12 фев 2023 · 08:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол310.jpg", "filesize": 600102, "height": 1365, "pic_id": 415884, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/08/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB310.jpeg", "width": 2048}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Средневековая Русь представляла собой этнополитическое пространство, по своим сущностным характеристикам заметно отличавшееся от современной ей средневековой Европы. Наиболее очевидным отличием было то, что если средневековая европейская культура находилась под сильным влиянием культурного наследия западной Римской империи, включая латинскую языковую традицию, то Русь, приняв православие, оказалась в сфере «греческого» культурного влияния, идущего из Византии (неслучайно православие нередко позиционировалось как «греческая вера»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В то же время, греческий язык на Руси не занял то доминирующее положение, которое занимала в Западной Европе латынь. Напротив, здесь очень рано начала развиваться самостоятельная культурная традиция на местной языковой основе, что, очевидно, связано с тем, что в качестве языка церкви использовался не греческий, а специально разработанный для славян литургический язык - церковнославянский. Таким образом, Средневековая Русь очень рано обозначилась как особое этнополитическое пространство, противопоставлявшее себя Западной Европе (по конфессиональному признаку, как «греки» «латинянам»), Византии (по признаку этноязыковому - как «славяне» «грекам») и кочевым племенам Евразии (как часть цивилизованного христианского мира - варварам-язычникам)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Формирование, пусть и достаточно рыхлого, династического государства Рюриковичей, центрированного на Киев, единые церковные институты - все это способствовало становлению достаточно однородной городской культуры, выработке единого древнерусского письменного языка и становлению «общерусского» этнополитического самосознания образованного городского класса. Таким образом, закладывались сущностные предпосылки для интеграции восточных славян в единую национальную общность - русскую."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Монголо-татарское нашествие привело к дезинтеграции древнерусского пространства и включению отдельных частей Руси в разные политико-культурные контексты. Но и после этого видение Руси как общности восточных славян, существующей «поверх» актуальных государственных границ, сохраняли высокую устойчивость. Характерно, что представление о Руси как едином этнокультурном пространстве, политически разделенном между Литвой, Польшей и Москвой, находило отражение и у иностранцев, бывавших в регионе. Этнонимы «Русь», «русский», «русин», идентификация языка как «русского» оставались доминирующими у образованного восточнославянского населения Великого княжества Литовского."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, понимание Руси как некой этнополитической целостности, объединяющей восточных славян, демонстрировало высокую устойчивость, что создавало предпосылки для формирования национальных проектов, призванных консолидировать восточных славян в единое «воображаемое сообщество» - большой русский народ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С другой стороны, политическое разделение Руси после монголо-татарского нашествия существенно осложнило и затормозило процесс национальной консолидации восточных славян и, кроме того, заложило предпосылки для возможной дезинтеграции «общерусского» пространства. В ХIII-XIV веках оформляется разделение Руси на две части - восточную и западную. Восточная Русь оказывается в зависимости от Орды, западная попадает в сферу влияния Литвы и Польши. Этот период совпадает с кризисом и упадком православной цивилизации, вызванным геополитической катастрофой Византии. Восточная и Западная Русь ответили на этот кризис неодинаково."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Восточная Русь создала «под крылом» Орды мощное централизованное Русское государство и, освободившись от ордынской зависимости, удачно использовала упадок Византии, провозгласив себя наследницей последней - «Третьим Римом». Таким образом, «русская идея» обрела не присущий ей ранее имперский размах и притязания на «вселенскую» цивилизационную миссию, связанную с охранением и распространением «истинной веры» - православия. При этом в культурном отношении Московское государство, оказавшееся в относительной изоляции, пережило длительный культурный застой, который удалось преодолеть в послепетровский период посредством синтеза местных традиций с европейской культурой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Западная Русь не создала собственной государственности, а была инкорпорирована в чужие государственные структуры. Так, территория Белоруссии оказалась «спаянной» с Литвой при политическом лидерстве последней; большая часть украинских земель также пребывала под литовским владычеством вплоть до Люблинской унии, после которой эти земли перешли под непосредственное управление Польской короны. Политическое подчинение «западным» центрам силы усугублялось культурным превосходством - в то время как западнорусская традиция переживает кризис и упадок, Западная Европа находится в стадии культурного подъёма (Возрождение и Реформация). Поэтому вполне закономерно в польско-литовско-западнорусском политическом союзе вслед за политическим закрепляется и культурное лидерство Польши. Начинается болезненный и противоречивый, однако достаточно устойчивый процесс инкорпорации Западной Руси в польское культурно-языковое пространство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это вело либо к полной ассимиляции и утрате исходной русинской идентичности, либо к преобразованию её в региональный вариант польской, с сохранением многих местных особенностей. По такому пути эволюционировала идентичность литовской магнатерии и шляхты - «литвинство» превращалось в специфическую региональную разновидность общепольской идентичности по формуле «роду литовского, нации польской». В принципе, в аналогичном направлении могла эволюционировать и русинская идентичность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как представляется, формой интеграции «русскости» в польский культурный контекст было и униатство, причем уния, в отличие от католицизма, позволяла сохранить значительно больший пласт древнерусского культурного наследия, одновременно интерпретируя его в кодах польской культуры. По сути, русины-униаты могли стать своего рода «поляками восточного обряда». Примечательно, что близкую по смыслу формулу - «поляк православного исповедания» - пытались внедрить в сознание православных жителей западной Украины и Белоруссии в межвоенной Польше в ХХ веке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XVII-XVIII веках на территории Полоцкой земли формируется «высокая» дворянская и городская польскоязычная культура; таким образом, возникает перспектива интеграции белорусов в польский национальный проект, при сохранении регионального этнокультурного и исторического своеобразия, интерпретированного в кодах польской культуры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако реализация этой перспективы оказалась затруднена рядом обстоятельств. Процесс полонизации протекал достаточно болезненно и вызывал ожесточенное сопротивление со стороны православного населения. И если в Полоцких Землях, оказавшейся под контролем пропольски настроенной шляхты и магнатерии, он протекал более «мягко», то в Поднепровье, где развилось казачье движение, польская экспансия спровоцировала многочисленные войны и восстания, способствовавшие ослаблению польского государства и снижению ассимиляторских возможностей польской культуры. Сказывалось и «возмущающее» воздействие на Западную Русь со стороны усилившейся России, поддерживавшей православное сопротивление и стимулировавшей русофильские и антипольские настроения среди местного населения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шимов В. В. Белорусы и проблема родного языка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Соловьев С. Ю. Происхождение и значение этнонима Русь-Рас и его значение. Этнонимы Рать и Руск. Распостранение этих этнонимов среди племен сардонов "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/49545775/"}, "string": "https: //www. academia. edu/49545775/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 6