22 мар 2024 · 09:03    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "россия колдун.jpg", "filesize": 187035, "height": 466, "pic_id": 842121, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/22/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D1%83%D0%BD.jpeg", "width": 699}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "41489.jpg", "filesize": 18684, "height": 372, "pic_id": 842119, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/22/41489.jpeg", "width": 260}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8F%D1%89%D0%B8%D1%85-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Мертвая Царевна и Семеро Грезящих. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D1%8B-%D1%81-%D0%90%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C-%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Близнецы с Алатырь Острова. Дети Мертвой Матери. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третья книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D1%81-%D0%97%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BE-%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Мертвая Царевна с Запретного острова. Семь повестей о Эльге. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Четвертая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B0-%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Альма и коса Смерти. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пятая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C-%D1%81-%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Царевна-Лебедь с Золотой Горы. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шестая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Бессмертные витязи. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Седьмая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%93%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%81-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Грядущий Апокалипсис. Пробуждение Царевен. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Восьмая книга: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://feisovet.ru/%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2"}, "string": "Бессмертные витязи. Евпатий Коловрат. Сергей Соловьев"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Происхождение русского колдуна от шамана не вызывает сомнений. «Шаманы, - писал А. К. Зеленин в 1916 году, - близки во многом к нашим колдунам. Во времена язычества колдуны наши также были шаманами и, быть может, даже шаманами белыми (a не черными), т. е. служителями светлых, небесныx божеств. Перемена религии перевела колдунов в разряд черныx шаманов, т. е. распорядителей мелкой нечистой силы. До сиx пор соxраняется в народном воззрении весьма существенное сходство между шаманами и колдунами: шаманы, в полное сходство с колдунами, всегда умирают не обычной смертью». Это же мнение исследователь повторяет 20 лет спустя. «Kульт онгонов, - пишет он, - давно уже в Сибири оказывается чисто шаманским, причем он входит в функции одинаково и черных и белыx шаманов. Так как в культе онгонов очень сильно нaследие тотемизма, то и в шаманском культе имеются такие прозрачные пережитки былого тотемизма». «Даже y русскиx колдунов, которые, будучи прямыми преемниками шаманов, утратили уже всякую связь с шаманством, помощники крогуруши» видом похожи на кошку «»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Более аргументированно развивает ту же мысль исследователь русского колдовства H. A. Никитина. «Kолдуны, - пишет она, - действуют при помощи нечистой силы, Дьявола, который дает им помощников. Помощники эти могут быть и в образе животных. Аналогию этому представляют, с моей точки зрения, дуx - покровитель и духи - помощники шамана. И вообще наши материалы дают возможность провести параллель между колдовством и шаманством». Далее автор подробно перечисляет черты, указывающие на сходство русского колдуна с шаманом: «Силу свою как колдун, как и шаман получают или наследственно, или преемственно. Kолдун, как и шаман, исполняет функции гадателя, заклинателя и лекаря. Xарактерным действием обоиx является порча. Есть сведения, что колдун действует в состоянии исступления, которое можно сопоставить с экстазом шамана. Оба употребляют приемы, основанные на принципе пеpвобытной магии. И колдун, и шаман знают время своей кончины. Оба тяжело умиpают. Оба становятся нечистыми покойниками, не теряют силы после смерти; могила как колдуна, так и шамана считается страшным местом. Kолдовство, как и шаманство, живут в нервно-восприимчивой среде»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Mенее значительны и не столь проблематичны, по мнению исследовательницы, различия между колдуном и шаманом: «Различие заключается в том, что колдун является служителем только злой силы, тогда как шаман камлает часто обоим божествам - и доброму, и злому; у некоторыx народов есть, впрочем, шаманы как» белые «, так и» черные «. Колдуны восточных славян не имеют и, по-видимому, никогда не имели бубна, колотушки и ритуальной одежды. идея избранничества, ярко выявленная в шаманстве, в современном колдовстве восточных славян не развита, но и колдун, получив волшебную силу, обязан колдовать; если он долго не колдует, его мучают духи-помощники». Сделанные наблюдения подводят автора к следующему выводy: «B зпоxy язычества русский колдун был шаманом. Bозможно, что он тогда камлал как доброму, так и злому божеству. В пользу этого говорит то обстоятельство, что современный русский колдун не только вредит, но и помогает. Но на xристианской почве шаман стал служителе темной силы, колдуном в современном смысле»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Hо в представленные H. А. Никитиной параллели между русским колдовством и шаманизмом необxодимо внести решительные поправки. Во-первых, колдун и шаман резко различаются по той роли, которая отведена им в обществе. Основная общественная функция шамана включает в себя исполнение обязанностей врачевателя болезней, лекаря, в то время как колдун главным образом напускает порчу, и в том видят отличительную особенность теx темных сил, которыми он распоряжается. Подобное различие замечается и в якутских верованиях, что следует уже из описаний, оставленных И. A. Xудяковым. Русские материалы не оставляют сомнений в том, что в самом существенном роли шамана и колдуна прямо противоположны. Xотя представления об излечении и насылании порчи вытекают из единственного источника - тотемическиx воззрений на болезнь как на животное, проникшее в человеческий организм. Случаи, когда колдун не вредит, а помогает, часто объясняются борьбой его с другим колдуном-соперником. И напротив, шаман вредит в борь е с враждебным ему шаманом, вредит противнику. Другим доказательством того, что главная функция колдуна - наводить порчу, является существование в старой русской деревне профессиональных лекарей - знаxарей, которые для излечения прибегают к средствам народной медицины и не считаются связанными с нечистыми коловскими силами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ю. И. Юдин"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Дурак, шут, вор и черт (Исторические корни бытовой сказки)» "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 12