14 янв 2023 · 08:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга 11п.jpg", "filesize": 251850, "height": 333, "pic_id": 361161, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/11/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_11%D0%BF.jpeg", "width": 444}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если говорить об исследованиях, то до настоящего времени мы не дождались монографии, которая бы исчерпывающе представляла деяния славянских пиратов и корсаров на Балтике. Об этих морских разбойниках мы можем прочитать, например, у Казимира Ваховского (Kaziemierza Wachowskiego) в книге «Slowianszczyzna Zachodu». Самые большие захватнические походы подробно описывает в своих книгах Эдмунд Косяж (Edmund Kosiarz) – «Bitwy na Baltyku» и «Wojny na Baltyku w X-XIX w.». Далее, Зышард Керсновски (Ryszard Kiersnowski) в «Legendzie Winety» описывает одно из известнейших косарских гнезд."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1967 году в Ральшвейке (Ralswiek) на Руяне археологи обнаружили три ладьи IX-X веков. Самая большая достигала 13-14 метров длины и от 3 до 4 ширины. Ладья была изготовлена из дубовых досок. Славянские суда не были столь же маневренными как ладьи викингов, но зато были более безопасными в море во время штормов. Ладьи, предназначенные для военных целей, имели деревянную защиту, поднимаемую на бортах непосредственно перед битвой, а также крюки, размещенные на длинных драгах и используемые для захвата вражеских судов с целью абордажа. Защитную роль перед градом стрел выполняли также и щиты. Вероятнее всего, суда строились на средства правителей и прежде всего, князей. Для этих целей использовалась как работа свободных людей, так и невольников. Ладьи строились недалеко от портовых городов – затем они спускались на воду по деревянным вальцам. Что касается латинских названий отдельных типов судов, то они были различными. У Саксона Грамматика встречаются несколько определений: cymbra, skapha."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Славянские (вендские) корабли звались лодьями. Этот же термин заимствуется от славян германскими народами (шведское lodja, датское и норвежское lodje, прибалтийско-немецкое lodje). В одной из саг о лодье говорится: «Тут подъехала к нему Славянская лодья – скороходка». Чаще же скандинавы называют славянские корабли шнеки или «вендские шнеки». В саге «о Магнусе Слепом и Харальде Гилли» говорится о морском походе славян (вендов) в Скандинавию и их флоте: «В канун дня Лавранца, когда только что кончилась торжественная месса, Реттибур конунг вендов подошел к Конунгахелле. У него было пять с половиной сотен вендских шнек, и на каждой шнеке было сорок четыре человека и две лошади»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Находка корабля в Щецине"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это сведение находит подтверждение в археологии - обнаруженное у Рюгена судно. Подобные корабли относятся к типу клинкерных судов, т. е. дощатые с обшивкой в клинкер. К деталям клинкерных судов могут быть отнесены обнаруженные железные заклепки и фрагменты обшивки. Интервалы на досках судов с обшивкой в клинкер, обнаруженные в землях западных славян, составляют: 7-9см (с Рюгена, с Польского поморья – из Щецина, Гданьск-Орунья, Чарновско), около 12см у скандинавских судов. Толщина досок обшивки составляла 2, 2-2, 6см. Судя по данным источников, вмещали такие корабли до 40 человек и имели место под двух коней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сага обо Олафе Трюгвассоне."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сорокин П. Е. Судостроительная традиция северо-западной Руси в средневековье"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди славян пиратством занимались поморяне, ободриты, а также раны, населявшие остров Руян и хорошо знавшие пиратский промысел уже в XI веке. Хельмольд так описывает земли, населенные пиратами: «Вся земля славянская, начиная от Ejdory (…), земля, протянувшаяся между морем Балтийским и Эльбой (…) аж до Скверина (Skwierzyn), небезопасна (…) из-за разбойничьих нападений». Одним из гнезд морских разбойников был легендарный Волин. Этот славянский город, жители которого занимались торговлей, охотно принимало беглецов из других земель."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1098 году Волин принял большую группу датских пиратов и разбойников. Достойным удивления является тот факт, что жители Волина впустили через свои ворота скандинавских пиратов. На вопрос, почему это произошло, источники не дают удовлетворительного ответа. Можно лишь предположить, что или они сами занимались пиратством, или, не желая подвергать себя опасности нападения со стороны скандинавских разбойников, предоставили им убежище. Другим славянским городом, жители которого также занимались пиратским промыслом, была Ологоща (Ologoszcza), город, расположенный в устье Пианы (Piana) на Балтийском Море. Этот город в начале 60-годов был осажден объединенными силами датчан и их подданными – ранами, которые, как и ологошане, были пиратами. На острове ранов роль пиратского порта осуществлял центр культа Святовита на Арконе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хельмольд в своем описании приводит речь князя варгов – Прибыслава (Przybyslawa): «Что же нам остается, как покинуть землю и в море, посреди пучины, искать спасения. И нашей ли будет виной, если изгнанные из Отчизны, растревожим море и брать будем добычу с датчан и купцов, что пускаются по морю в плавание». Этот монолог является литературным вымыслом автора, однако его суть отражает то, что чувствовали славяне в те трудные для них временах. Мы должные верить тому, что написал Хельмольд, поскольку какую бы он имел цель, чтобы выступать против своих побратимов? Славяне, на которых саксы налагали большие подати, превратили поселения на балтийских берегах в пиратские порты, из которых затем совершали походы на соседние земли. Как и писал Хельмольд, славяне занялись пиратством, поскольку были теснимы саксами. Насколько ободриты вели беспрестанные бои с саксами, настолько же западные поморяне в XI и начале XII веков находились в стороне от этих событий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В историографии утвердилось мнение, что это была самая крупная корсарская экспедиция славян, экспидиция на Конунгхале. В 1136 году поморский князь Ратибор I (Racibor I) во главе огромной славянской флотилии направился к важному торговому городу. Этот город, расположенный недалеко от границы с Норвегией, принадлежал тогда датскому королю Эрику II. Ратибор I, ленник польского короля Болеслава III Кривоустного, имел под своим командованием около 650 судов. Принимая во внимание, что каждый борт вмещал по 44 человека и 2 коня, мы можем заключить, что в экспедиции принимало участие 29 тысяч воинов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«(…) язычники слова не сдержали, забрали всех людей, мужчин, женщин и детей, многих поубивали, особенно тех, кто был слаб, низкого происхождения и тех, кого трудно было увести за собой. Забрали все деньги, которые были в городе.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«В это время пираты распоясались от границ славян аж по Эидору, все деревни с востока, оставленные жителями (…), лежали в руинах с невозделанной землей. Зеландия, от востока до юга, зияла пустотой (…), на Фионии не осталось ничего, кроме нескольких жителей»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Те, кто остался нетронутым, пробовали откупиться, предлагая славянам большие деньги. В 1157 году огромный славянский флот понес тяжелые потери – на море, недалеко от Йолухольма (Jolucholm), в результате бури затонула флотилия, состоявшая из 600 судов. В 1159 году датский король Вальдемар I Великий начал ответное наступление против ранов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Две экспедиции, проведенные в этом году, оказались неудачными. Вальдемар I обратился за помощью к саксам. Датский король и саксонский князь Генрих Лев в первую очередь собирались ударить по землям ободритов. Это свершилось в 1160 году. Раны, желая помочь ободритам, захватили устье Варнавы, по которой датчане двигались вглубь славянского края. Тем не менее, наступление против ободритов завершилось полным успехом. Это стало концом великого ободритского княжества. В этом же самом году руяне подчинились датчанам. После проигранной битвы при Варнаве и тяжелых боях около острова Руян, раны попросили о мире. И получили его сразу же после отказа от корсарских вылазок. Окончательный захват Руяна пришелся на 1168 год. Тогда была уничтожено святилище Святовита, последнего бастиона язычества. Хельмольд прокомментировал это так: «Таким образом, славяне, до некоторой степени, прекратили нападения и грабежи». Окончательное поражение славянам нанесли датчане в 1184 году. Именно тогда поморский флот под предводительством князя Богуслава I, около полуострова Дарсин, понес тяжелое поражение. Это стало концом величия славянских мореплавателей на Балтике."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87", "italic": true}, "string": "Венелин Ю. И."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%AE.%D0%98._-_%D0%9E%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F,_%D1%82%D0%BE_%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B5_(1846).djvu"}, "string": "Окружные жители Балтийского моря, то есть леты и славяне"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". — М.: В Университетской Типографии, 1846."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%99%D0%BE%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BC", "italic": true}, "string": "Херрман Йоахим"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "http://old-earth.narod.ru/lib/slav/balt/Herrmann_J.htm"}, "string": "Ободриты, лютичи, руяне"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " / Пер. с нем. "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2,_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%B1_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87"}, "string": "Г. С. Лебедева"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " // Славяне и скандинавы: Сб. / Под ред. "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0"}, "string": "Е. А. Мельниковой"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". — М.: Прогресс, 1986. — С. 338-359."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "СЛАВЯНСКОЕ ПИРАТСТВО НА БАЛТИКЕ ДО 1184 ГОДА"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "PIRACTWO SLOWIANSKIE NA BALTYKU DO 1184 ROKU, 1999 TEKA HISTORYKA, 1999. - zeszyt 16. -S. 5-18. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [8225, 8225]}
Комментарии 1