13 мар 2023 · 07:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "шумеры кол1.jpg", "filesize": 284351, "height": 480, "pic_id": 461302, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/06/%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%BA%D0%BE%D0%BB1.jpeg", "width": 928}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Осел стал первым вьючным и верховым животным, появившимся у человека. В районах одомашнивания ослов не было лошадей (они были одомашнены восточнее - в Центральной Азии), поэтому у себя на родине первое время они были единственным транспортным средством. Первых домашних ослов использовали как вьючных, упряжных и продуктивных животных и сфера их применения была очень широкой: ослов использовали не только на сельскохозяйственных работах, для получения мяса, молока, но и в качестве… боевых. Древние «военные ослы», вероятно, были первыми гибридными животными, выведенными людьми."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известно, что древние шумерские боевые колесницы тащили именно четверики ослов. Ещё в историческое время персидские дикие ослы (онагры) водились в пустынных местностях Северо-Западной Индии, Белуджистана, Ирана, Сирии и Аравии. Дикий осёл бегал даже быстрее лошади со всадником, что показала охота воинов Кира Младшего в сирийской пустыне. В целом же по сравнению с лошадью осёл более неприхотлив в корме и в содержании, более вынослив, дольше может обходиться без еды и воды, при этом перенося груз, составляющий до 2/3 его собственного веса. Эти колесницы были не очень быстры: современные эксперименты показывают, что шумерские колесницы вряд ли могли развить скорость более 25 км/ч. При этом они отличались неповоротливостью, которая им особенно была и не нужна. Шумеры с помощью колесниц старались смять боевые порядки противника, а воины на колесницах вооружались дротиками и копьями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Древнем Востоке уже в III тыс. до н. э. осёл был обычным верховым, вьючным и упряжным животным, активно использовавшимся в различных аспектах военного дела самых ранних цивилизаций. В начале II тыс. до н. э. более крупная, сильная и быстрая лошадь в основном сменила осла в качестве упряжного животного в колеснице."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале I тыс. до н. э. лошадь побеждает и в качестве основного верхового. В обозе же более сильный и выносливый мул потеснил, хотя и не вытеснил полностью, осла. В целом, конь по своим боевым качествам значительно превосходил осла, однако, последний был более дешёвым и неприхотливым, и поэтому продолжал использоваться в качестве верхового животного еще весьма длительное время. В античную эпоху ослы попали в Европу. Известно, что ослы малоазиатского происхождения были у этрусков. В Грецию ослы попали около 1000 г. до н. э."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Время и место доместикации животного является дискуссионным. Так, немецкий востоковед Б. Брентес придерживался мнения о том, что это произошло в конце V тыс. до н. э. Как считается, еще в додинастическом Египте использовали домашних ослов (уже около 4000 г. до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских ослов. Уже на первых графических изображениях в сооруженных за тысячелетия до Рождества Христова гробницах древних египтян, мы видим одомашненных ослов. В церемониальном некрополе, где хоронили придворных, археологи обнаружили захоронение скелетов десяти домашних ослов. Их кости, суставы и хрящи указывают на то, что это были рабочие животные, выдерживавшие на протяжении многих лет значительные нагрузки); в позднеурукский период (ок. 3600-3100 гг. до н. э.) домашний осел уже был в Месопотамии и наиболее раннее известное нам использование осла в военном деле происходит оттуда же."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Полихромный сосуд из Хафадже (средняя Месопотамия) рубежа IV—III тыс. до н. э. представляет нам четырёхколёсную платформу, запряжённую четырьмя животными (по-видимому, онаграми), на передней стойке которой укреплен колчан с шестью дротиками. Экипаж упряжки состоит из господина-возницы (?) и стоящего позади него служителя. Боевую же повозку, но с бортами и с воином, стоящим в кузове позади возницы, показывает нам одна из панелей известного «Штандарта из Ура» (ок. XXVII в. до н. э.). Несколько более ранним периодом датируется изображение на известняковой плакетке из Ура, где представлен рельеф с двухколёсной повозкой-козлами, на которой укреплен колчан с дротиками, повозку везут четыре эквида (рубеж IV—III тыс. до н. э.)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К первой половине III тыс. до н. э. относится и изображение на печати, показывающее человека, сидящего на платформе-кафедре, к которой прикреплен колчан с дротиками; под колесницей лежит поверженный враг - явно военный, а не охотничий контекст сюжета; в качестве тяглового животного показан один онагр. Сами эквиды в Шумере имели недоуздок и управлялись вожжами, привязанными к кольцу верхней губы, а также палкой или плеткой. Число животных в упряжке - четыре, реже два, иногда три."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно изображениям и текстам возрастом около 4500 лет, элита древней Месопотамии использовала «неких» ездовых животных. Долгое время для ученых было загадкой, что это за животные, поскольку одомашнивание лошадей произошло несколько позднее. В текстах на клинописных табличках иногда упоминается престижное животное «кунга» с высокой ценой. В частности, их запрягали в боевые колесницы. Ученые из французского Института Жака Моно изучили генотип этих «кунга», образцы которого добыли из захоронения Умм эль-Марра в северной Сирии. Они сравнили их ДНК с современными и древними лошадьми и ослами. Выяснилось, что захороненные там животные являются гибридами домашнего осла и кулана – дикого животного семейства лошадиных. Эти гибриды не могли производить потомство, и потому для их воспроизводства необходимо было заново отлавливать самца кулана. Одна из таких сцен отлова изображена, в частности, на барельефе в Ниневии. Вместо того чтобы одомашнивать диких лошадей, населявших (хоть и не массово) этот регион, шумеры производили и использовали гибридов, сочетая качества двух родителей, чтобы произвести потомство, которое было сильнее и быстрее, чем ослы, но более управляемым, чем куланы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В боевых целях могли использоваться как двух-, так и четырехколёсные повозки. На «Штандарте из Ура» мы наблюдаем атаку четырёх двухосных повозок-квадриг, вероятно, в начале боя, причём художник ясно показал, что первые три упряжки уже перешли на рысь, тогда как последняя ещё идёт шагом. Гиппологи М. Литтауэр и Й. Крауэл полагают, что скорость такой езды была 12 миль (19 км) в час. Данное изображение повозок в бою уникально. Военное дело Месопотамии претерпело существенные изменения в начале II тыс. до н. э. в связи с появлением колесницы, запряжённой лошадьми."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Передней Азии осёл продолжал использоваться как грузовое и верховое животное. До распространения верблюда в Сиро-Палестинском регионе место грузового животного занимали ослы, о чем ясно свидетельствует фреска с изображением прибытия каравана азиатов из гробницы правителя нома Антилопы Хнумхотепа II в Бени-Хасане в Верхнем Египте (последняя четверть XX - первая четверть XIX в. до н. э.). На осле сидели так называемой «ослиной посадкой», высоко подогнув ноги и располагаясь на задней части крупа животного. Так, мужчина, вооружённый кривым мечом, едущий на осле, показан на парадных золотых ножнах из храма в Библе (XIX-XV вв. до н. э.). Возможно, этот мужчина едет на охоту, поскольку на тех же ножнах представлены, как считается, охотничьи сюжеты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В историческое время в колесницы могли запрягаться и ослы, в случае если по каким-то обстоятельствам нельзя было подобрать лошадей. В пустынных областях Северо-западной Индии действительно водились дикие ослы, тогда как лошади в Индии даже в XV в. были импортными животными, редкими и дорогими, поскольку влажный климат большей части Индостана неблагоприятен для разведения лошадей. Геродот, описывая армию Ксеркса, упоминает индийцев, которые ехали в колесницах, запряжённых конями или дикими ослами. Действительно, на рельефах Ападаны в Персеполе, где показаны представили народов Ахеменидской империи, приносящие царю наиболее ценные дары своих земель, восемнадцатая делегация, как считается, представляет индийцев: тут пять членов посольства среди прочих подарков ведут за недоуздок крупного осла. Эти же сведения подтверждаются индийскими источниками. В «Ригведе» божественные близнецы Ашвины обладают колесницей, в которую запрягается осел. Один из героев «Махабхараты» Алаюдха сражался на колеснице, запряжённой ослами, но был убит другим героем Гхатоткачей. Ко времени похода Александра Македонского, похоже, обычай запрягать ослов в колесницу отошел в Индии в прошлое, - по крайней мере, сохранившиеся историки Александра о таких колесницах не упоминают."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Страбон, описывая жителей Кармании, вероятно, на основании свидетельств тех же историков Александра, замечает: «А многие пользуются ослами и для войны за недостатком лошадей». О жителях области и её военных обычаях известно крайне мало. Карманцы, по описанию Неарха, «снаряжаются для войны таким же образом», как и соседние персы, а сама Кармания большую часть Ахеменидской эпохи входила в состав Персиды. Иранское население подвергалось влиянию индийцев - народов побережья Персидского залива и Аравийского моря: по крайней мере, Стефан Византийский считает, что «Кармания - индийская земля». Вероятно, использование ослов было индийской традицией, хотя, похоже, животные в IV в. до н. э. были верховыми и сражались с них карманцы, как конные персы, стреляя из лука и метая дротики."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клавдий Элиан в сборнике «О природе животных» рассказывает: «Саракоры имеют не вьючных и не ездовых, а боевых ослов, и на них же переносят вооружённые опасности [= бои], как эллины таким образом на конях». Элиан - автор «пёстрой литературы» - в своём сочинении использовал, в основном, данные более древней классической эпохи. Сами саракоры нам ближе не известны. Согласно Птолемею, город или поселок ZápaKa находился в Мидии и в Аравии, а ZapáKq - в Колхиде. Если сопоставлять по схожести названия и местоположения, то речь у Элиана могла идти об арабах, которые ещё не пересели на коней; а само название ZapaKÓpoi напоминает ZapaKqvoí, т. е. наименование арабов-сарацинов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Использование ослов под верх в военном деле на классическом Востоке и в античности не было распространённым явлением, но они широко использовались как грузовые животные для транспортировки обоза. Ослы были типичными вьючными животными в обозе армии Египта эпохи Нового царства и в хеттском войске, судя по рельефам, изображающим битву при Кадеше; позднее ассирийцы использовали уже мулов в качестве обозных животных; персы эпохи Ахеменидов использовали в своем обозе и мулов, и ослов: во время скифского похода Дария I (ок. 513 г. до н. э.) именно эти животные были в обозе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В классической греческой армии каждый гоплит сопровождался слугой, а вещи были навьючены на ослов. В глазах профессионального военного Ксенофонта грузовой осёл был типичным животным в обозе эллинской армии. Спартанскую армию Клеомброта во время его похода в Беотию в 379 г. до н. э. сопровождали именно вьючные ослы. На обломке аттического сосуда начала V в. до н. э. показан, как считается, обозный мул (но, судя по хвосту с кисточкой, осёл), который везёт груз, положенный на специальное багажное седло. С другой стороны, в 394 г. до н. э. в обозе возвращавшейся в Грецию армии спартанского царя Агесилая находились не только ослы, но и мулы, и даже непригодные для верховой езды старые лошади. В 378 г. до н. э. фуражиры фиванцев перевозили свою добычу на мулах. Во время войны в Сирии между жителями Апамеи и Лариссы (вторая половина 140-х гг. до н. э.) горожане везли свою провизию на ослах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Модель облегчённого обоза была создана македонским царем Филиппом II в 359 / 8 г. до н. э.: повозки были отменены, а на одного всадника и на десять пеших предназначалось по одному обозному, воины же сами носили на себе оружие, провиант и личные вещи. В таком уменьшении обоза - коренное отличие новой македонской системы. Естественно, что для перевозки походной казны, осадных машин, шанцевого инструмента, военной добычи и прочего требовалось значительное количество вьючных и упряжных животных, для чего в обозе македонского царя Филиппа II имелись ослы, специально ради которых царь приказывал располагаться лагерем в подходящем месте. Позднее, во время иллирийской кампании 335 г. до н. э., сын Филиппа Александр III использовал подъяремных животных, без сомнения, везущих повозки для провианта также упоминает повозки, описывая события зимы 334-333 г. до н. э. Вероятно, в данном случае речь как раз идет об общевойсковом имуществе, а не о солдатской добыче. Основными же обозными животными македонской армии были мулы, как гужевые, запряженные в телеги, так и вьючные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позднее в обозе римской армии также шли мулы; не случайно же легионеры Г. Мария получили за свою выносливость при переноске экипировки наименование «Мариевых мулов». Использование мулов - помеси кобылы и осла - в качестве обозных животных неслучайно: они были более крупными и сильными, чем ослы, и позволяли войску производить более мобильные марши."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, уже в III тыс. до н. э. осёл был обычным верховым, вьючным и упряжным животным в ранних цивилизациях Древнего Востока. После доместикации более крупной, сильной и быстрой лошади она в начале II тыс. до н. э. сменила осла в качестве упряжного животного в колеснице, а в начале I тыс. до н. э. - и в качестве верхового; в обозе же более сильный и выносливый мул потеснил, хотя и не вытеснил полностью, осла. Хотя конь по своим боевым качествам значительно превосходил осла, зато последний был более дёшев и неприхотлив, почему, в частности, использовался как верховое животное: в значительной мере, вплоть до нового времени. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 5