15 мар 2023 · 08:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "афина парфенос1.jpg", "filesize": 96323, "height": 1080, "pic_id": 466627, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%811.jpeg", "width": 767}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почитание змей было распространено по всей Греции, засвидетельствовано уже в минойскую и микенскую эпохи и было для древних греков одним из наиболее характерных традиционных представлений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дж. Лоусон, изучавший рудименты древнегреческих верований в современном греческом фольклоре, утверждал, что грекам с древнейших времен было свойственно представление о гениях дома, которые представлялись в облике змей. Уже на древнем Крите специально для содержания в доме змей делали низкие столики, на которые ставили для змей молоко. А. Эванс считал, что змеи почитались на Крите как хранители дома, а изображение их на сосудах ползущими к венчику, к краю, туда, где должна располагаться пища, молоко, вода или иные жидкости, является отражением реальной ситуации: люди кормили их, в частности, как он полагал, медом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мнению ряда учёных, культ змей у греков вырос из домашнего культа, а знаменитая критская «богиня со змеями» среднеминойского периода (2000—1600 гг. до н. э.), фаянсовую фигурку которой обнаружил А. Эванс в тайнике Кносского дворца под алтарем, изначально была домашней змеей-покровительницей. Каждый частный критский дом имел святилище, где, наряду с другими предметами, находились фигурки и сосуды с рельефными изображениями змей. В микенскую эпоху змеи считались покровителями городов. На культовом участке конца XIII в. до н. э. в Микенах У. Тэйлур в процессе раскопок 1968—1969 гг. обнаружил два святилища с остатками колонн и центрального очага, с женскими статуэтками и другими предметами культа, среди которых было 17 свернувшихся в кольца змей, изготовленных из разноцветной терракоты (часть из них — с приподнятыми головами). На Кипре домовой гений τόπακος также имел вид змеи. Древние греки приручали неядовитых змей, и те поселялись в домах. Жилище змеи в доме человека располагается в фундаменте, и нередко какая-то дыра или щель в полу рассматривалась как вход в их жилище."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В древней Греции также был распространен обычай закапывать голову неядовитой змеи под порогом дома; она привлекала в дом счастье. «[Античные] греки верили, что каждое место в городе или деревне, постройка, гора, река, дерево, каждая стена, дверь или очаг охраняются своим собственным гением, который изображался в облике змеи», — писал Хоуи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Энио 1.jpg", "filesize": 261885, "height": 1229, "pic_id": 466634, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D0%AD%D0%BD%D0%B8%D0%BE_1.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лукиан (ок. 120 — после 180 гг.) наблюдал это в Пелле, в Македонии, и описал в своем «Александре»: «В Пелле они [Александр и его спутник] увидели огромных змей, вполне ручных и настолько безобидных, что их могли кормить женщины; они спали с детьми, позволяли себя топтать и не сердились, когда их мяли руками; они кормились молоком, беря грудь совсем как младенцы»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В классическую эпоху в частных домах существовали святилища, в которых (вероятно, на ряду с культом других божеств) отправлялся культ домашних змей. Местонахождение такого святилища в домах могло быть различным. В контексте изучения локализации мест поклонения домашним змеям в жилище любопытно свидетельство Теофраста, писавшего о «суеверном муже», который, увидев дома змею, ставит святилище (героон) на том месте, где ее обнаружит."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В классической Греции змея (не обязательно домашняя) часто выступала двойником человека, воплощением его духа. Порфирий сообщает, что, когда умер глава школы неоплатоников Плотин, с одра соскользнула змея и скрылась в расщелине стены. О перипатетике Гераклите Понтийском рассказывали, что, когда он умер, его тело исчезло, и на ложе появилась его любимая змея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Крит статуэтка1.jpg", "filesize": 24656, "height": 640, "pic_id": 466628, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%8D%D1%82%D0%BA%D0%B01.jpeg", "width": 477}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спиралевидные браслеты скорее можно отнести к змеевидным, к образу обвившихся змей вокруг запястий, Так изображалась к примеру богиня Ванф Этрурии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "этруски56.JPG", "filesize": 2205788, "height": 3264, "pic_id": 466630, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%8D%D1%82%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B856.jpeg", "width": 2448}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ванф"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "этруски мелюз1.jpg", "filesize": 273661, "height": 1012, "pic_id": 466633, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/10/%D1%8D%D1%82%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D0%B71.jpeg", "width": 1440}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Змеи изображались с божествами, подчеркивая их сущность. Порождением змеи считался Александр Македонский. Сказание о этом записано Плутархом. Эрехтей Афин виделся как полузмея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А. И. Бер-Глинка «Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2020, ПОХОД В ИНДИЮ ДИОНИСА И ВЕЛЕСА. БЫЛИНА ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ. МИРМИДОНЦЫ И МУРАВЬИ МИФОВ. ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ В РУССКИХ БЫЛИНАХ И ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/43747923/"}, "string": "https: //www. academia. edu/43747923/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2249, 2249]}
Комментарии 10