09 янв 2024 · 04:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "русские фот1.jpg", "filesize": 172431, "height": 980, "pic_id": 792307, "url": "/files/article_image/2024/01/04/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%84%D0%BE%D1%821.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«В большинстве случаев кульминационной точкой всей святочной мистерии была сценка, где в качестве главного действующего лица выступал «покойник». Естественно предположить, что именно он и являлся тем «женихом», вступление в символический брак с которым составляло главное содержание всего святочного празднично-обрядового действа»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У святочных игр «в умруна», или как бы их ни называть, есть одно чрезвычайно важное отличие от всех упомянутых «похорон»: «умруна», как правило, не умерщвляют и не погребают (не топят, не сжигают и т. п.), не отправляют или не возвращают на тот свет. Наоборот, он воскресает. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот описание из Костромской губернии:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Мужчина одевает рубашку белую, штаны белые, онучи белые, лапти новые с веревками, перевитыми как у живого (обратите внимание — как у живого!), поясок домотканый; лицо покрывает платком или одевают личину (маску), деревянную долблену (или из бересты), страшную, неприглядную. «Мертвеца» кладут или на салазки, которые несут несколько человек с воем и плачем провожающих родителей, братьев и сестер. В избе мнимые родственники покойника зовут девок или просто волокут прикладываться к покойнику»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эротизм ситуации подчеркивается демонстративно расстегнутой ширинкой или прорехами в самом неподходящем месте. Во многих случаях «покойник», покрытый покрывалом, изначально положен голым. Его «приносили голого и ставили в сутки, чтобы глядел вдоль по полу». Особо отмечается обнаженность половых органов. Мнимый покойник «на скамейке лежит, инструмент-то голой». Или: «Задница и перед голые — остальное закрыто». В деревне Климовская «как отпоют, открывали крышку гроба, а там мертвый без штанов, лицо закрыто тряпицей. Девки кто смеется, кто плюется». По рассказам из других мест, его «принесут, откроют, а он голый. Девки заивкают (завизжат). Мы его звали «миленком». Когда он голый плясать пойдет, то говорит: «Не видали ли медведя с колоколом?» Колоколом называли то, что между ног находится». Таким образом, «покойник» плясал в чем мать родила."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому мне представляется, что права С. И. Дмитриева (1988), которая увидела в святочных ряженых связь с мистериями умирающего и воскресающего божества. Это вполне соответствует выявленному южнославянской обрядностью переходу от Старого Бадняка к Младу Божичу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но в чем средство воскрешения? Когда этот бог погоды и плодородия умирал, его оплакивали в основном женщины или девушки. Мы уже успели заметить, что к святочному «умруну» волокли прикладываться для поцелуев именно «девок». Волокли и «заставляли целовать, что подставят». Что же подставляли? В Закарпатье при игре «деда» и «бабы» девушки обязаны были целовать молодых людей, а тех, которые отказывались, заставляли поцеловать у «деда» большой соломенный фаллос. В России целовали части тела «умруна». В одном сообщении сказано: голую задницу. «Мама рассказывала, что носили «покойника», голого, и девок тащили его целовать. Задницей кверху положат и несут на носилках (весь закрыт, только задница открыта): «Поцелуй родителя!» А девки на пол свалятся и держатся друг за друга, не идут целовать!» (д. Согорки). Тут явно уже разрушение обряда: девушки осмеливаются сопротивляться неприличию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот более сохранившийся обряд — из деревни Новая Слуда: мнимый покойник «на скамейке лежит, инструмент-от голой. Девку подтащат: «Целуй в лоб и инструмент!» Не поцелуешь — «коники» [ряженные «конем» ] ременницей нахлещут»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Общая разнузданность святочных игр, их сугубая эротичность, очевидная даже в приведенных описаниях начала XX в. (а там ведь оговорено, что «мы должны были опустить наиболее циничные пассажи»), заставляет подозревать, что поцелуями дело не ограничивалось даже в недавнее время, не говоря уже о языческом прошлом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Видимо, старец (иконописец) Григорий из Вязьмы, писавший царю Алексею Михайловичу, что в святочных игрищах девицы «девство дьяволу отдают», опирался на некую реальность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клейн Лев Самуилович"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙШИХ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ, ЧЕТЫРЕ СТИХИИ, ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ СВЕТА. КРЕСТ, КАК СИМВОЛ ЧЕТЫРЕХ БОЖЕСТВ. ХРАМ, КАК ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ. ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВ. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/79015941/"}, "string": "https: //www. academia. edu/79015941/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Седьмая книга из цикла «Легенды Русского Севера». Настал Судный день, и как и предсказано, Спящие Пробуждены. Наступило время для Избранного, который и сделает то, что было суждено еще тысячи лет назад. И, одни бросились на помощь Проснувшимся, другие, пытаются их погубить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седьмая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://m.dzen.ru/away?to=https%3A%2F%2Ffeisovet.ru%2F%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%2F%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%81-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Грядущий Апокалипсис. Пробуждение Царевен. Сергей Соловьев"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4203, 4478]}
Комментарии 19