19 апр 2023 · 06:03    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "книга кол 34578.jpg", "filesize": 242686, "height": 800, "pic_id": 517294, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/10/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB_34578.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землёю, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи» - слова вождя склавинов Дабрита, приведенные в «Истории» Менандра Протектора (VI в.)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Восточная Европа, а особенно её глубинные территории, попадала в поле зрения средиземноморской цивилизации нечасто. Тем не менее, в ходе Великого Переселения Народов восточной части Римской Империи – Византии – пришлось столкнуться с вторжениями варваров именно с этих земель. Ромеям VI в. – Прокопию Кесарийскому, Иордану, Менандру Протектору и др. уже были прекрасно известны племена воинственных и многочисленных северных варваров, называемых ими Σκλάβήνοι по-гречески или Sclavi/Sclaveni по-латински, что обычно транскрибируется на русский язык как склавены/склавины. Начало взаимодействия их с Империей складывалось примерно так:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "545 г. – первый надёжно датируемый набег склавинов на имперские территории"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "547 г. – поход склавинов в провинцию Иллирию"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "548 г. – 15 тысяч склавинов переходят Дунай"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "549 г. – 3 тысячи склавинов стремительно вторгаются в Иллирию и Фракию, разбивают два превосходящих их по численности ромейских войска, пленят и казнят полководца Асбада и берут штурмом город Топер, после чего уходят, забрав большую добычу"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "550 г. – «больше чем когда либо прежде» склавинов вторгаются на территорию Империи, но отсупают за Дунай при подходе легионов стратига Германа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "551-552 гг. – еще два крупных похода склавинов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "578 г. – после смерти басилевса Юстина II склавины остаются зимовать за Дунаем – начинается полномасштабное вторжение на Балканы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как можно видеть, именно в VI в. у Империи появилась веская причина более не обходить эти племена вниманием. К VII в. весь Балканский полуостров оказался занят этими варварами, а также подмявшими под себя часть из них кочевниками-аварами. Последний из отцов церкви, Исидор Севильский сокрушался: «Sclavi Graeciam Romanis tulerunt!» - «Склавы отняли у ромеев Грецию!». В этом названии - Σκλάβήνοι/Sclavi/Sclaveni - нетрудно угадать самоназвание наших предков - *slověne. Наличие каппы между сигмой и лямбдой в этом названии легко объясняется тем, что сочетание [sl] было для греческого языка труднопроизносимым. Со склавинами ромейские историки связывали и другой известный им народ – антов, восточных соседей склавинов. Прокопий Кесарийский, придворный историк басилевса Юстиниана Великого, например, так пишет о них в своей «Войне с готами»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прокопий и другие авторы сообщают о жестоких распрях и войнах между склавинами и антами. В их отношении Империя проявляла типичную политику divide et impera: в 545 г. с антами был заключен союз, которым ромеи пользовались, чтобы иметь союзника в тылах основного врага – склавинов (что, впрочем, мало им помогло впоследствии). Историк Феофилакт Симокатта сообщает, что анты почитались союзниками империи вплоть до начала VII в."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Готский историк Иордан в «Гетике» подтверждает и дополняет сведения Прокопия об обоих этих народах, при этом добавляя одну крайне важную и интересную для нас деталь:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [Днестра], и на север — до Висклы [Вислы]; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра [Днепра], там, где Понтийское [Черное] море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из этих отрывков можно сделать два вывода: во-первых, склавины проживали, по данным Иордана, на территории от Вислы до Днестра, а анты – от Днестра до Днепра. Во-вторых, и склавины и анты происходят от неких венетов (veneti). Термин «венеты» у Иордана, таким образом, имеет три значения: 1) все славяне вообще, 2) некая группа современных ему славян, 3) древние прародители всех славян. Последнее интересно в наибольшей степени."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как уже было сказано ранее, именно с VI в. мы и имеем представительный массив письменных источников о славянах. До этого периода «склавины» не упоминаются. Тем не менее, авторы I-II вв. н. э., Публий Корнелий Тацит, Клавдий Птолемей и Плиний Старший писали о неких загадочных «венедах», проживающих где-то в глубине Восточной Европы, в которых большинство исследователей видели ни кого иного как «венетов» Иордана, которые «все же преимущественно называются склавенами и антами» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Книга Тацита датируется примерно 98 г. н. э., то есть это данные I в., значительно отстоящие по времени от склавинов и антов VI столетия. «Германия» отличается точностью сведений и ригоризмом в их анализе, что делает его довольно надежным источником. Археолог М. Б. Щукин даже предполагал, что «Германия» была сводом агентурных данных, которые Тацит собирал по заданию императора Домициана в рамках подготовки к неосуществленной германской кампании. В заключительном пассаже «Германии», описывающем Европейскую Сарматию (Восточную Европу), Тацит пишет:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Венеды переняли многое из их [видимо, бастарнов] нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами [бастарнами]и феннами.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как можно видеть, отрывок не слишком пространен. Венеды (venedi) Тацита, которых большинство исследователей отождествляют с венетами (veneti) Иордана селились между певкинами и феннами. Под певкинами (peucini) здесь, очевидно, имеются в виду бастарны, германские племена, заселившие в III в. до н. э. остров Певку в дельте Дуная, а также территории Прикарпатья и Поднестровья. Фенны (fenni) – это народы финно-угорской семьи, зона топонимии которых находятся восточнее линии Курземе-Москва. Очерчена территория проживания венетов у Тацита, таким образом, не слишком четко – по сути, это большая часть лесной и лесостепной зоны Восточной Европы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клавдий Птолемей, учёный из Александрии II в. н. э., интересовался историей и политикой в гораздо меньшей степени, чем науками естественными. В своём «Руководстве по географии» он синтезировал все известные ему сведения об очертаниях различных земель, без различия времени их записания: от этого точность его работы пострадала. На IX карте и в соответствующем ей разделе III книги «Руководства» Птолемей описывает Европейскую Сарматию и указывает ряд населяющих её «великих народов». Первыми из них названы венеды, проживающие вдоль всего «Венедского залива» – то есть, Балтийского моря."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Малые народы» Сарматии Птолемей располагает колонками, соответствовующими, видимо, каким-то торговым путям. По имени венедов Птолемей Клавдий (II век) (Птолемей. География, III, 5, 7; III, 5, 1), называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты Венедскими горами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ниже «Венедского залива» помещаются «галинды или галиданы», ниже – «судены или судины», а ещё ниже - «ставаны», на карте расположенные неподалеку от Борисфена (Днепра). Под этими «ставанами» многие исследователи видели ни что иное как отражённое на греческом языке самоназвание славян II в. Тау вместо привычной уже каппы в Σκλάβήνοι VI в. тогда объясняется всё той же непроизносимостью сочетания [sl] (ср. Vistula и Viscla как обозначение р. Вислы у Иордана выше, причём в одном абзаце.)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не отличаются точностью и сведения римского учёного-эрудита Гая Плиния Секунда, боле известного как Плиний Старший. В своей «Естественной истории», в IV книге, посвящённой географии он, описывая перипл Балтийского моря и Восточную Европу, пишет:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Энингия, как считают, размером не меньше Скатинавии. Некоторые [путешественники] сообщают, что в этих [местах] вплоть до реки Вислы обитают сарматы, венеды, скиры, гирры и что [там имеется] залив Кюлипен, а при входе в него — остров Латрис, за ним же поблизости, у границы с [областью обитания] кимвров — залив Лагн.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что за географические объекты имеет в виду Плиний под «Энингией» (Aeningia), «заливом Кюлипен» (sinus Cylipenius), «островом Латрис» (insula Latris) и «заливом Лагн» (sinus Lagnus) – непонятно. Очевидно лишь то, что это территории на южном берегу Балтийского моря восточнее Вислы. Соседями «венедов» Плиний называет сарматов, скиров и гирров. Последние упоминаются только в этом отрывке и нигде более. Скиры же – одно из германских племен, переселившееся вместе с бастарнами в Восточную Европу в III в. до н. э. Опять мы получаем ту же картину: «венеды» живут где-то между германцами и сарматами. Этому описанию соответствует большая часть лесной и лесостепной зоны Восточной Европы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В интерпретации приведенных выше данных и заключается т. н. «венедская проблема»: соответствуют ли венеды Тацита, Птолемея и Плиния венетам Иордана, которые в его время «все же преимущественно называются склавенами и антами»? Где расселялись эти венеды и с какими археологическими и этноязыковыми общностями их можно соотнести?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лужича́не, лу́жицкие се́рбы, серболужича́не (в. -луж. Serbja — «сербья», н. -луж. Serby — «сербы», в. -луж., н. -луж. Serbski lud, нем. Sorben — «сорбы», Wenden — «венды». Итак, немцы В ПРИНЦИПЕ НЕ ЗНАЛИ СЛОВА- СЛАВЯНИН, и ОНО НЕ УПОТРЕБЛЯЛОСЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К лужицким сербам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но ведь, юмор в том, что по нашей интерпритации- лужицкие сербы, да и сербы вообще, впрочем как и другие Венды Поморья- безусловные славяне. Таким образом можно утверждать, что термин Славяне- внешний, ромейский и неточный. Точный- ВЕНД и ли ВЕНЕД, и он полностью отвечает всем признакам научности и употребимости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В русском языке слово Herr -переводят как господин, но этот перевод неверный. И получалось-народ Господ, если дословно, а Германия-страна господ, исходя из этого. Близкое в русском языке слово ЯР- означает высокое место, и близкое к нему греческое ОРОС-гора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эйнхе́рии (ориг. Einherjar) — в скандинавской мифологии лучшие из воинов, павших в битве, которые живут в Вальхалле. То есть, эйн- перевод один, а Herijar -славный, достойный. Haare -волосы, сущ. Haare (волосяной покров). То есть, как и во многих мифах у индоевропейцев, волосы дают мистическую силу, пример-короли Меровингов, которые не стриглись, и считалось, что именно волосы дают им харизму. В русском- волос, волот-великан, великий. Волохатый, Велес- божество, аналог Аполлона у эллинов, и Аполлон так же был нестрижен, и никто, кроме его матери не смел касаться его волос."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть волосы, на голове были признаком могущества и силы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отсюда, и слово германец, дословно означает славный человек (почти славянин). HERRMANN-славный человек. Ну а маркоман, от слова марка-граница, означает страж границы. Подобные обращения были и в славянских языках. Светлый князь, как и обращение благородие, так же в этом ряду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, слова германец (HERRMANN) и славянин это синонимы, ну а Германия и Славиния- также синонимы. Дословное значение обеих слов абсолютно идентично. То есть ромеи, используя греческий, перевели слово Германия и Германец на вендский дословно, Славиния и Славянин. Стараясь лишь подчеркнуть различие вендов от собственно германцев."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Древний географ и историк Страбон считал венетов Арморики и венетов Адриатики родственными племенами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Далее. Погребальный обычай. Южные славяне сохранили древнейший обычай экскарнации- вторичного захоронения, когда скелетированные останки выкапывают, обмывают вином и маслом, и погребают вновь. Данный обычай известен со времен катакомбной культуры, а также венетской культуры поморья. (останки укладывали в сосуд, то есть также имела место экскарнация)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ЗДЕСЬ ОБОДРИТЫ ГРАНИЧАТ С АВАРАМИ, и проживают на Дунае"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большинство исследователей действительно связывает венедов Тацита, Птолемея и Плиния с венетами Иордана и, следовательно, считают это наименование древнейшим дошедшим до нас названием славян. Тем не менее, нельзя не обратить внимание, что венеды I-II в. тесно связываются и с побережьем Балтийского моря (Венедского залива) и с территориями в глубине материка, их соседями называются и германцы (бастарны), и сарматы и финно-угры (фенны). Возможно, «венедами» авторы I-II вв. называли вообще все народы балто-славянского корня в Восточной Европе, не разделяя их на балтов и славян. Термин «балты» появился лишь в XIX веке, а некоторые достоверно балтские народы, известные им лучше – например, эстиев или галиндов - римские авторы причисляют то к германцам, то к «венедам» а иногда даже к кельтам. Но, подлинно революционными можно считать работы Соловьева о сардонах-сартах, и о венетах-венедах, как части сартов. Соловьев указывает на типичность упоребления в среде сартов и венетов топонима РУС- РАС - РУТЕНИЯ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Арион О. В., Башкатов Ю. В., Обломский А. М., Терпиловский Р. В. - У истоков славянства"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "М. Б. Щукин - Рождение славян"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Д. А. Мачинский - К вопросу о территории обитания славян в I—VI веках"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седов В. В. - Славяне в древности"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седов В. В. - Славяне в Раннем Средневековье"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седов В. В. - Происхождение и ранняя история славян"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гимбутас М. - Славяне. Сыны Перуна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Л. А. Гиндин - Свод древнейших письменных известий о славянах. Т1 "}], "attributes": []}], "selectedRange": [11958, 11958]}
Комментарии 25