25 ноя 2022 · 07:28    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главный враг христианина, по мысли преподобного Никодима Святогорца (автора «Невидимой брани» - классического учебника по войне с падшими духами), – это диавол или бес, находящийся слева от человека. В «Невидимой брани» враг рода человеческого обозначается также терминами: «диавол», «демон», «нечистый дух», «искуситель»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мысли святого, демон не есть некое абстрактное зло или аллегория страсти. Под падшим духом прп. Никодим понимает живое разумное существо, наделенное личным бытием, но лишенное плоти и видимой человеческому глазу формы. Автор «Невидимой брани» полагает, что всякий демон есть «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ум мысленный, невещественный, безвидный и бестелесный"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» (Никодим Святогорец, прп. «Невидимая брань»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Прп. Сергий изгоняет демонов. Литография. Изображение взято в откр. источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сергий.jpg", "filesize": 557979, "height": 769, "pic_id": 265756, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/24/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В греческом языке вообще все бесплотные духи называются ангелами. В переводе с греческого ἁγγελος – это вестник, посланник. В Библии и ангелы Господни, и падшие духи различаются по 3 главным признакам: 1) по их предводителю; 2) по типу службы; 3) по внешнему облику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ангелы Господни Предводителем и Военачальником имеют самого Бога, почему и именуются Господними. Ангелы служат добру, ибо благ Господь (2Пар. 30: 9). Их цель - помогать людям. Ангелы в аспекте субстанции световидны (Исх. 3: 2; Суд. 13: 20; Деян. 7: 30; 12: 7), молниевидны (Матф. 28: 3). Они воздействуют на стихии, творят чудеса на благо людям (Суд. 6: 21; Иоан. 5: 4; Деян. 5: 19; 8: 39). По виду антропоморфны (2Цар. 24: 16; 2Цар. 14: 20) и походят на юношей в светлых одеждах (Мар. 16: 5). В руках у них либо обнаженные пламенные мечи (Быт. 3: 24; Чис. 22: 23; 1Пар. 21: 27), либо жезлы – символы власти (Суд. 6: 21)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Падшие духи повинуются и служат сатане, который есть изобретатель и прародитель зла. Сатана согрешил от начала (1Иоан. 3: 8). Согрешил тем, что уклонился от Истины, ибо нет в нем истины (Иоан. 8: 44). Он отец лжи (Иоан. 8: 44), клеветник (Откр. 12: 10). Таковы и его клевреты – падшие духи. Они не помогают людям, но наоборот обольщают их для того, чтобы ввергнуть в адскую бездну. Падшие духи творят недобрые дела, беззакония и потому именуются духами нечистыми (Зах. 13: 2; Матф. 10: 1; 12: 43; Мар. 1: 23). В субстанциональном плане падшие духи мало чем отличаются от ангелов Божиих. Падшие духи также световидны и молниевидны (Лук. 10: 18). Они также могут творить чудеса (ложные) со всякой силою (2Фесс. 2: 9). Но уже не на благо людям, а во вред им (Иов. 2: 7; Лук. 13: 16). Демоны могут даже принимать вид ангелов Божиих (2Кор. 11: 14) для того, чтобы прельстить людей (ангелы Господни никогда не принимают вид демонов). По внешнему виду падшие духи сильно отличаются от ангелов, служащих Богу. Круг зубов демонов есть ужас (Иов. 41: 6). Они, как говорит преподобный Серафим Саровский, «гнусны, как гнусны и их нечистые дела» (Вениамин (Федченков), митр. «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В образе демонов смешиваются и человеческие, и звериные черты. Они обладают даром речи, умением видеть и слышать, но при этом – в силу искажения ангельского образа – сердца их тверды, как камни и жестки, как жернова (Иов. 41: 16). Он чрезвычайно злы, горды и мстительны. Внешне нечистые духи подобны нескольким животным. С одной стороны – смертоносным гадам, пресмыкающимся. А именно: змеям (Откр. 12: 15; 12: 9) и скорпионам (Лук. 10: 19). С другой стороны – кровожадным животным: льву (1Пет. 5: 8) и василиску (Пс. 90: 13). Глаза у них огненные (Иов. 41: 10). Из ноздрей «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "выходит дым, как из кипящего горшка или котла"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Изо рта исходит пламя. Каждый имеет хвост (Откр. 12: 4)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Преподобный Никодим в плане устроения бесплотных духов идет за преподобным Григорием Синаитом, который называл ангелов умами (Синаит Григорий, прп. «Творения»). Святогорец полагает, что любой ἁγγελος есть «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ум мысленный, невещественный, безвидный и бестелесный"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» (Никодим Святогорец, прп. «Невидимая брань»). Под умным духом у автора «Невидимой брани» понимается живое разумное существо, наделенное личным бытием, но лишенное осязаемой плоти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Изображение взято в откр. источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Васнецов.jpg", "filesize": 144524, "height": 490, "pic_id": 265765, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/24/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Преподобный Никодим полностью сохраняет библейские принципы разделения бесплотных духов на два разряда: ангелов и демонов. Последние различаются у автора «Невидимой брани» различаются по вектору обращенности к небу, способу бытия (типу службы) и внешнему виду (облику). Ангелы Господни сохраняют верность Богу, пребывают в Нем умом и питаются сладостью божественных энергий. Нечистые духи преданы богопротивнику – люциферу. В умах демонов отражается не Бог, но их порочные мечтания (отчего диавола называют живописцем и фантазером). Поэтому демоны вещественны и дебелы. Они пресмыкаются в перстном. Демоны бегут от подвижников, ибо те, те не дают им «ч"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ем питаться, чрез отвержение и подавление всех движений страстных"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» (прп. Никодим Святогорец, «Невидимая брань»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Внешне демон у прп. Никодима напоминает «дракона» из 12 главы Книги Откровения святого Иоанна Богослова. Последний представлял сатану в образе древнего змея, называемого «диаволом и сатаною», обольщающего всю вселенную (Откр. 12: 9). У св. Иоанна сатана-дракон был «большим» и «красным»; он имел пасть (которой хотел пожрать жену) и «длинный хвост», которым увлек с неба третью часть звезд (Откр. 12: 4)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Точно таким же хвостатым драконом видит сатану прп. Никодим. У автора «Невидимой брани» диавол представляется «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "отелесившимся драконом, с хвостом, ребрами, шеей, носом, глазами, челюстями, губами, кожей, плотию и другими подобными членами"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» («Невидимая брань»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одновременно демон у прп. Никодима понимается как «мраволев» (гибрид муравья и льва). Этот «мраволев» не имеет ничего общего с фантастическим животным из славянской мифологии, у которого перед - львиный, а зад - муравьиный. Мравольвами у автора «Невидимой брани» аллегорически именуются нечистые духи, ведущие себя точно так же, как мравольвы из книги Иова (Иов. 4: 10-11), погибавшие без добычи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«У Иова написано, что мраволев погиб от того, что нечего было ему есть: мраволев погибе, зане не имеяше брашна (жирный шрифт - автора). Этот мраволев изображает диавола, всегдашнего врага нашего, который бежит от человека, не дающего ему чем питаться, чрез отвержение и подавление всех движений страстных, возбуждаемых впечатлениями внешних чувств наших» Никодим Святогорец. «Невидимая брань»)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мраволев. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "мраволев .jpg", "filesize": 111716, "height": 571, "pic_id": 265773, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/24/%D0%BC%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2_.jpeg", "width": 705}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иначе говоря, преподобный Никодима называет диавола мравольвом, потому что последний ведет себя, как фантастический мраволев, погибающий от недостатка пищи. Если человек облачается во всеоружие Божие, бодрствует, стоит наготове с мечом молитвы в руке и не доверяет падшему духу, то тогда демон бессилен и превращается в негодного муравья. Но если человек впадает в беспечность и нерадение; если он доверяет демону, прислушивается к его советам и даже исполняет их; то тогда диавол, получает искомую пищу (соизволение на грех) и оборачивается великаном; становится как большой, могучий лев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хорошо объясняет тайну мравольва прп. Нил Синайский. Он полагает, что блаженный Иов специально изобретает такое сложное имя демону, давая ему с одной стороны имя самого отважного животного (льва), а с другой - самой ничтожной твари (муравья). Это нужно, по мнению прп. Нила для того, чтобы показать «злокозненность» любой гнусной страсти и ее опасность. А опасность страстей человеческих заключается в том, что они подкрадываются незаметно. Все начинается с мелочи, подобной крохотному муравью, которого и увидеть-то сложно. Прп. Нил пишет:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Приражения страстей начинаются сперва с самых маловажных представлений, неприметно вкрадываясь, подобно муравью, а напоследок обращаются в большую громаду и угрожают встретившемуся не меньшею опасностью, чем бросившийся лев. Поэтому подвижнику надобно тогда вступать в борьбу со страстями, когда они появляются в виде муравьев, употребляя свою маловажность вместо приманки; потому что, если успеют придти в силу льва, то делаются неудобоодолимыми» (Нил Синайский, прп. «Письма на разные темы. Монаху Ионе»)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому, как полагает прп. Нил, не следует давать демонам никакой пищи, которая соотносится со страстями и чувствами. Ибо «чувства питают страсти, вооружая на душу каждый образ один за другим»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иначе говоря, ситуация человека и мравольва - это ситуация зайчонка и мухи из психоделического мультфильма 1987 года Валентина Караваева («Зайчонок и Муха»). Согласно сюжету мультфильма, Зайчонок не слушался маму и очень плохо кушал. Всю еду он тайком выкидывал за окно. Эту еду съедала противная жадная муха. которая там жила. Чем больше муха ела, тем становилась больше и больше. Зайчонок, по сути дела, сам сделал из маленькой мухи огромного птеродактиля, сам откормил ее (организовав свое собственное похищение мухой)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То же самое и у в духовной жизни. Если мы потакаем собственным страстям, если угождаем себе во всем; то мы сами превращаем демона из муравья во льва; сами преображаем маленькую муху в птеродактиля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Посему хорошо следовать совету апостола Павла, который призывал отвергнуть ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях «(Еф. 4: 22), чтобы» облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины\" (Еф. 4: 22). Это трудно... Но возможно..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Понравилась статья? Если понравилась, ставьте лайки, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал «Христофор»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оригинал статьи автора можно найти на по адресу: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/kto-takie-demony-i-pochemu-u-prepodobnogo-nikodima-sviatogorca-oni-strannye-mravolvy-5ef6e5800d13dd78e219580c"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 10