15 сен 2023 · 04:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол90.jpg", "filesize": 177649, "height": 782, "pic_id": 691269, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/06/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB90.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изображение змеи имеется на обрядовых хлебах сербов, выпекавшихся на главные праздники, особенно на сербских Рождественских Караваях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один вид рождественских караваев, изготавливавшийся в Болевацком округе, назывался «нива». Нива представлена на калаче в виде эллипса, украшенного сверху фигурами. Одна из этих фигур представляла собой змею, которая понималась как хозяйка нивы. Такой хлеб нес на себе изображение змеи, держащей во рту хлебный колос. Другой вид обрядового хлеба, на котором символически представлены все члены семьи и всё изображение окружено фигурой змеи. Третий вид обрядовых хлебов изготавливался в виде змеи, свернувшейся или вытянувшейся, и назывался змиjурка или кућна змиjурка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С. Кнежевич, комментируя хлеб кућна змиjурка, писал: «В другой группе обрядовых хлебов, “кућна змиjурка”, изображенная на них змея символически отражает верование в домашнюю змею, защитника и духа, от которого исходит всякое благополучие. Именно поэтому изображение змей помещено на славский колач. Славский колач приносили хтоническим божествам, а также божествам, от которых зависело благополучие и плодородие. В конечном счёте, это изображение связано с остатками родового культа»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сербский этнограф Ш. Кулишич, интерпретируя рождественский каравай с изображением змеи, писал: «Фигура змеи, которая появляется на рождественском хлебе, с колосом в устах, несомненно, представляет собой символ плодородия. Связь змеи с хлебом, которая присутствует в этом обычае, приносящая плодородие и облегчение родов, позволяет нам сделать предположение, что фигура змеи на хлебе, которая должна воздействовать на стебли злаков, изначально представляла собой животного демона»; и дальше: «в данном случае представление о животном на хлебе связано с представлением о душах предков» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изображение змеи, пары змей или креста-свастики, четыре конца которой художественно решены в виде змеиных голов, встречается на сербских пасхальных яйцах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сербской народной деревянной архитектуре изображение пары змей, ползущих вверх, часто помещалось на створах ворот; в виде пары змей с высунутыми языками решалось перекрестье крышных балок («коньки») на фасаде дома. В виде змей сербскими народными ремесленниками изготавливались также предметы, связанные с очагом: щипцы для углей и подставка для вертела, ручки деревянных и глиняных чашек, кувшинов, ложек и поварёшек, ножки пряслиц, женские браслеты, детские игрушки — «змейки». Стилизованные или реалистичные изображения змей также украшали тулова и плечики сербских народных керамических изделий, пастушьи дудочки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А. И. Бер-Глинка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы» "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 2]}
Комментарии 52