22 дек 2022 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Крит корабль12.jpg", "filesize": 124374, "height": 640, "pic_id": 325193, "url": "/files/article_image/2022/12/21/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C12.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Миноа. Реплика минойского судна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ряд исследователей пришли к выводу, что согласно фрескам Феры, минойские корабли были композитными, и борта делались из материала, ткани, пропитанной смолой, и натянутого на шпангоуты корабля. Корни данного типа судна следует искать на далеком Севере, у Студеного Моря, прародине индоевропейцев-гансов (гуннов). Отчего? Как известно, и в 19-20 вв. народы севера использовали кожаные лодки, а древние мореходы, делали так тоже, но вместо шпангоутов использовали, вероятно, и ребра китов. Сделать и выгнуть шпангоут задача нелегкая, и вероятнее, что древние люди спользовали готовый материал. Что и подтверждает Северную теорию-китов в Средиземном море нет, и даже известная легенда о Ионе в Чреве Кита, носит заимствованный характер, именно у северян, пришедших в Средиземноморье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корабль называется «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Minoa"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» («Крит»), и по мысли создателей он представляет собой реконструкцию корабля минойской эпохи. Именно на этих кораблях, согласно Гомеру. выходили в море Радамант, Минос и Сарпедон. Но эти корабли, по комменариям Фукидида, были тридцативесельными, а первый пятидесятивесельным судном был «АРГО»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но энтузиасты сделали этот корабль, и даже проверили его в деле. Перед нами тот самый оплот критского морского могущества, что создал островитянам славу великих мореходов и мудрецов. Археологических находок таких кораблей нет, в отличие, скажем, от скандинавских драккаров. Минойская цивилизация прекратила свое существование за полторы тысячи лет до нашей эры — остались только изображения кораблей и сведения о том, что умели мастера, какими располагали инструментами и материалами. И, разумеется, опыт корабелов со всего мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В старом венецианском доке бухты города Ханья острова Крит вот уже несколько лет открыт не совсем обычный музей. Корабль стоит, и он очень неплохо сделан. Идея сделать минойский корабль к эстафете с горящим олимпийским факелом родилась у организаторов примерно за четыре года до Игр в Афинах. Вдохновителем проекта выступил Морской музей Крита, он же организовал финансирование и работы по изготовлению корабля. Смелое предприятие получило горячую моральную поддержку Министерства культуры Греции и выдающихся людей греческого общества. Научную часть проекта взял на себя местный исследовательский институт NAUDOMO, что в переводе означает Институт исследований древних судостроения и технологий, создавший команду инженеров и учёных, которая должна была свести все знания о мореплавателях и судостроении XV века до нашей эры воедино."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В группу под руководством вице-адмирала Апостолоса Куртиса вошли специалисты по военно-морской истории, литературному наследию, фитогеографии, цифровым технологиям, моделисты и реконструкторы. Реконструкция заняла четыре года (2001–2004). Над проектом Экспериментальной морской археологии работали Морской музей Крита и Исследовательский институт древних судостроения и технологий — "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ancient Shipbuilding and Technology Research Institute"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", или NAUDOMO. Музей финансировал программу, а восемь сотрудников NAUDOMO строили корабль. Киль корабля выгибали с помощью веревок, будто лук тетивой, — целый ствол кипариса длиной 22 м. Так же поступали и с планширами по обе стороны бортов, но уже в конце строительства. Чтобы построить борта, кипарисовые стволы распиливали вдоль, укладывали на землю плоскими сторонами, между ними клали более тонкие, круглые в сечении, сверлили отверстия, пропускали через них веревки и всё это вязали к шпангоутам. Наверное, корабль «дышит» под ударами волн, как те же скандинавские драккары. Нам, привыкшим к судам со стальными корпусами, жутковато, когда кораблик «шевелится», но знающие люди говорят, что это практично: что гнется, то не сломается."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Наши же будут грести по спокойному морю, доколе"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Ты не приедешь в отчизну и дом иль куда пожелаешь,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "{320}"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Будь это дальше гораздо, чем даже Евбея, которой"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Нет отдаленней страны, по рассказам товарищей наших,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Видевших остров, когда с белокурым они Радамантом,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Тития, сына Земли, посетившим, там побывали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Путь по глубокому морю они без труда совершили"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "{325}"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "В сутки одни, до Евбеи доплыв и назад воротившись."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Вскоре увидишь ты сам, как мои корабли быстроходны,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Как гребцы по волнам ударяют лопатками весел\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Гомер, Одиссея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но самое интересное, что «"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Minoa"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "» совершил путешествие по Эгейскому морю из Хании к материковой Греции, в Пирей. С 29 мая по 24 июня 2004 г. кораблик преодолел на веслах и под парусом 210 морских миль без всяких повреждений и без помощи извне. Шли так же, как древние этеокритяне, — от острова к острову, не удаляясь от берегов, и только в светлое время суток. В море провели чистых десять дней. Естественно, кораблик участвовал в мероприятиях греческой Олимпиады: в Пирей он привез победителей марафона с оливковыми ветвями и вместе с еще одним кораблем-репликой, «Элефтерией», был почетным эскортом «Олимпии», афинской триремы, доставившей в Пирей олимпийский огонь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "крит корабль23.jpg", "filesize": 99008, "height": 648, "pic_id": 325197, "url": "/files/article_image/2022/12/21/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C23.jpeg", "width": 426}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Морской музей Крита обладает уникальным собранием артефактов, связанных с морской историей. А в восточной части старой гавани сохранились практически полностью венецианские верфи, как нельзя более приспособленные для строительства небольших парусных кораблей. Один из таких доков и отвели под строительство древнегреческого корабля «Миноа»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Название «Миноа», как и термин «минойская цивилизация», предложенный её первооткрывателем, английским учёным Артуром Эвансом, происходит от имени царя Миноса, правившего на Крите. Минос обладал огромным флотом, господствовавшим в местной акватории. Считается, что минойская цивилизация исчезла вместе с катастрофическим извержением вулкана около современного острова Санторин: на самом острове всё оказалось засыпано пеплом, а гигантская волна, образовавшаяся в результате взрыва вулкана, достигла берегов соседнего с Санторини Крита и смыла города и поселения, а легендарный флот погиб в портах и в море. Оправиться от этого бедствия, оставшиеся в живых, минойцы так и не смогли. Много веков спустя именно на острове Крит и были впервые обнаружены следы минойской цивилизации. А позднее уже на Санторинских раскопках взору археологов открылось множество цветных настенных росписей, включающих «морские сцены»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вот незадача: на дне морском подводные археологи обнаружили немало погибших кораблей и судов разных времён и народов, однако среди них не оказалось, ни одного судна или хотя бы каких-нибудь остатков минойского флота. Помимо открытых на Санторине фресок, в руках реконструкторов оказались лишь примерные сведения о том, что умели минойские корабелы, какими располагали материалами, инструментами и приспособлениями. Все эти сведения нынешние учёные и судостроители почерпнули также из раскопок. Пригодился и мировой опыт строительства подобного рода древних кораблей. В своё время старинные летописи и рисунки с изображениями египетских и шумерских плотов и лодок натолкнули знаменитого норвежца Тура Хейердала на строительство простейших парусных судов, на которых могли совершать путешествия древние мореплаватели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конечном итоге греки решили использовать опытный подход: известные с древних времён инструменты и технологии, которые и легли в основу реконструкции минойского корабля. Метод проб и ошибок стал основным при строительстве «Миноа», однако это вовсе не означало, что не будут использоваться достижения прогресса цивилизации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тут, вероятно, многие вспомнят момент мифа о «Арго» - как герои Эллады несли судно на своих плечах. Деревянный корабль был бы неподъемен, а полотняное судно, конечно же много легче. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [7266, 7266]}
Комментарии 3