27 фев 2023 · 07:01    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Урдхва23.jpg", "filesize": 115672, "height": 811, "pic_id": 440875, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/22/%D0%A3%D1%80%D0%B4%D1%85%D0%B2%D0%B023.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подвеска с княжескими знаками, найденная в Пскове в 1976 г., пятиугольная, трапециевидной формы, с ушком и отверстием в нем Пластина имеет удлиненный и заостренный в центре нижней части абрис. Ее размеры: длина (с ушком) – 48 мм, длина (без ушка) – 38 мм; ширина – 27, 5–29 мм (в центральной части пластина несколько уже – 27 мм), толщина – 2, 3–3 мм. Высота ушка – 10 мм, ширина – 3–5 мм, внешний диаметр – 8 мм, диаметр отверстия – 3, 5 мм. Псковская находка на сегодняшний день, возможно, самая миниатюрная по своим размерам среди известных древнерусских бронзовых подвесок такого рода (Лабутина, Королёва, 2014 С. 178–179)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Найденную на раскопках некрополя подвеску со знаками Рюриковичей показали псковские археологи"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Раскопы у Мстиславской башни на берегу Великой - самые масштабные раскопы последних лет. Подвеска происходит из разрушенной части ранее неизвестного участка псковского некрополя - курганного могильника Х-XI веков», – говорится в сообщении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подвески со «знаками Рюриковичей» могли быть предметами, религиозного свойства, аналогом современных крестиков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "урдхва 45.jpg", "filesize": 134514, "height": 801, "pic_id": 440876, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/22/%D1%83%D1%80%D0%B4%D1%85%D0%B2%D0%B0_45.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знак Рюриковичей, его значение"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Загадочные фигуры» на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам, на кирпичах Десятинной церкви, а также на других предметах, являвшихся собственностью рода, возглавлявшего феодальную верхушку в Киевской Руси, давно уже вызывают массу всевозможных споров и толкований. Подробный историографический обзор вопроса о сущности знака Рюриковичей содержится в работах И. И. Толстого и А. В. Орешникова. Упоминания оразличного рода дешифровках знака имеются в трудах Н. П. Лихачева и Б. А. Рыбакова. Ниже мы приводим краткий перечень, всех существующих мнений по данной проблеме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» назвал знак, изображенный на монетах Рюриковичей, «трезубцем». Нумизматы XIX в. - А. Воейков, Я. Я. Рейхель, И. П. Сахаров, С. И. Шодуар, Ф. Ф. Шуберт - считали, что «фигура» является изображением древнего светильника - трикирия или паникадила. Я. Волошинский, Ф. А. Жиль, А. Тильзеус фон Тильнау, к мнению которых примыкал вначале И. И. Толстой, видели в знаке изображение хоругви. С. Г. Строганов в письме к А. А. Кунику отмечал, что знак Рюриковичей «не что иное, как церковный портал». И. А. Бартоломей предлагал считать «фигуру» якорем. Известный археолог XIX в. А. А. Уваров утверждал, что знак есть искаженное изображение верхней части особого византийского скипетра. К такому же выводу в 1884 г. пришел и И. И. Толстой, по мнению которого, этот византийский скипетр был доставлен на Русь из Царьграда царевной Анной Владимиру. Б. В. Кёне и А. А. Куник видели в знаке изображение птицы. Б. В. Кёне считал, что на монете изображен ворон. А. А. Куник заявлял, что «загадочная фигура» - голубь, символизирующий святого духа. Позднее А. А. Куник под влиянием доводов А. А. Уварова и И. И. Толстого, которые указывали, что в Византии вплоть до XIII в. голубь изображался летящим или парящим головою вверх, отошел от своего первоначального мнения и стал считать знак изображением державы - символом власти киевских князей. Известный шведский ученый Т. Арне, который исследовал подвески со знаками Рюриковичей, найденные в Швеции, пришел к выводу, что на них, изображена «птица с распущенными крыльями» - «знаменитый родовой знак Ярославова серебра, повторяющий схематично такой же родовой знак Св. Владимира». К. Болсуновский видел в знаке Рюриковичей зашифрованное слово. П. Н. Милюков в статье «Норманский знак на монетах Великого княжества Киевского» (1889 г.) писал о сходстве «загадочной фигуры» со шлемами, изображенными на ковре из Байе. Впоследствии мнение П. Н. Милюкова было подвергнуто сокрушительной критике со стороны А. В. Орешникова. Д. Я. Самоквасов предлагал считать знак Рюриковичей скипетром, форма которого заимствована из скифских курганов. Вятский статистик П. М. Сорокин усмотрел в знаке изображение топора с двумя лезвиями - франциску. Сравнивая родовой знак Рюриковичей с родовыми знаками вотяков, П. М. Сорокин полагал, что первый должен изменяться при переходе от князя к князю. А. В. Орешников считал, что П. М. Сорокин наиболее близко подошел к объяснению знаков на монетах и присоединился к мнению последнего. Дальнейшие исследователи знака Рюриковичей и его эволюции отказались как-либо толковать данную фигуру в своих работах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В историографическом обзоре следует привести одну фразу из книги С. А. Гедеонова «Варяги и Русь». Он писал: «Изображенная на игоревой гривне птица с поднятыми кверху когтями может быть сокол-рерик». О какой «игоревой гривне» идет речь - непонятно. Одна из древнейших русских монет (или печатей?) с изображенным на ней знаком Рюриковичей в XIX в. приписывалась князю Игорю. Может быть, ее имел в виду С. А. Гедеонов? Классификация знаков Рюриковичей была впервые создана А. В. Орешниковым. Впоследствии в нее трижды вносили поправки - один раз Б. А. Рыбаков и дважды В. Л. Янин. В основу своей классификации А. В. Орешников положил принцип «образования знака из простого в более сложный». Так как на серебре Ярослава Мудрого изображен «трезубец», то он предположил, что знак отца Ярослава - Владимира был проще - двузубец, имеющийся на одной из древних печатей. Принцип, на котором зиждется классификация А. В. Орешникова, вызывает серьезные возражения. Если мы обратимся к статье В. Л. Янина, то убедимся, что знаки князей XI-XII вв. намного проще и схематичнее древних. А. А. Ильин и Н. П. Бауэр считали принадлежащим Владимиру Святославичу те знаки, которые А. В. Орешников приписывал Владимиру Мономаху (27). Б. А. Рыбаков также высказывал сомнения по поводу «первого знака А. В. Орешникова». Он отмечал, что «... в ряде случаев монеты Владимира («Владимирово серебро») находят с вещами XI в., например в радимчском кургане XI в. близ с. Вотня на Днепре, в Липлявском могильнике XI-XII вв. с западной монетой, современной Владимиру Святославичу, и т. д. (отметим, что в обоих случаях монета уже успела превратиться в подвеску к ожерелью). В пользу этого взгляда (взгляда А. А. Ильина и Н. П. Бауэра. - О. Р.) говорит и нахождение монет в кладах не позднее середины XI в., да и палеографический анализ букв указывает скорее на раннюю дату». Бесспорно принадлежащим Владимиру СвятославичуБ. А. Рыбаков считает знак, изображенный на кирпиче от Десятинной церкви, так как не кто иной, а именно Владимир был строителем этого первого русского христианского храма. Если мы сравним знаки, которые А. В. Орешников приписывал Владимиру Мономаху, со знаком на кирпиче от Десятинной церкви, то убедимся, что сходство их очевидно. Различаются они лишь тем, что у знака на кирпиче не имеется отростка от среднего зубца, да в средней части знака некоторые весьма незначительные детали (которые, кстати сказать, на всех имеющихся монетах с именами Владимира и Ярослава изображаются по-разному, а иногда и вовсе отсутствуют) изображены несколько иначе. Таким образом, принадлежность Владимиру Святославичу знаков, классифицированных А. В. Орешниковым как знаки Владимира Мономаха, не вызывает никаких сомнений. Если внимательно присмотреться к знакам Владимира, то создается впечатление, что «фигура» все время совершенствовалась в период чекана монеты. Однако в какую сторону она совершенствовалась - упрощалась или усложнялась, - сказать трудно. Скорее всего, изменения в «фигуре» происходили в сторону упрощения знака. Рассмотрим «загадочную фигуру», изображенную на монетах Владимира и Ярослава Мудрого. Знаки представляют собой какие-то необычные трезубцы. Крайние зубцы больше всего напоминают лезвия ножей или крылья какой-то птицы. Средний зубец резко отличается от двух крайних - на большинстве знаков Владимира он состоит из двух неравных частей: нижней - утолщенной, и верхней - более тонкой. Средний зубец знака, нанесенного на кирпич Десятинной церкви, имеет только нижнюю утолщенную часть. На монете Ярослава Мудрого средний зубец не имеет двойного деления, а завершается кружком. Три верхних конца трезубца упираются в поперечную перекладину, от которой книзу опускается четвертый зубец. Этот зубец на одних знаках Владимира слегка закругляется, на других, так же как и на знаках Ярослава, выступает в виде равнобедренного треугольника. На некоторых знаках Владимира от средней части «фигуры» на крайние зубцы вынесены какие-то странные «крючки». Г. Н. Анпилогов убедительно доказал, что многие из знаков собственности, нанесенные на владельческие борти, представляют собой изображение вил, топоров, плугов и многих других предметов. Он указывает, что рисунки на бортях настолько точно передают сущность предметов, что по ним можно изучать уровень развития материальной культуры того времени, когда они были изображены. Исследователь добавляет, что нередко к этим реалистическим рисункам «... делались различного рода дополнения в виде крестов, отдельных черточек и т. п.». Вероятно, знаки Рюриковичей, которые также являются знаками собственности должны характеризоваться теми же признаками, которые Г. Н. Анпилогов выявил при анализе бортных знамен, а именно: возможны некоторые посторонние дополнения и небольшие отклонения от нормы, но в основном рисунок должен передавать самые существенные черты изображенного предмета. Для определения сущности «фигуры» очень важно рассмотреть стокгольмский экземпляр Ярославова серебра. Его первым отыскал и опубликовал Б. В. Кёне. Правда, Б. В. Кёне представил стокгольмское серебро как монету князя Олега. Он утверждал, что знак на «монете Олега» есть изображение ворона - древнейшего герба Дании. Надпись по краю монеты Б. В. Кёне считал латинскою и читал ее OLEG REX, произвольно расставляя буквы, а также приняв один из крестов, нанесенных на поверхность, за букву X33. Против такого чтения надписи выступил А. А. Куник, доказав, что «латинская надпись» сделана русскими буквами и читается как О ГЕОРГI (оагиос Георгий), а надпись на обратной стороне монеты совершенно ясно читается как: ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО. Таким образом, монета принадлежит не Олегу, а Ярославу. С чтением А. А. Куника согласились все крупнейшие нумизматы XIX и XX столетий. А. А. Куник считал, что на монете христианского князя не могло быть такого языческого изображения, как ворон. Вместе с тем, он, в свою очередь, подметил, что на стокгольмском экземпляре Ярославова серебра на нижнем зубце «фигуры» имеются какие-то кружки, очень похожие на глаза птицы. Это дало ему повод утверждать, что «загадочная фигура» изображает живое существо, но не ворона, как думал Б. В. Кёне, а «голубя, олицетворяющего святого духа». Впоследствии А. А. Куник под влиянием доводов А. А. Уварова и И. И. Толстого отошел от своего первоначального мнения. Стокгольмский экземпляр был признан грубым скандинавским подражанием серебру Ярослава Мудрого. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И это, без сомнения, Урдхва -пундра, носимая в том числе на шлемах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "тилак рама.jpg", "filesize": 114166, "height": 680, "pic_id": 440878, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/22/%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA_%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это тилак вайшнавов и кришнаитов, Урдхва-Пундра"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Шлем с урдхва пундр1.jpg", "filesize": 56194, "height": 604, "pic_id": 440879, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/22/%D0%A8%D0%BB%D0%B5%D0%BC_%D1%81_%D1%83%D1%80%D0%B4%D1%85%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%801.jpeg", "width": 416}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот и шлем с Урдхва-Пундрой. Как видно, этот знак носил религиозное значение"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Соловьев 2022, THE SIGN OF THE RURIKOVICH, MEANING, MEANING AND CLEAR PARALLELS IN INDO-EUROPEAN CULTURE SINCE ANCIENT TIMES. URDHVA-PUNDRA, OR KOLYUMN, KOLOMNA "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.academia.edu/67305452/"}, "string": "https: //www. academia. edu/67305452/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [10798, 10798]}
Комментарии 2