучшей в фильмографии Ронинсона признали его роль в фильме «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая 1971 г. Во избежание путаницы стоит оговориться, что знаменитый роман Ильфа и Петрова в СССР в 70-е экранизировался дважды, сначала Гайдаем, потом Захаровым, в 1976 году. Андрей Миронов, с которым прочно ассоциируется образ главного героя Остапа Бендера – сыграл у Захарова. В данном случае речь идет о другом, более раннем фильме. В картине Гайдая в Остапом Бендером был Арчил Гомиашвили. Готлибу Ронинсону досталась роль нэпмана Кислярского. Этот персонаж – собирательный образ представителя частного капитала, «нетрудового элемента». Готлиб Михайлович представил его с изрядной долей гротеска, красочно изобразив массу нюансов – мимика, жесты, реакции – всё это создает комический эффект. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Готлиб Ронинсон в роли Кислярского ( х.ф. \"12 стульев\", 1971 год, реж. Л. Гайдай","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Ронинсон Кислярский.jpg","filesize":188572,"height":896,"pic_id":64198,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/25/%D0%A0%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpeg","width":1508}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В другой картине Гайдая «Не может быть», основанной на произведениях Михаила Зощенко, Ронинсон появляется в третьей новелле «Свадебное происшествие», в роли гостя по имени Иван Израилевич и запомнился очередной яркой репликой: "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"\"Это нахальство - обнимать мою жену! Это я даже сам себе не дозволяю!\". "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" 1975-й год оказался плодовитым в фильмографии Ронинсона, наряду с фильмом «Не может быть» на экраны выходят ещё несколько картин с его участием, где актер создал яркие и колоритные образы. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"У Георгия Данелия в «Афоне» он сыграл астронома, работника планетария. Главный герой, персонаж Леонида Куравлева, дал ему прозвище «Архимед». В фильме «Ответная мера» Вадима Костроменко Ронинсон был в роли бухгалтера Сойкина, а в новогодние праздники 1975-1976 страна узнала Готлиба Михайловича в уставшем интеллигентом мужчине, который в ленинградском аэропорту беседует с пьяным Женей Лукашиным. Критики отмечают, что в «Иронии судьбы» Рязанов лишил актера важной внешней особенности – его лысины, облачив в мохнатую шапку, что предполагал контекст фильма. Образ от этого не потерялся. Готлиб Михайлович лаконично, но при этом объемно представил своего персонажа. Зритель ничего не знает о герое: ни имени, ни семейного положения, ни судьбы, но чувствует и понимает его характер, может позволяет предположить, что это за человек, составить о нём представление. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Из не комедийных ролей Готлиба Ронинсона обычно выделяют эпизод в фильме «Роба любви» и образ грека в картине «Бег» по мотивам произведений Булгакова. Кстати, Ронинсону посчастливилось лично знать писателя, он познакомился с Михаилом Афанасьевичем ещё в юные годы, когда был увлечен театром, он искреннее восхищался талантом Булгакова и снискал расположение классика. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Заключение "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" «Не надо фамильярности», - одна из самых запоминающихся фраз, прозвучавших из уст Ронинсона с киноэкрана, которая неизменно вызывает в памяти образ того самого пассажира в аэропорту, и прочно ассоциируется с артистом. В жизни актер бы так не сказал, он был человеком простым и очень легким в общении, он никогда не обижался на свойское обращение Гоша, так его величали и ровесники, и даже младшие коллеги. Сам артист в разговорах порой именовал главного режиссера театра Юрия Любимова попросту Юриком. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" О Готлибе Ронинсоне вспоминают как о человеке невероятной доброты с очень мягким характером. Он легко располагал к себе людей, умел дружить, но при этом оставался бесконечно одиноким человеком. Рассказывают, что он нередко зазывал коллег к себе в гости, заманивая их вином, таким образом он пытался скрасить своё одиночество в компании коллег. Семьи Готлиб Михайлович не создал, его семьей стала труппа «Таганки». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Однажды Гоша Ронинсон удивил коллег, принеся в театр надгробный памятник с его фамилией и датой рождения. Не хватало только даты ухода из жизни. Обелиск он просил сохранить на складе декораций. Казалось бы, странный поступок, но в то же время логичный: Ронинсон понимал, что, когда его не станет мир, других близких людей рядом не будет."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Одиночество оказалось трагедией «смешного человека». Готлиб Михайлович покинул этот мир на переломе эпох 25 декабря 1991 года в возрасте 75 лет. Он упокоился на Введенском кладбище в Москве, рядом с матерью. \n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"\nНа этом сегодня всё. Если было интересно, поставьте лайк и подпишитесь на канал. До встречи в следующих публикациях. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[10636,10636]}
Комментарии 0