02 мар 2024 · 05:17    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "кровь1.jpg", "filesize": 762052, "height": 1600, "pic_id": 831995, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/01/%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C1.jpeg", "width": 2560}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Едва ли найдется культура, безразличная к крови. Кровь давно и повсеместно увязывается с витальным началом, здоровьем, священной жизненной силой, наделяющей плоть активностью и возможностью функционирования. Отсюда — распространенные метафоры крови как цены достижения цели, ее значение в клятвах, воинских, возрастных и гендерных инициациях. Отсюда же — символика крови в топике опасного и преступного: будучи жизненной силой, кровь оказывается одновременно и агентом смерти, преступления, порока, болезни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кровь и символизирующий ее красный цвет, предупреждающий и возбуждающий, благородный и плотский, — амбивалентны: живое неразрывно связано с мертвым, полнокровие выступает в связке с обескровливанием, кровь наследуется, что обеспечивает продолжение жизни, и проливается, что влечет за собой смерть. Кровь связана с властью и порядком, а также с войной и разрушением. В оккультизме и эзотерике кровь — неизменный атрибут жертвоприношений, договоров с демонами и клятв «на крови», а также магических манипуляций с субстанциями, наполненными жизненной силой: как и в образах размножения, кровь здесь находится в связке с семенем. Если в магии кровь проливается, чтобы проявились оккультные силы, то в религиозных ритуалах пролитие крови сопровождает святость, мученичество, приобщение к божественному. На войне кровь льется, порождая героизм, в обычаях кровной мести — удовлетворение, а в карнавалах — веселье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не менее важно значение крови в тематике наследования: кровь обозначает родственные узы, род, происхождение, а также связанные с ним нормы — например, запрет на кровосмешение. В традиции пало монте кровь называют menga — словом, происходящим из языка киконго. Если menga — кровь, то однокоренное kimenga — ‘одна кровь, семья’. Поскольку ритуалы инициации в пало предусматривают шрамирование и заключение договора с духами на крови, новообращенный вступает в кровные, родственные отношения с членами общины: посвятившие его в культ — духовные родители, padrino (крестный отец) и madrina (крестная мать), а другие члены общины — братья и сестры. Табу на инцест действует и в отношении между духовными родственниками: если кто-то из крестных вступит в сексуальные отношения с кем-то из крестников, это вызовет гнев духов или приведет к «смерти» нфумбе, то есть к потере магической силы. По некоторым данным, слово kimenga означает жертвоприношение и пролитие крови, что в контексте культа, основанного на логике жертвоприношений, в которую вписываются и инициации, не противоречит обозначению родственных уз."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку в крови заключается жизненная сила, кровь животных насыщает ритуальные ассамбляжи и святыни fundamentos. Питание святынь кровью жертвенных животных широко практикуется и в Африке, откуда описываемые традиции «переехали» в Новый Свет: часто кровью орошают фетиши, а тушки жертвенных животных съедают, что сообщает участникам ритуальной трапезы благословение духов и божеств, к которым они обращались. Адепты сантерии также убеждены, что, принимая в пищу мясо жертвенного животного, они получают энергию того или иного ориши, в то время как сами ориши интенсифицируют свое присутствие за счет пролитой на их святыни крови — так происходит обмен и циркуляция силы аче. При этом если животное использовалось для исцеления человека, на него переносили болезнь или несчастья либо жертвоприношение проводилось в деструктивных целях (насылание проклятия), то такое животное обычно в пищу не употребляют, а оставляют в местах, связанных с магией и духами. «Мы не подкупаем наших ориша и наших эггунов, когда даем им кровь животных или другие вещи. Мы не откупаемся от них. Мы просто поддерживаем баланс аче в мире», — говорит мой информант, бабалао Мигель С. Если же происходит «чистка» (исп. limpieza), разъясняет он, то животное, тушкой которого прикасаются к человеку, впитывает в себя «часть человеческой энергии» и проводит ее к оришам, которые рассеивают все плохое, что «скопилось» у человека. Во время ритуала Мигель С. просит людей вращаться вокруг своей оси, прикасаясь петухом к их телам, а затем с песнопениями режет петуху глотку и окропляет святыни. Поскольку этот петух еще сохраняет в себе негативные силы, от которых очищали человека, его не употребляют в пищу. Совершается бросок четырех долек кокоса (оракул оби) — и жрец выясняет, что тушку птицы нужно отнести в кустарник."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кровь различных существ в афрокубинских культах ранжируется по степени «теплоты»: человек вписан в этот круг, его кровь считается самой «горячей» — то есть обладающей наибольшей силой. Хотя большинство палеро не признают человеческих жертвоприношений и однозначно осуждают их, в пало монте имеется представление о том, что некоторые нганги (обычно такие, в которых содержатся демонические силы ндоки) жаждут человеческой крови и могут склонять своих адептов к ее пролитию либо похищать жизни домочадцев из семей тех колдунов, которые не смогли справиться со своими нгангами. Известны случаи, впрочем, исключительные и вызывающие полемику среди самих палеро, когда колдуны афрокубинских традиций приносили в жертву людей. Подобная информация до этнографов доходила и в связи с другими афроамериканскими культами, например кандомбле, однако вопреки культурным стереотипам, бытовавшим среди белого населения в XIX в., такие практики не являются ординарными. Специалисты по этнографии и истории Африки отмечают, в свою очередь, что человеческие жертвоприношения, некогда практиковавшиеся на этом континенте, со временем хотя и не исчезли совсем, но уступили место животным, и это связано не столько с действием закона, сколько с естественным историческим и социальным развитием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следует отметить, что тема человеческой крови и жертвоприношения в пало монте имеет космологические коннотации: зафиксирована легенда о первопредке по имени Мамбе, который добровольно отдал свою жизнь для умилостивления духов, чем вернул людям мир и процветание, а после смерти тело Мамбе превратилось в скалу, частицы которой в виде камней matari вместе с другими ингредиентами помещаются в котлы нганги и «питаются» там кровью жертвенных животных и птиц. Согласно другому сказанию, первые люди были лишены крови, но потом она была влита в них богом-творцом Нсамби и поэтому сохраняет особую связь с ним, являясь той субстанцией, которая делает людей теми, кто они есть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Различение крови живых существ по степени «теплоты» — общее для сантерии и пало. Кровь человека наиболее «жаркая», за ней следует кровь «четвероногих животных» (исп. animales de cuatro patas): коз, свиней, собак и других. К ним относят также черепах. Затем следует кровь птиц, которая, как говорят палеро и сантеро, несколько «прохладнее»; чаще всего в религиозно-магических церемониях в жертву приносятся петухи, куры, голуби. Если духи требуют крови животных разных категорий, то сначала жрецы режут тех, кто обладает наиболее «горячей» кровью, а потом тех, у кого она менее «горячая». Поскольку в некоторых церемониях пало монте (посвящение в культ и создание нганги) используется кровь адепта, то ее затем «заглушают» кровью животных и птиц, иначе духи могут привязаться к человеку, чья кровь пролита, и негативным образом повлиять на него. Сама по себе любая кровь, будь это кровь человека, «четвероногих животных» или птиц, считается «горячей» субстанцией, которая пробуждает и раззадоривает духов, делает их присутствие более интенсивным. К «горячим» субстанциям относят также порох и некоторые специальные зелья. Вода, напротив, — «прохладное» вещество, которое успокаивает и умиротворяет духов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кровь связывает людей (членов общины нсо) и духов (нфумбе, нкиси) в единую сеть: когда во время инициации небольшое количество крови новообращенного помещается в нгангу, принадлежащую падрино, нкиси, обитающий в этой нганге, становится способным найти «по запаху крови» новоиспеченного адепта пало в любой точке мира — чтобы защитить его или наказать. То же происходит и во время изготовления нганги: превращаясь из рядового палеро в тата нкиси (жреца и колдуна), человек оказывается связанным кровью со своей нгангой, и если он не будет выполнять условия договора, который произносится вслух или записывается на бумагу, то ему грозит кара со стороны колдовских сил. В пало осуждаются люди, переставшие «кормить» свои котлы, забросившие их по той или иной причине или избавляющиеся от них, например, в связи с переходом в протестантизм, враждебно настроенный по отношению к афрогенным культам. Однако это осуждение не столько догматическое, сколько прагматическое: палеро, отрекшийся от тех сил, с которыми он связан кровью, ставит себя и своих близких в опасное положение, ведь духи могут найти их «по запаху крови» и отомстить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку одна нганга «родится» в присутствии другой, а инициации связывают людей в цепочки посвящения, восходящие к основателям общин, реальным или мифическим, колдуны, их священные фетиши и крестники составляют своего рода сакральные генеалогии. Эти генеалогии, скрепленные кровью, отображаются в названиях религиозных общин, инициатических именах адептов, а также уникальных именах священных предметов. Обычно в сложносоставных именах котлов нганга и амулетов макуто, как и в именах адептов, присутствуют имена нкиси с различными добавлениями к ним, уточняющими «дороги» (то есть манифестации или эманации) духов или их характеристику. К примеру, нганга может иметь имя Sarabanda de Manúngo Batalla Sácara Empeño, где Sarabanda — имя нкиси, которому посвящен данный котел, а Batalla Sácara Empeño — это «дорога» данного нкиси, особенно популярная в мунансо, который входит в линию Palo Mayombe Batalla Sácara Empeño, возникшую в одном из главных очагов пало на Кубе — г. Пинар-дель-Рио."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые палеро не раскрывают полного имени своей нганги посторонним людям, поскольку, зная имя, можно атаковать ее с помощью другой нганги (магические войны — обычное дело для кубинских колдунов), другие же не видят в этом никакой проблемы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все палеро стремятся хранить в тайне так называемые подписи (исп. firmas) — особые графические символы, позволяющие связываться с духами и являющиеся одним из материализованных проявлений нкиси. Если относительно секретности имени нганги палеро во мнениях расходятся, то относительно имени нфумбе, мертвеца, чьи кости покоятся в котле, они единодушны: это имя может быть известно только самому колдуну и его крестному."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нфумбе (nfumbe) — мертвец особого рода, тот, чья посмертная судьба позволяет привлечь его к земным делам. Чаще всего нфумбе — не так давно умерший человек (о времени в пало существуют разные мнения, называется срок от двух до десяти лет), причем тот человек, об упокоении которого никто не молится. Нуждающийся в заботе живых, но отринутый ими, нфумбе легко идет на контакт с колдуном и соглашается помогать ему. Лучшими нфумбе считаются самоубийцы и люди, умершие внезапной смертью, а также духи колдунов, преступников, сумасшедших."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сам термин нфумбе восходит к африканскому mvúmbi — в киконго часть человеческой личности, нечто вроде «астральной души» европейского оккультизма: mvúmbi после смерти человека остается активным и обитает рядом с трупом, пока в таковом не высохнут все физиологические жидкости, включая кровь, носитель жизненного начала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Создание нганги, центральным элементом которой является именно нфумбе, подразумевает наделение объекта материализованной реальностью, вещественной активностью, для чего в котел загружаются множество предметов и ингредиентов, призванных помогать нфумбе в его действиях. А главное, после помещения в котел небольшого количества крови адепта туда щедро вливается кровь жертвенных животных, что помогает нфумбе вернуть жизненную активность. Кровь, как считают палеро, способна «оживить мертвую материю»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В дальнейшем нфумбе становится тем сильнее, а его роль в жизни палеро тем отчетливее, чем чаще нгангу «кормят», награждая за помощь, и чем чаще нфумбе захватывает во время одержимости тело своего колдуна. Эта логика телесной интенсификации, осуществляемая посредством манипуляций с костями и кровью, разграничивает сферу пало и креольского спиритизма, в котором общение с усопшими происходит без кровавых жертвоприношений и вне той разветвленной сети материальности, которую являют собой колдовские объекты и практики. При этом одержимость остается главным способом связи между духами и людьми и в спиритизме. Пересекаясь в пространстве мертвых, пало и спиритизм, имеют разнонаправленные логики: если палеро работают с мертвецами, удерживая их среди живых, то спириты, напротив, помогают духам эволюционировать, перерабатывать травмы, полученные при жизни или во время смерти, чтобы такие духи смогли восходить на более высокие и отдаленные от земного бытия метафизические планы. Духи колдунов пало сильнее духов спиритизма, поскольку они приближены к миру материи. Они обитают в отчетливо материализованном пространстве колдовских алтарей, лиминальность которых подчеркнута разлагающимися останками жертвенных животных и влажной почвой, пропитанной алкоголем и кровью, почвой, имеющей особый, характерный запах — запах нганги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для пало (и для других афрогенных традиций) характерно магическое видение человеческой личности в качестве проницаемого и пористого существа, в которое можно встраивать новые «части», вселять в него духов, подсоединять к нему колдовские «включения», например, с целью нанесения вреда. Такие «включения» в мире колдовства зачастую создаются фабрикацией предметов, среди которых имеются элементы связи — это может быть просто имя человека, записанное на бумаге, а может быть его след: как буквально след ноги, извлеченный из почвы (или собранная с тротуара пыль), так и частица телесности человека — его ногти, волосы, кровь, пот, сперма и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обладая этими субстанциями, колдун делает объект своего колдовства уязвимым для манипуляций и вторжений. Причем кровь человека является его самой интимной и личностно насыщенной частью: колдун, который смог раздобыть одежду со следами крови, уверен, что ее использование поможет ему овладеть судьбой жертвы. В этом смысле брухерия предстает как набор сложных ритуальных техник, структурирующих повседневные отношения между людьми, с одной стороны, и отношения между людьми и духами — с другой, задействуя в продуцируемой магической упорядоченности элементы телесности человека и материальности природы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Маничкин Н. А."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кровь — онтологический флюид афрокубинского колдовства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лед и холод, обширные пространства реки Обь, громадные острова Студеного Моря — вот арена приключений героев этой книги. Время действия — эпоха Бронзового века, таинственная и грозная, но даже здесь герои повествования смогли проявить всю свою силу и открытость своих горячих сердец. Для настоящих людей нет невозможного. Ведьма, подлинная владычица Севера, защищает и наказывает обитателей этих мест. И ее сила — это живые мертвецы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "82414247_mertvaya-tsarevna-isemero-grezyaschih-legendyi-severa-izdatelskie-resheniya (2).jpg", "filesize": 56659, "height": 472, "pic_id": 831996, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/01/82414247_mertvaya-tsarevna-isemero-grezyaschih-legendyi-severa_CU0mivq.jpeg", "width": 354}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8F%D1%89%D0%B8%D1%85-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Мертвая Царевна и Семеро Грезящих. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D1%8B-%D1%81-%D0%90%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C-%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Близнецы с Алатырь Острова. Дети Мертвой Матери. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третья книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D1%81-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BE-%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Мертвая Царевна с Запретного острова. Семь повестей о Эльге. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Четвертая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B0-%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Альма и коса Смерти. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пятая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C-%D1%81-%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Царевна-Лебедь с Золотой Горы. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шестая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Бессмертные витязи. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седьмая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%81-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Грядущий Апокалипсис. Пробуждение Царевен. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Восьмая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Бессмертные витязи. Евпатий Коловрат. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}], "selectedRange": [14718, 14718]}
Комментарии 26