20 янв 2023 · 07:23    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Преподобный Паисий Святогорец (канонизирован Священным Синодом РПЦ в 2015 году) смотрит на молитву, как на универсальное средство для решения любых проблем, как на отдых от мирской, суетной жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Геронда, Вы так устаёте, как же Вы при этом можете молиться?"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Для меня молитва – отдых. Знаю, что по-настоящему человек отдыхает только в молитве. Когда молитва идёт от сердца, она прогоняет и усталость, и сон, и голод, потому что душа согревается, так что уже не хочешь ни спать, ни есть. Переживаешь вышеестественные состояния и питаешься по-другому; тебя питает духовное («О молитве». Том 6)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мысли старца, молитва переводит человека из состояния катастасиса (состояния после падение) в состояние апокатастасиса (восстановления падшей человеческой природы). Молитва облагораживает внутреннюю жизнь христианина, делает ее правильной (обращенной к Богу), духовно здоровой. Молитва должна идти из глубины сердечной, а не от ума, ибо только живая, неформальная (но отнюдь не рациональная) молитва согревает душу. Человек, который не молится, по мнению Паисия Святогорца, становится диким, «дичает». Под «дичанием» старец понимает онтологическое «охлаждение сердца». Иначе говоря, духовную деградацию, когда лучшее творение Божие опускается до уровня животного; когда оно «становится как вол: работает, ест, спит». И все..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Преподобный Паисий Святогорец. Икона. Изображение взято в Интернете.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "паис 2.jpg", "filesize": 187581, "height": 1203, "pic_id": 346047, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/%D0%BF%D0%B0%D0%B8%D1%81_2_ddNEDhV.jpeg", "width": 1500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Паисий Святогорец понуждает чад к духовной брани. Он советует «хоть немного времени уделять духовному чтению и молитве», ибо это «витамины, которые нужны душе каждый день». Без этих витаминов душа умирает, становится доступной влиянию злых сил. По сути дела, не молясь, мы сами выкидываем белый флаг и сдаемся тангалашке (под «тангалашкой» старец понимает «того, кого нельзя называть», - диавола)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Нельзя допускать, чтобы день проходил совсем без молитвы. Помню на войне, если несколько дней не было наступления, всё равно делали хоть пару выстрелов. Чтобы враги не думали, что мы спим, и не пытались внезапно напасть. <... > Когда порой чувствуем изнеможение и не можем полностью исполнить всё правило, сделаем хотя бы немного поклонов, прочитаем молитву по чёткам, чтобы «не обрывать верёвок», не прерывать общения с Богом. Сделаем хоть пару выстрелов, дабы не попасть в плен к тангалашке. То же и в духовной брани «(» О молитве\". Том 6)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главным внутренним врагом молитвы, согласно Святогорцу, является нерадение. Нерадение - это духовная лень, неспособность к духовным подвигам из-за самолюбия, самодовольства или самоугождения. Причиной нерадения у преподобного Паисия выступает душевное расслабление, от которого «человек развинчивается, делается словно машина, у которой все механизмы в порядке, а мотор сломан». Духовный мотор христианина, по мысли старца, выходит из строя из-за «незалеченных ран». Таковыми афонит называет грехи, ибо именно из-за грехов немоществует тело, немоществует и душа в молебном каноне Пресвятой Богородице. Единственное средство завести «мотор» - все свои силы направить на духовное и понудить себя на молитву, не оправдываясь никакой немощью: ни душевной, ни телесной. Тогда духовный «мотор» будет работать, как работал он и в старце, который, имея всего половину легкого, молился Богу, как «духовный спецназовец». Вот какой совет преподобный дает нерадивым христианам:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Давай, приучай себя к трудностям, возлюби подвиг. Я, у которого осталась лишь половина лёгкого, знаешь, сколько делаю поклонов? Не могу тебе сказать. Скажу только, что когда молюсь по чёткам с малыми поклонами, то, когда устаёт одна рука, творю крестное знамение другой. Говорю тебе это по любви. Другие не имеют задатков, которые есть у тебя, а знаешь, как подвизаются, борются? Да тебе в десанте служить надо!» («О молитве». Том 6)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нерадение, по мысли старца, может происходить не только от самоугождения, но и от отсутствия в человеке полного знания о «меде» или о духовной сладости молитвы. Паисий Святогорец полагает, что человек не стремится к молитве еще и потому, что никогда не ощущал в себе вкуса Божественной благодати (или «истинного Православия»), которая приходит по долгой, неустанной молитве и которая награждает подвижника сладостными молитвенными переживаниями, основанными на чувстве близости к Богу. Главным средством искоренить нерадение и в этом случае становится у старца понуждение себя на духовный подвиг. Святогорец сравнивает ситуацию отсутствия «меда» (знания подлинного вкуса молитвы) с ситуацией больного человека у которого отсутствует аппетит. Преподобный советует больному вначале съесть что-нибудь «лёгкое». А потом, когда аппетит придет, переходить к обычной еде, ибо, как говорит известная пословица, «аппетит приходит во время еды». Если больной не будет есть (молиться), он не сможет встать на ноги (стать духовно здоровым). Нужно просто «чуть-чуть постараться, начать»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/paisii-sviatogorec-o-duhovnoi-voine-s-besami-iskusheniia-v-monastyre-stomion-5ef598c7d75ffa4baa17ec3e"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 4