17 дек 2022 · 08:03    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Библии главным виновником грехопадения святых праотцов Адама и Евы становится змей-искуситель, предлагающий им в пищу запретный плод с древа познания добра и зла (Быт. 3: 1-5). Согласно библейскому рассказу, змей в Едемском саду вступает с Евой в разговор о запретном плоде, обманывает женщину сказкой о чудесных свойствах плода и добивается преступления Евой заповеди Божией. Вот как это было:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3: 1-6)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ева и змей. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "змей 1.jpg", "filesize": 268353, "height": 903, "pic_id": 314988, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/15/%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%B9_1.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Образ змея-искусителя в этом фрагменте вызывает ряд недоуменных вопросов. 1. Кто такой этот змей (или змий)? 2. Почему Адам и Ева искушаются именно змеем? 3. Отчего Ева так быстро верит ему? 4. Каким образом змей говорит? 5. Зачем змей затевает всю историю с соблазнением первых людей: Адама и Евы? Давайте разбираться... "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "1. Кто такой этот змей (или змий)? "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Говоря о змее-искусителе, нужно понимать, что он (змей) был не один. Их (змеев или змиев) было двое."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Под первым традиционно понимается сатана, диавол (или Люцифер, Денница и т. п.). Диавол не имеет плоти и представляет собой высшее сознательное разумное существо, бывшее ранее светлым Ангелом, но затем взбунтовавшееся против Бога. В Откровении Иоанна диавол именуется «великим драконом» и «древним змием». Иоанн говорит:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 7-9)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Древность змея указывает на доисторическое происхождение сатаны. Ибо последний был создан, согласно толкованию преподобного Ефрема Сирина, в первый день творения, когда Бог сотворил только небо, но не землю (Быт. 1: 1). Сравнение с великим драконом свидетельствует о большой мобильности нечистого духа и о его умении летать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Под вторым змеем понимается естественный змей, то есть существо из плоти из подотряда класса пресмыкающихся отряда чешуйчатых. Это творение Божие обитало в Едемском саду и, возможно, имело крылья, и ноги, как у всех порядочные летающие драконы. Встречается же у пророка Исайи выражения «летучий змей» (Ис. 30: 6; 34: 15). А после грехопадения библейский змей потерял и крылья, и ноги, и должен бы «ходить на чреве» (Быт. 3: 14) своем. Ибо таково было наказание от Бога. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Свт. Иоанн Златоуст пишет, что сатана, нашедши змия, который превосходил смыслом других зверей, им воспользовался, «как орудием» («Беседы на Книгу Бытия. Беседа 16»). То же самое видим у свт. Филарета (Дроздова). У него змий-искуситель есть не простое животное. «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Им действует существо высшего рода, ибо действует разумением; но существо злое, ибо действует против воли Божией, к погибели человеков и к собственному наказанию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» («Толкование на Книгу Бытия»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Адам и Ева. Лукас Кранах-старший. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Лукас 2.jpg", "filesize": 112467, "height": 450, "pic_id": 315007, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/15/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81_2.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "2."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Почему Адам и Ева искушаются именно змеем?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Змей для обольщения выбирается не просто так. В первом стихе 3 главы дается очень прозрачный намек на то, почему из всех животных выбирается именно змей, а не тигр или лев. Это происходит потому, что змей «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» (Быт. 3: 1)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Н. Даля слово «хитрый» означает «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "искусный, мудреный, изобретательный, замысловатый, затейливый"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». Сама хитрость, как понятие, соотносится у Даля с лукавством, коварством, злостью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако «хитрым» (а также лукавым, коварным и злым) Эдемский змей представляется только в Синодальном переводе. В Церковнославянской Библии змей представляется совсем в другом образе. Он является как «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В еврейской Библии змей («нахаш») именуется как мудрый, рассудительный («арум»). При этом, змеиная мудрость понимается не как злость или лукавство, но как прозорливость, проницательность, умение видеть скрытое (ибо глагол «арам» может означать и «быть проницаемым», «быть видным насквозь», «быть обнаженным»). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, выходит так, что у пророка Моисея змей избирается для обольщения первых людей не потому, что он весь такой «плохой»: лукавый, коварный и злой. А потому что он умеет «пагубным» (по определению прп. Макария Великого) свойством проницать глубины человеческой луши и видеть в ней сокровенное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "3. Отчего Ева так быстро верит змею?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Переходим к позиции Евы. Почему Ева верит змею больше, чем Богу? Святые отцы-экзегеты называют несколько причин подобной метаморфозы. У свт. Иоанна Златоуста Ева теряет веру в Бога во время искушения, потому что она - жена (женщина), «более способная к обольщению» («Беседы на Книгу Бытия. Беседа 16»). Свт. Амвросий Медиоланский полагает, что Еву губит недоверие мужу, пренебрежение его словом. Ибо Ева «была научена соблюдать заповедь не Богом, но мужем. Ибо не написано, что Бог говорил к женщине, но что Он говорил к Адаму; и потому следует полагать, что женщина узнала о заповеди от мужа» («О рае»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все эти толкования, безусловно, «работают» в контексте обольщения Евы змеем. Но объясняют ее поступок с нарушением заповеди не до конца. Ибо не бывает столь быстрого изменения поведенческой модели человека после короткого разговора с обычным зверем полевым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот если зверь необычен, если он обладает каким-то тайным природным свойством (которого нет у других животных), то тогда возможно, действительно, все. Что же это за тайное свойство? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скорее всего, это гипноз. Самый обыкновенный гипноз. Нечто подобное можно увидеть в известном советском мультфильме о Маугли, в эпизоде с похищением человеческого детеныша бандерлогами. С ордой обезьян ничего не могут поделать ни пантера Багира, ни медведь Балу. Зато удав Каа зачаровывает обезьян гипнозом. И они сам идут к нему пасть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Специалисты-биологи, предчувствую, сейчас забросают меня камнями. Они скажут: «Нет никакого животного гипноза! Змеи не гипнотизируют своих жертв! Они (змеи) охотятся из засады!». Но ведь никто же не говорит, что в Едемском саду Адама и Еву искушал обычный водяной уж... Нет. В образе обычного змея в раю действовал сатана, диавол."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Именно он (сатана), действуя под маской обычного природного змея, и подчинил себе Еву с помощью бесовского, люциферического гипноза. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "4. Каким образом змей говорит?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Стоит сказать также по поводу дара речи у змея-искусителя... Понятно, что говорит не змей, ибо животные не имеют дара речи. Вместо змея говорит сатана (хотя Еве кажется, будто говорит именно змей). В Библии такое не считается невероятным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Адам и Ева. Рафаэль. Изображение взято в открытых источниках.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Адам и Ева.jpg", "filesize": 90099, "height": 450, "pic_id": 315026, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/15/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC_%D0%B8_%D0%95%D0%B2%D0%B0.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Широко известен рассказ о «говорящей» ослице Валаамовой. Согласно этому рассказу, лжепророк Валаам отправился на ослице проклинать народ Божий. Господу это было неугодно. Он преградил путь Валааму ангелом. Ослица увидела Ангела и легла на землю. Валаам в страшном гневе стал бить ослицу палкой. И тогда Господь отверз уста ослицы. Вот как говорится об этом Книга Чисел: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» (Чис. 22: 27-28)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "5. Зачем змей соблазняет первых людей? На этот счет есть разные точки зрения."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Согласно Книге Притчей, Адам и Ева совершают грехопадение по диавольской завистьи, ибо именно завистью «вошла в мир смерть» (Прем. 2: 24). У свт. Амвросия Медиоланского причиной грехопадения становится внешняя красота человека, его избранность Богом и предназначение к святости и вечному житию. Святитель пишет:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Причиной зависти стала красота человека, поселенного в раю. Поскольку сам дьявол, получив благодать, не сумел ее удержать, он преисполнился зависти к человеку за то, что тот, будучи сотворен из праха, поселился в раю и был избран. Ибо видел дьявол, что сам он, обладающий высшей природой, пал в профанное и лишенное святости состояние, тогда как человек, существо низшей природы, уповает на вечное» («О рае»)."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, грехопадение первых людей совершается по зависти низвергнутого с неба диавола, хитрости и коварству естественного змия, а также свободному произволению человека, который сам хотел пасть. Бог позволил человеку впасть в искушение, конечно, не просто так, но для того, чтобы возвысить его еще больше, чем Адама до грехопадения посредством причастия в таинстве евхаристии «божеского естества» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Источник: https: //dzen. ru/media/hristoforplus/kak-zmiiiskusitel-mog-razgovarivat-s-evoi-i-byli-li-u-nego-nogi-5ef08bc6d767747c02329b07"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0