06 мар 2023 · 07:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Россия ст7980.jpg", "filesize": 828667, "height": 1792, "pic_id": 455275, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/03/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%827980.jpeg", "width": 1344}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В летописании термин «кованая рать» встречает только в Первой Псковской летописи (в списках 16 в.) под 1460 и 1471 г. В первом случае описывается уход из Пскова литовского служилого князя Александра Чарторыйского. «а двора его кованой рати боевых людей 300 человек, оприч кошевых». Во втором случае описывается разгром новгородцами «псковской силы добровольных людей с полторе тысячи», после чего «Тогоже месяца 22 поднемшеся тии же воеводы со всем своим воиском, а к тому всем Псковом приставиша к ним 20 человек да 100 кованые рати, и шедше похорониша трупия своего войска»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В той же летописи под 1406: месяца августа 22, на память святаго мученика Агафоника, прииде местер Рижский со всею силою своею, и юрьевичи и из Курска, и ходиша по волости 2 недели, и под Островом, и под Котелном были, а на устьи Сини стояли по обе стороны реки. А вельяне скопившеся выехали с полтораста человек железноя рати, и подъехавше к реке к Великой у Званчи у Каменя, оже немци на Велской стороне. И вельяне помоляся Богу и святому Михаилу удариша на них, абие погании не успеша ничтоже, овы изымаша, а иныя избиша, а инии в реце истопоша, молитвами Архангела Господня Михаила стяг немецкий отьяша, вельяне вси здоровы быша, ни един не врежен, разве были изымали руками одного вельянина Клюса, ин у них убежал». Можно полагать, что «железная рать» - ранний вариант «кованой рати»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во Второй Псковской летописи (список 15 в.) описывается сражение ливонцев и псковичей в 1480: «сторожовой полк немецкый зашед пешцов пскович побиша 300 человек, а доспешная рать на конех того не видеша». Так же можно предположить, что «доспешная рать» – вариант термина «кованая рать». В связи с этим можно вспоминть, что в упомянутом сообщении 1471 г. в составе «добровольной рати» выделяются «воеводы болшие или доспешные люди». И при этом нельзя не упомянуть, что в Псковской первой летописи под 1426 г. при описании обороны Опочки от войска Витовта «псковичи пришли бяху 50 муж снастных»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что можно сказать по факту? Видим, что «кованная рать» противопоставлялась «кошевым людям» и «добровольной рати», в которой лишь «воеводы» были «доспешными людьми». Конная доспешная рать противопоставлялась «пешцам». «Железной ратью» был назван весь отряд, пошедший в бой. Утверждение, что «кованая рать» - это формирование тяжеловооруженной конницы, предполагает, что были «облегченные» конные формирования. Но из данных свидетельств это никак не следует."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поскольку из псковского же летописания видно, что мобилизация в поход – это сбор по определённой норме «человека на коне и в доспехе» (как и в других русских землях), то кованая/железная/доспешная рать – это и есть эти «боевые люди» (полковые люди по терминологии второй половины 16 в.). Особенно примечательно, что все названные термины (кроме доспешной рати и доспешных людей) соотносились с числами, т. е. в первую очередь кованная/железная рать – это указание на боевой состав «конной силы». Это тем более актуально было для Пскова, т. к. ему приходилось часто проводить массовую мобилизацию, и имело смысл выделать «полноценный боевой состав»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В связи с «железной ратью» нужно вспомнить и Новгородскую первую летопись, описание Ракоровского сражения 1268 г. Там описывается построение русской рати: «пльсковичи же сташа по правои руце, а Дмитрии и Святъславъ сташа по праву же выше, а по лЂву ста Михаилоновгородци же сташа в лице железному полку противу великои свиньи». Тут ясно, что новгородце встали в центре («в лице»), но не ясно, к кому относится термин «железный полк» (с русской рати или к немцам), и что такое «великая свинья». Следует также упомянуть «железные полки» в «Слове о полку Игореве» («от железных полков половецких», «железные полки» галичского князя). Но в любом случае – это терминология 13 в."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, с «кованой ратью» - это не всё. В письме Коммендоне об Ульской битве 1564: «Петр Шуйский, главный воевода Московского войска, с отборными отрядами всадников вызванных из самых крепких городов Mocковии: Торопца, Пскова, Новгорода и Луцка, и называемых обыкновенно кованою ратью». «Кованая рать» прописана транслитераций, т. е. это не перевод, а букальная передача славянского слова. Указанные города подразумевали, что имелась ввиду то, что в разрядных и летописных записях того времени назвалась «новгородская сила»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тут можно уточнить, что в рати Шуйского, согласно списку пленных, были дети боярские не только из «новгородских городов», но и из других уездов. В данном случае важно, что «новгородская сила» названа «кованной ратью» (к сожалению, не ясно кем). Не лишним будет напомнить, что согласно, например, Боярской книге, дети боярские новгородских городов не отличались по вооружению и степени одоспешенности от детей боярских московских городов. При этом в Новгороде ведь произошла смена переселенцами с Низа боярской элиты, т. е. тех, кто и должен был составлять лицо «рыцарской кованной рати». И в любом случае и здесь «кованая рать» - не отборная часть группировки, а характеристика этой группировки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так же «кованая рать» называлась в Задонщине. Мы не знаем изначального варианта этого произведения, в Краткой редакции «кованной рати» нет. Поэтому не знаем, был ли этот термин изначально, или появился потом. Известны три списка Пространной редакции Задонщины: Синодальный список (составлен в Западной Руси), список Ундольского, список ГИМ. В Синодальном списке «кованой ратью» обозначено войско из Литвы («с нами удалых панов храбрие Литвы, та поведают 70 тисещ кованыя раты».), из Новгорода («выехали посадники все из Великого Новогорода 70 000 кованыя рати»), и общерусское войско («у боя нас людей 300 тисещ кованыя раты»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В списке Ундольского «кованой ратью» названо войско из Литвы («храбрые Литвы с нами 7000 окованые рати») и общерусское войско («вою с нами триста тысящь окованые рати»), но не новгородское («выехали посадники из Великого Новагорода 7000 войска»). Зато там сказано про Батыеву рать («у Батыя царя было 4 ста тысящь окованые рати»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В списке ГИМ «кованой» названа только общерусская рать («воюют с нами 300 000 кованой рати»), но не про новгородцев («выехали посадникы из Великого Новагорода 70000»), литовцев («с нами храбрые Литвы 70000») и батыевцев («царь Батый былъ 400 000 вою»). Все три списка написаны в 17 в., поэтому отсюда сложно сказать, что было раньше «кованная рать» или «вои»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако есть список «Сказания о Мамаевом побоище», составленный во второй четверти 16 в. (список Ундольского). В нём, как отметили исследователи, использованы несколько вставок из Пространной редакции Задонщины, в т. ч.: «вою с нами 400000 кованой рати» и «вою с нами седмьдесят тысящь кованой рати удалыя Литвы» (фразы про новгородцев и батыевцев использованы не были). Там же использован сюжет ромейской истории, в котором была употреблена фраза «И уби Меркуреи войска его 900 кованые рати» (тоже есть в «Сказании» списка летописца Хворостина: «уби Меркурии войска его 900 000 кованыя рати»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге можно сказать, что термин «кованая рать» была в Задонщине и Сказании уже в начале 16 в., и литовцами с новгородцами он не ограничивался – так называли и общерусское, и монгольское, и ромейское войско. И опять видим деталь – «кованая рать» всегда соседствует с числами. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 3