01 янв 2023 · 09:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сам1.jpg", "filesize": 169981, "height": 475, "pic_id": 340320, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/30/%D1%81%D0%B0%D0%BC1.jpeg", "width": 715}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "80 лет исполнилось со дня начала работы героической воздушной трассы Аляска — Сибирь. «Для истории срок небольшой, а для человека это целая жизнь. Ветераны за это время состарились. Многие ушли из жизни», — писал в 1991 году бортрадист Виктор Глазков, перегнавший 23 транспортных самолёта С-47 «Дуглас». Его неопубликованную рукопись, архивные источники и другие ценные артефакты обнаружили участники экспедиции по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб в ходе второго полевого сезона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обследовано 13 мест авиакатастроф. Масштабным событием второго сезона стал вывоз обнаруженных артефактов, общий вес которых составил 21 тонну. Рассказываем о самых ценных находках Алсиба в 2022 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сам5.jpg", "filesize": 236079, "height": 477, "pic_id": 340321, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/30/%D1%81%D0%B0%D0%BC5.jpeg", "width": 715}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "28 августа 1943 года вблизи чукотского аэродрома Уэлькаль транспортный С-47 «Дуглас» под командованием старшего лейтенанта Евгения Герасимова в условиях плохой видимости врезался в гору. В горах рядом с озером Горное поисковики нашли большое количество фрагментов американского самолёта: радиоприёмник ARR-11, педали управления, лопасть воздушного винта, крылья и фрагмент кабины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ценной находкой стал комсомольский билет №9248726 на русском и казахском языках. Судя по месту выдачи билета, его владельцем, вероятно, был бортрадист, сержант Пётр Оконечников, который родился в деревне Кутихи Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. В год катастрофы Петру было всего 19 лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сам3.jpg", "filesize": 270984, "height": 710, "pic_id": 340328, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/30/%D1%81%D0%B0%D0%BC3.jpeg", "width": 1064}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Комсомольский билет был найден непосредственно в месте катастрофы — там, где самолёт Герасимова врезался в гору, — рассказывает руководитель экспедиционного направления Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин. — В момент столкновения температура там была такая, что авиационный алюминий плавился и сейчас лежит слитками. Поэтому поистине удивительно, что документ сохранился во время аварии и 79 лет ждал своего часа под тяжёлыми камнями. Параллельно ведётся работа по поиску родственников сержанта Оконечникова и других погибших членов экипажей разбившихся самолётов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сам5.jpg", "filesize": 236079, "height": 477, "pic_id": 340330, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/30/%D1%81%D0%B0%D0%BC5_L0O3vLU.jpeg", "width": 715}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фрагменты хвостовой части фюзеляжа «Дугласа» под управлением майора Фёдора Пономаренко были найдены участниками экспедиции на Чукотке, в районе верховья реки Быстрой. На хвостовом киле хорошо видны элементы эмблемы ВВС Армии США — белая звезда в синем круге. За годы нанесённая на самолёт краска облезла и проявилась его первоначальная заводская покраска."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также на месте катастрофы был обнаружен автоматический радиокомпас ARN-7. Прибор предназначен для навигации летательных аппаратов на основе сигналов, принимаемых от наземных радиопеленгаторных станций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "сам4.jpg", "filesize": 324131, "height": 854, "pic_id": 340331, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/30/%D1%81%D0%B0%D0%BC4.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последним этапом экспедиции на Чукотке было обследование места крушения самолёта рядом с селом Марково между реками Анадырь и Майн, где, согласно информации от местных поисковиков, лежали обломки А-20 «Бостон». Заболоченные участки тундры осложняли поиски. Но центроплан и хвост самолёта покоились на сухом месте. После детального обследования специалисты определили тип самолёта — P-63 «Кингкобра». На крыле отчётливо видна красная звезда с белой окантовкой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самолёт принадлежал капитану Владимиру Панкову, который совершил вынужденную посадку на ровную местность. Но произошла авария. Судя по наличию двух бочек из-под горюче-смазочных материалов, деревянных лаг под корпусом и фрагментов троса, самолёт пытались достать. Болотистый грунт помешал это сделать. Участники экспедиции пытаются установить дату авиакатастрофы и её причины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рядом с якутским аэродромом Хандыгой, в районе впадения реки Додаё в реку Тебердень, участники экспедиции обнаружили обломки истребителя P-40 «Киттихок» старшины Николая Дьякова. Колесо от его самолёта станет ценным экспонатом на тематических выставках. 9 декабря 1942 года самолёт Николая Дьякова аварийно приземлился на лёд в долину горной реки. Местным жителям удалось спасти лётчика только 19 января 1943 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По имеющимся данным, P-40 «Киттихок» — единственный истребитель такого типа, которой совершил вынужденную посадку в Якутии. Спустя 80 лет поисковикам удалось обнаружить его обломки в отрогах Верхоянского хребта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В июле 1943 года из Красноярска в сторону фронта вылетели 10 самолётов, полученных по ленд-лизу. Два разбились в сплошном тумане. Один из них — истребитель P-39 «Аэрокобра» лейтенанта Аркадия Кольцова. Он числился пропавшим без вести на протяжении 75 лет. В 2018 году красноярским поисковикам удалось обнаружить разбившийся истребитель и останки пилота. В этом году они подняли лопасти, мелкие детали «Аэрокобры» и три пулемёта «Браунинг» М2. Этот пулемёт калибра 12, 7 мм применялся на большинстве американских истребителей и бомбардировщиков в годы войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— За время перегона из около 8 тыс. самолётов было потеряно 81 воздушное судно. Этот трагический показатель «порядка 1%» — одновременно и свидетельство мужества и профессионализма лётчиков, работавших в тяжелейших условиях, часто летевших почти наощупь, — рассказала директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Наталия Белякова. — Причиной катастроф в основном была чрезвычайно сложная метеообстановка. В архивах и частных собраниях сохранились наградные листы и приказы о премировании пилотов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сохранившиеся объекты трассы Алсиб: аэродромы, здания, мемориалы, архивные документы, фрагменты техники — представляют собой единый и уникальный исторический комплекс, расположенный на территории от Чукотки до Красноярского края. Проработка возможности музеефикации и развитие туристического потенциала объектов легендарного авиакоридора — одна из задач будущего, третьего по счёту сезона экспедиции."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2562, 2562]}
Комментарии 0