15 янв 2024 · 04:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол310.jpg", "filesize": 600102, "height": 1365, "pic_id": 796626, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/10/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB310.jpeg", "width": 2048}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Время Святок, с 6 по 19 января, называется по-разному: на севере Карелии это Vierissän keski, на юге – Synnyn muan aigu, а главные действующие лица, соответственно, Vierissän akka и Syndy. В обоих случаях это очень символичные, с глубинным смыслом понятия. Правильное их толкование важно не только в языковом или этнографическом, но и шире – в ментальном отношении. Обычно их переводят, ориентируясь на русский язык, Святки и Святочная баба. Но на севере Карелии уже в терминах подчеркивается приоритет Крещения перед Рождеством, поэтому Vieristän keski (Vierissa, Vierista, Vieristy) и Vieristan akka – это, без сомнения, Крещенский промежуток (Крещение) и Крещенская баба. Сам крещенский обряд смывания годовых грехов «kävvä Jordanah» - «ходить в Иордан» явно наложился на древний ритуал омовения, посвященный, к примеру, у русских бесам (как их называет автор Густынской летописи) – языческим богам Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Семарглу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На юге Карелии святочный период называют Synnyn muan aigu. Дословно это: время земли Сюндю; время, когда земля принадлежит Сюндю. Шире, если учитывать, что основное значение слова «syndy» – «рождение», то это, возможно, день рождения земли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще у слова «syndy» множество значений: это и сами мифы о перворождении; и бог – Христос – иконы; и духи предков – умершие родичи, и потусторонний мир; и сам дух-хозяин, появляющийся во время Святок. То есть, в отличие от севера, на юге приоритет в святочном периоде отдается празднованию Рождества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Различна и внешность северно- и южнокарельского персонажей. Крещенскую бабу часто называют хозяйкой воды и видят в антропоморфном виде. Она может сидеть на берегу, как человек. Ее встречают в образе большой, похожей на медведя, черной женщины, расчесывающей волосы, которые сравниваются с водяными червями, живущими в озере. То, что Крещенскую бабу представляли в антропоморфном виде, подтверждает и до сих пор сохранившаяся в карельской деревне негативная оценка неряшливо одетой, растрепанной женщины. «„Hyvä olet Vierissän akka! “ – hot ketä niin šanotah, ken on pahoin šuorintun, semmoni on. Viela ki nyt šanotah: „Tuo matkuan Vierissän akka“… Totta še on ollun Vierissän aikana!» – «„Хорошая ты, Крещенская баба! “ – хоть кому так говорят, кто плохо одет, такой. Еще и сейчас говорят: „Там идет Крещенская баба! “ Точно, она была во время Святок!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если Крещенская баба «pelättävä, vihainen henki» - устрашающий, злой дух, то Сюндю менее опасен для человека. В карельском языке нет категории рода, поэтому (в отличие от северно-карельского персонажа) определить пол этого существа довольно сложно. Это как бы внеполовая сущность, хотя чаще всего подразумевается мужская ипостась, что роднит его с образом христианского Бога, Иисуса Христа, с которым его и ассоциируют некоторые информаторы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В подавляющем большинстве случаев Сюндю, как и Крещенская баба, невидим. В иных же ситуациях он может представать в фито-морфном образе: как копна или сани сена, как сенной шар. В Сямозере его видели в образе северного сияния, идущего по снегу в поскрипывающих замерзших сапогах. Во время распилки осины на маленькие колесики, с целью получения как можно большего количества опилок-муки для еды, Сюндю представился в виде катящегося большого деревянного колеса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Совершенно различно и место появления северно- и южнокарельских персонажей. Крещенская баба всегда выходит из проруби и туда же уходит. А Сюндю практически всегда опускается с неба и в крещенский сочельник поднимается обратно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, карельские святочные образы, как никакие другие, различаются территориально, т. е. по ареалу бытования. Попытка обрисовать контуры распространения святочных образов предпринята в статье А. Конкки: «На юге территории, занимаемой населением, говорящем на собственно-карельском диалекте карельского языка… а именно у ребольских и сегозерских карел, еще рассказывают о Сюндю или Сюнди… хотя для обозначения периода Святок уже используют наименование, тяготеющее к северно-карельской традиции „Виериссян вяли“ или уже чисто северно- карельское „Виериссян кески“, которые по своему смыслу идентичны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В средней Карелии, в отличие от южных районов, формируется устойчивое представление о связи святочного духа с водной стихией. Сюндю в этих местностях появлялся на земле из проруби, о спуске его с неба здесь уже не говорили (в то же время в некоторых северно-карельских деревнях вдоль границы с Финляндией мотив спускания святочного персонажа с небес появляется вновь) …"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На севере Карелии, в Калевальском и Лоухском районах, известны представления о Виериссян акка – бабе Виеристя… Граница бытования термина Виеристян акка на юге практически совпадает с границей бывших Олонецкой и Архангельской губернии, разделявших ранее Карелию на две части по линии восток-запад. На самом севере Ребольской волости, в деревне Ровкулы, рассказывали о Сюннюн акка – бабе Сюндю, где, как видим, первая часть имени персонажа соответствовала представлениям южных районов, вторая же относилась к северно- карельской традиции. Однако уже в нескольких десятках километров севернее, на южном берегу приграничного озера Каменного (Kiithen jarvi), по которому проходила граница губерний, в деревне Мииноа в качестве „святочной хозяйки“ фигурировала Виериссян акка… здесь присутствовали основные черты комплекса представлений о святочном духе, характерного для населения Беломорской Карелии… южная граница распространения данных верований идет в восточном направлении, захватывая Юшкозеро и Панозеро, но обходя тунгудскую группу карел с севера»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы представить пространственно- временные границы, персонифицируемые святочными образами, необходимо обратиться к их мифопоэтическому восприятию. Главным в мифопоэтике является герой, центральный персонаж, именно с ним неразрывно связаны пространство и время. Как пишет Д. П. Козолупенко, герой всегда необыкновенен, небезразличен, соучастен ко всему и всем, бессмертен и неостановим (т. е. мифопоэтическому восприятию свойственно отсутствие «конечной цели» и «центра пространства», точнее: это там, где герой), архетипичен и неповторим. Он – главная точка, определяющая специфику причинности, пространства и времени, «вокруг него вертится мифопоэтический мир, им он определяется и изменяется. Можно сказать, что герой является динамичным центром мифопоэтического мира, организующим мир»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…святочные существа появляются или сверху, или снизу. Более древним, скорее всего, является образ Крещенской бабы. Она явно сохранила в себе черты древней, возможно даже связанной с Матерью Вод, прародительницы (у М. Агриколы – Wedhen Eme), которую почитали древние карелы. Она еще соединена с некоей предвечной субстанцией, с теми водами хаоса, когда существовали только они, когда еще не было космоса. И само это водное пространство (чаще всего под ним подразумевается река) служило в мифологии границей между мирами. В. И. Топоров считает, что «роль реки как места совершения ритуалов в значительной степени объясняется пограничной функцией реки: она рубеж между этим и тем, нижним миром, между свои пространством и чужим»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У марийцев почитается Васли-кува (старуха Васильевна), предсказательница судьбы, сохранившая в себе черты богини плодородия и воды, которая в Святки тоже выходит из воды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно карельская Крещенская баба непосредственно связана с Маналой - Туонелой. Она так же черноволоса, как «черноволосая дочь Туоны, Маналы низенькая дева» - «Tuonen tyttö mustatukka, Manalan matala neiti». И время ее появления на земле в период Крещенских морозов, черных ночей, быть может, обусловлено как раз тем, что она владычица той страны, где царит мрак, холод и мороз. Не случайно во время слушанья Сюндю чаще всего слышится лай собак, и само гадание так и называется: «koirastu haukuttoa» («заставить собачку лаять»). Именно собаки являются посредниками между мертвыми и живыми, они – маркировка потустороннего мира, именно их лай слышен в Туонеле: «kuulin koiran haukahtavan, villahännän vilkuttavan» - «слышал собаку лающую, шерстехвостую повизгивающую»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно, изначально Сюндю и Крещенская баба были единым персонажем, живущим в потустороннем мире и связанным с культом про-предков. И лишь позже, под влиянием христианства, которое было сильнее на юге, они обособились, и первый стал жителем верхнего мира, где живет Бог, Христос, с которыми его и уподобляют, а вторая осталась в потустороннем мире, отделенном от живых водным рубежом-рекой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Крещенская баба чаще всего поднимается, выходит из воды, из проруби. В более поздних вариантах быличек рассказывается, что перед встречей Vierissän akka рядом с прорубью делали крест, чтобы ей было удобнее выйти на лед. Она задает сакральные, полные таинственного смысла, вопросы, имеющие отношение к космогонической мифологии, в которых еще раз подчеркивается связь микро- и макрокосма: «Mikä yksi?» И в данном случае прорубь, у которой во время гадания стоит человек и из которой выходит Крещенская баба, является центром мироздания, «пупом земли», серединой мира, точкой, через которую и проходит преодоление границ святочным персонажем (в сакральной точке, в сакральное время!). «В мифологической модели мира категория середины дробится, так как каждый сакрализованный мезокосм (страна, город, дом и так далее) имеет свой особый центр, для каждого конкретного ритуала –единственный, и в то же время выступающий в качестве ипостаси космической середины, мировой оси»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Святочные персонажи карельской мифологии: к вопросу о персонификации границ» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Л. И. Иванова "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Грядущий апокалипсис (2)1.jpg", "filesize": 82290, "height": 495, "pic_id": 796628, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/10/%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%81_21.jpeg", "width": 350}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седьмая книга из цикла «Легенды Русского Севера». Настал Судный день, и как и предсказано, Спящие Пробуждены. Наступило время для Избранного, который и сделает то, что было суждено еще тысячи лет назад. И, одни бросились на помощь Проснувшимся, другие, пытаются их погубить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седьмая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://m.dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Ffeisovet.ru%2F%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%2F%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%81-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Грядущий Апокалипсис. Пробуждение Царевен. Сергей Соловьев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [9440, 9440]}
Комментарии 19