25 май 2023 · 07:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "казаки5.jpg", "filesize": 473838, "height": 768, "pic_id": 579317, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/23/%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B85.jpeg", "width": 1366}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Казачьи станицы пополнялись холопами, крестьянами, посадскими и служилыми людьми, выбитыми Смутой из семей и общин. Они сами стали организовываться по казачьему образцу: выбирать из среды наиболее опытных бойцов атаманов и есаулов, из грамотных - «войсковых писарей» или «дьячков», приобретали опыт жизни по законам вольных сообществ. Вступая в ряды «станицы», казак приносил присягу, что знаменовало собой переход в новое сословное состояние."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Данные о социальном происхождении казаков войска М. М. Баловнева (1615) хорошо отображают разнообразие источников их пополнения4. Больше всего - беглых холопов (35%), среди которых много боевых: не случайно, что именно из их среды произошли многие самозванцы и видные атаманы повстанческого движения Смутного времени. Следом идут крестьяне (25%) - но многие из них взяты в «станицы» насильно и занимают подчиненное положение «чуров». Третья по численности группа - это служилые люди «по отечеству» - 12%! Одних взяли насильно, а другие стали казаками от бедности и поместного разорения. Немало попадало в «станицы» и посадских людей (10%), и служилых «по прибору» (8%); вихрем гражданской войны туда заносило и монастырских слуг, и служилых иноземцев и татар... да, пожалуй, и вообще представителей всех слоев и сословий России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Люди, воспитанные в традиционном обществе, порывая с вековым укладом жизни предков, начинали столь же свято соблюдать принесенные с Дона традиции своих новых семей - казачьих «станиц». Невыдачу любого, записавшегося в казаки, человека; отказ от обработки земли и жизнь за счет грабежа, «приставств» - «кормлений», жалованья того или иного государя или, в крайнем случае, ремесла и рыбной ловли; выборность атаманов и непререкаемость их власти в походе; четкое деление на «старшину», рядовых казаков и их «чуров» - бесправных учеников, часто взятых в станицы насильно; отказ от семейной жизни; самоуправление на казачьем круге."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зародилось новое сословие русского общества, все четче осознававшее свои интересы и идеалы. Стоило развеяться мифу об очередном самозванце, а полякам оказаться в Кремле, и не нашлось в стране более принципиальных противников любого иноземного владычества, чем казаки! Полтора года они теснили врага в Москве, а после победы почти сразу двинулись на Смоленск и Новгород. Еще много раз казачьи отряды начинали бунтовать, перебегая от претендента на трон к претеденденту, превращались в огромные банды разбойников. Казак боролся за доброго царя, требовал от него справедливого «полного» жалованья, ненавидел коварных бояр и богатых помещиков... каялся в проступках, делал вклады в монастыри и готов был честно сложить голову за Царя и веру Православную. Именно последнее дало возможность правительству Романова на исходе Смуты договориться с казачеством и превратить это стихийное бедствие в опытные и верные гарнизоны десятков крепостей или отряды помещиков. Не отказывая самому сословию в праве на существование и сохранение основ уклада их жизни, правительство перевело его в один из разрядов «служилых людей по прибору», включило в структуру государственной военной службы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как уже говорилось, образцом для организации казачьих «станиц» и «войск» послужили отряды «старых», или «природных», казаков Дона, Терека и т. п. Станица могла насчитывать от нескольких десятков до 100-150 человек: большим числом было уже трудно руководить. Во главе ее стояли атаман и есаул, для письменных дел иногда имелся «дьячок»; станица должна была иметь особое знамя. Несколько станиц иногда объединялись в «великое войско» (обычно 500 человек) или полк, правда, без единого выборного атамана: общие вопросы решались на сходке («круге») станичных атаманов. Общая численность «вольного казачества» в период Смуты (примерно с 1606-1608 гг.) держалась на уровне 15-20 тыс. человек, рассеянных по всей стране."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Курбатов О. А. Военная история русской Смуты начала XVII века. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 5