23 мар 2023 · 08:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "алакульская культура21.jpg", "filesize": 113585, "height": 728, "pic_id": 481715, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/19/%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B021.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все погребения могильника относятся к одному хронологическому периоду – развитому этапу эпохи поздней бронзы, абсолютная датировка которого – 18-16 вв. до н. э. Установлено, что материалы могильника характеризуются синкретическими чертами, представленными как в погребальном обряде, так и в массовом материале – керамике. В погребальном обряде смешение культурных традиций представлено в различных составляющих его деталях. В насыпях – каменные кольца, окружающие подкурганное пространство, в могильных конструкциях - захоронение в каменном ящике отнесены к андроновской (кожумбердынской) традиции, которая наиболее характерна для могильников эпохи бронзы более южных территорий. Преобладающая в могильнике ориентировка усопших головой в северный сектор характерна для срубной традиции западных территорий. Отличительной особенностью могильника являются парные погребения подростков и детей, на долю которых приходится 27% от всех захоронений. Их анализ позволил установить, что обряд, по которому совершены эти захоронения не отличается от обряда парных погребений широко представленных среди разных возрастных групп населения алакульской культуры. Практикование его в отношении детей и подростков может быть обусловлено бытованием традиции «люлечного брака» у населения, оставившего могильник Ташла-1. Кроме того, в ходе анализа погребального обряда могильника Ташла-1 было установлено, что одной из характерных черт его является нарушенность значительной части захоронений - 11 (33, 3% от общего количества погребений). Выявлены специфические черты этого обряда – во-первых, он совершался преимущественно в отношении взрослых захоронений, во-вторых, по степени нарушенности погребений определена нормированность ритуальных действий: нарушениям подвергалась либо верхняя часть погребения, либо захоронение нарушалось целиком. Керамический материал могильника также как и погребальный обряд демонстрирует смешение разных культурных традиций. Основу керамической коллекции составляет посуда, изготовленная по алакульской традиции с некоторыми элементами срубной традиции, таких сосудов 29 (67, 4%). По кожумбердынской традиции изготовлены 6 сосудов (14%). К федоровской и срубной культурам отнесены по 4 сосуда (по 9, 3%). Анализ распределения сосудов различных культурных групп по возрастным группам погребенных выявил определенную закономерность. Во взрослой группе преобладает керамика, изготовленная по алакульской традиции, кожумбердынские сосуды встречены дважды, федоровские сосуды не встречены ни разу. Сосуды федоровской культуры встречены исключительно в детских захоронениях, в них же распределялось большинство кожумбердынских горшков. Результаты технико-технологического анализа керамики показали большую вариативность технологических традиций, что подтверждает выводы об активных этнокультурных контактах, сделанные ранее на основании изучения морфологии сосудов. Могильник оставлен смешанным населением, изготовлявшим сосуды внешне обладавшие, в основном, андроновскими признаками (алакульскими, кожумбердынскими), но сконструированные по срубной технологии. В результате палеоантропологического изучения был установлен возраст 9 взрослых погребенных и 33 подростков и детей. В результате изучения археологического материала поселения Ташла-2, установлено, что в наиболее полно вскрытом жилище 3, где зафиксировано расположение артефактов in situ, площадка его была зонирована в соответствии с хозяйственной специализацией. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей Нечвалода. Реконструкция по черепу мужчины из срубно-алакульского могильника Ташла I "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 2]}
Комментарии 6