25 июн 2022 · 14:46    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Классическая советская экранизация великого романа Александра Дюма - трехсерийный телевизионный фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» - одна из жемчужин советского кино. Картина снималась на Одесской киностудии в 1978-м году. Актерский состав Георгий Эмильевич подобрал просто умопомрачительный. Что ни образ – то звезда кино всенародного масштаба. Михаил Сергеевич Боярский, и до и после этого фильма воплотивший на экране целую вереницу ярких образов и состоявшийся на эстраде, в первую очередь в памяти поколений стал «советским Д’Артаньяном». Для его партнёров – Вениамина Смехова, Игоря Старыгина и Валентина Смирницкого роли мушкетеров также окажутся знаковыми в обширном списке киноработ. Имя актера Александра Трофимова на фоне других звезд, снимавшихся в «Трех мушкетерах» менее узнаваемо, и далеко не каждому зрителю о чем-то скажет. Однако, стоит уточнить, что он сыграл кардинала Ришелье - и сразу станет понятно, о ком идет речь. Широкая аудитория помнит актера именно по этой роли, хотя за свою карьеру он воплотил ряд очень ярких и сложных, укорененных в культуре образов, имеет звание Народного артиста России. Как сложилась судьба артиста и какие роли он играл в кино поговорим в этом материале. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Александр Трофимов в роли кардинала Ришелье.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Ришелье Трофимов.jpg","filesize":119209,"height":735,"pic_id":85746,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/25/%D0%A0%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpeg","width":1024}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Александр Трофимов – прежде всего театральный актер. Ему довелось выходить на одну сцену с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным и другими именитыми артистами театра «На Таганке», который стал главным в судьбе Трофимова. Здесь он служит всю жизнь. С этим театром прочно связана и судьба Атоса - Вениамина Смехова, с которым Трофимову довелось работать вместе и на сцене, и съемочной площадке. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В отличие от многих своих коллег, Трофимов немного снимался в кино. В наши дни он практически не напоминает о себе широкой аудитории, но народный артист Александр Трофимов никуда не пропал и не ушел из профессии. 70-летний актер по-прежнему состоит в труппе родного театра, широко известен и любим московскими театралами. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Александр Трофимов.jpg","filesize":233828,"height":984,"pic_id":85748,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/25/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpeg","width":1460}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Ранние годы и начало актерской карьеры "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Коренной москвич Александр Трофимов появился на свет в 1952 году, воспитывался совсем не в творческой среде. Его родители были далеки от театра и от искусства в целом, и мальчик и подумать не мог, что когда-нибудь для миллионов советских граждан он станет кардиналом Ришелье, хотя с юных лет он тяготел к творчеству, учился играть на гитаре. После восьми лет школьного образования он решил выбрать рабочую специальность, поступил в машиностроительный техникум. В годы учебы увлекся театром. В качестве подработки студент решил устроится рабочим сцены в Дом офицеров и, наблюдая за «актерской жизнью» со стороны, начал играть в самодеятельной театральной студии. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Пишут, что на выбор профессии и будущего места работы косвенно повлиял Высоцкий. В биографических материалах об актере приводится такой эпизод. Однажды юный Александр Трофимов посетил в качестве зрителя спектакль «Добрый человек из Сезуана» и был вдохновлен игрой Владимира Семеновича. После этого парень решил, что хочет играть именно здесь. Окончив Щукинское училище в 1977 году, он направился прямиком к режиссеру Юрию Любимову, которого безмерно уважал, и был принят в театр. Режиссер стал доверять молодому артисту большие и сложные роли. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вчерашний рабочий сцены и самодеятельный актер уже не наблюдает за Высоцким из зала, а играет с ним бок о бок, в одном спектакле. В частности, партнерствовать с Высоцким ему довелось, не много не мало, в постановке по мотивам одного из ключевых произведений русской литературной классики – «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Владимир Семенович играл Свидригайлова, а Трофимов предстал в образе центрального персонажа – Раскольникова. Спектакль датируется 1979 годом, к тому моменту в актерском наследии Трофимова уже был Ришелье и несколько значимых театральных работ. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как Трофимов стал Кардиналом?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кардинал Ришелье, образ которого на долгие годы «приклеился» к артисту, стал первой большой ролью Александра Трофимова в кино. И эта роль совсем не подходила ему по возрасту. Актеру было всего 26 лет и изначально он должен был играть другого персонажа. Трофимова пригласили на пробы, рассматривая на роль Рошфора, однако вмешалась целая череда случайностей. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Дорога из столицы на пробы в Одессу заняла больше времени, чем планировалось, была нелетная погода, и когда Трофимов прибыл, актера на эту роль уже утвердили. Рошфором стал Борис Клюев. Отправлять прибывшего из Москвы артиста назад, не солоно хлебавши, было некрасиво, и его решили попробовать на другую, ещё более мелкую роль - фанатика Фельтона. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Я был как-то обескуражен этим, но так как это было моё первое общение с кино, то подумал, что всё это в порядке вещей. Мне дали текст, который я никак не предполагал произносить, и проводили в павильон на кинопробы», - рассказывал Трофимов об этом эпизоде. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Пока актер ждал своей очереди, занявшему его место Клюеву потребовалась помощь. Актеру нужно было продемонстрировать сцену диалога с кардиналом Ришелье, и дабы он не говорил «с пустым местом», Трофимова попросили подыграть, на него набросили мантию и дали текст. Актер рассказывал, что особо не старался, читал по бумажке, даже не глядя на партнёра. Однако, то ли кардинальское облачение способствовало погружению в образ, то ли внутренним состоянием он смог почувствовать этого героя, но, когда поднял глаза, оказалось, что вокруг собралась вся съемочная группа. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Юнвальд-Хилькевич подошел к нему и сказал: "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" «Знаете, мы завтра для вас сделаем отдельные пробы на роль кардинала Ришелье. А сейчас мы вам подберём грим, попробуем разные варианты костюмов»"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Видимо, Трофимов настолько впечатлил Георгия Эмильевича, что тот был готов «бороться за него» в Министерстве культуры. Дело в том, что фильм снимался по заказу и артистов, тем более на ключевые роли, согласовывали на самом верху. Кандидатура молодого, никому не известного и ранее нигде не снимавшегося актера смутила функционеров от кино, но решительно настроенному Юнгвальду-Хилькевичу удалось отстоять Трофимова."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"До описанного выше эпизода у режиссера по поводу кардинала Ришелье были совсем другие планы. На эту роль прочили Михаила Козакова. С появлением Трофимова знаменитый актер и режиссер, в будущем снявший «Покровские ворота», не остался не у дел и тоже принял участие в этом образе. Сыгранный Трофимовым кардинал говорит его голосом. Дело в том, что внешне молодого актера путем грима удалось превратить в кардинала, а вот голос выдавал юношу, и к тому же манера речи Трофимова, по мнению режиссера, не подходила персонажу, озвучить Ришелье доверили Козакову. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Герой Трофимова не только говорил, но и пел, ведь фильм-то музыкальный, и «вокальная часть» осталась за Трофимовым, в своём кинодебюте актер попробовал себя и в качестве певца. В одном из эпизодов кардинал Ришелье исполняет песню совместно с самой королевой Франции Анной Австрийской, так в активе артиста Трофимова появился дуэт с Алисой Бруновной Фрейндлих, прославленная актриса также сама пела за свою героиню. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Другие заметные роли в театре и в кино. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Снимаясь в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», Трофимов параллельно продолжал играть в театре, то прилетая на съемочную площадку, то возвращаясь в Москву, играя параллельно две знаковые и очень сложные роли. В кино он был кардиналом Ришелье, а на театральной сцене – самим Иисусом Христом, а точнее – его литературным воплощением. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Юрий Любимов быстро стал доверь ему серьёзные роли. Ещё до приглашения на съемки к Хилькевичу, в 1977 году режиссер «Таганки» задействовал молодого актера в постановке по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где он сыграл Иешуа Га Ноцри. Спектакль с его участием имел большой успех, и, как предполагает сам актер, мог способствовать приглашению в «Мушкетеров». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"К слову, совмещать работу в театре и кино, играя персонажей Булгакова и Дюма, ему приходилось не в одиночку. В спектакле «Мастер и Маргарита» был занят и Смехов. Прилетая в столицу, Ришелье становился Иеуша, а Атос – Воландом. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Александр Трофимов с Вениамином Смеховым. Современное фото.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Смехов Трофимов.jpg","filesize":216440,"height":726,"pic_id":85749,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/25/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpeg","width":1144}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Первую большую театральную роль Иешуа Га Ноцри Трофимов пронесет почти через всю свою карьеру. Он будет выходить на сцену Таганки в образе Иешуа вплоть до 2012 года. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как известно, у многих актеров в кино есть «свои» режиссеры, у которых они часто снимались и сыграли свои лучшие роли. Например, для Андрея Мягкова таким режиссером стал Эльдар Рязанов, для Вячеслава Тихонова - Станислав Ростоцкий и т. д. Трофимову как киноактеру широкую славу принесла роль в «Трех мушкетерах», но главным режиссером в своей карьере Александр Алексеевич называет Михаила Швейцера. В фильмографии актера видное место занимают три его фильма и все они – экранизации русской литературной классики. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Николая Васильевича Гоголя в разные годы играли несколько известных актеров, начиная от Георгия Вицина и заканчивая ныне модным современным актером Александром Петровым. Образ классика, созданный нашим сегодняшним героем – Александром Трофимовым, занимает видное место в ряду кинематографических воплощений Гоголя. На некоторое внешнее сходство актера с писателем обратил внимание Михаил Швейцер. В 1984 году он снимал фильм «Мертвые души», одним из персонажей стал автор – Николай Гоголь, и эту роль режиссер доверил Трофимову, с которым уже имел опыт работы. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Александр Трофимов в роли Гоголя в фильме \"Мертвые души\" режиссера М. Швейцера, 1984.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Гоголь Трофимов.jpg","filesize":133745,"height":1024,"pic_id":85750,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/25/%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpeg","width":1642}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Ранее в 1981 году он снял актера в «Маленьких трагедиях» - кинематографической интерпретации знаменитого цикла произведений А. С. Пушкина. Александр Трофимов предстал в роли Вальсингама. В 1987 вышла третья совместная работа Трофимова и Швейцера - «Крейцерова соната» по мотивам Л. Н. Толстого. Партнером Александра Алексеевича в этом фильме стал Олег Янковский, сыгравший Позднышева, а Трофимов был его случайным попутчиком. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Из ярких ролей Трофимова в кино также выделяют фильм «Питер Пен» того же 1987 года. В двухсерийном музыкальном телефильме режиссера Леонида Нечаева Александр Трофимов сыграл капитана Крюка. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Часто пишут, что Трофимов мало снимался в кино, тем не менее, его фильмография насчитывает порядка 20 работ, среди которых полнометражные, короткометражные, телевизионные фильмы, телеспектакли и сериалы. В новом, XXI столетии, Трофимов также появлялся на телеэкранах, например, в сериале «Завещание Ленина» 2006 года в роли священнослужителя Тихона Шаламова, отца главного героя – знаменитого писателя Варлама Шаламова, которому и посвящен фильм."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Образы деятелей церкви Трофимову доводилось воплощать и ранее. В 1991 году вышел телефильм Юрия Сорокина «Откровения Иоанна Первопечатника» («Иван Федоров»), где Трофимов сыграл Сильвестра. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Некоторые фильмы с участием актера оказались не слишком заметны широкой аудитории. Последняя на данный момент роль в кино датирована 2014 годом, это экранизация пьесы Горького «На дне». Трофимов снялся в роли Барона. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Классические сюжеты преобладают в фильмографии Александра Алексеевича, очевидно, он из тех актеров, кто не соглашается на любое предложение. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кардинал Ришелье, Иешуа Га Ноцри, Родион Раскольников, Николай Гоголь – не каждому прославленному артисту выпадает сыграть хотя бы одну роль такого масштаба. Трофимов исполнил их блистательно. Специалисты и зрители отмечают глубину и психологизм актера Александра Трофимова, чьему таланту подвластны такие знаковые роли. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Александр Трофимов называет себя человеком не публичным, несмотря на характер своей профессии. Он редко дает интервью и честно служит искусству на театральной сцене. Обстоятельства частной жизни артиста не разглашаются, известно, что он счастлив в браке, и у него есть взрослый сын. Алексей Александрович Трофимов пошел по стопам отца. Выпускник Щукинского училища служит в театре им. Моссовета. \n"},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"\nНа сегодня всё. Если понравился материал, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. До встречи в следующих публикациях. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[11151,11151]}
Комментарии 0