23 авг 2023 · 08:21    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "русь евпатий.jpg", "filesize": 169133, "height": 600, "pic_id": 677348, "url": "/files/article_image/2023/08/23/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C_%D0%B5%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От средневековой рязанской литературы сохранился один-единственный памятник — это своеобразный свод, составленный и разновременно пополнявшийся при церкви Николы в небольшом рязанском городе Зарайске. Здесь, в составе этого свода, многократно переписывавшегося в течение столетий и расходившегося по всей Руси во множестве списков, дошла до нас и «Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из лучших произведений древнерусской литературы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эту «Повесть» читали, переписывали и редактировали в течение по крайней мере четырех веков и приобрела свою окончательную форму, в которой она известна нам по спискам XVI и XVII вв., в двух своих основных редакциях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один из эпизодов «Повести» целиком обязан своим происхождением народному эпосу. Он составлен в той же стилистической манере, что и весь остальной текст «Повести», и сливается с нею в органическое целое. В нем рязанец «неистовый Еупатий», «исполин силою», во время прихода Батыя случайно оказался в Чернигове вместе со своим князем Ингварем Ингоревичем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Услышав о приходе Батыя, Евпатий «с малою дружиною» вернулся в Рязань «и увиде град разорен, государи побиты, и множество народа лежаше, одни побиени и посечени, а ини позжены, ини в реце истоплены», «распалися в серце своем», собрал небольшую дружину из тех, «которых бог соблюде», и погнался вслед за Батыем, «хотяше пити смертную чашу с своими государьми равно». Нагнав Батыя в Суздальской земле, Евпатий внезапно напал на его станы и начал сечь татар без милости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Едва смогли татары поймать из рати Евпатия пять человек, «изнемогших от ран». По-былинному спрашивает их Батый: «Коея веры есте и коея земля и что мне много зла творите?», и по-былинному отвечают ему рязанцы: «Веры християнския есве, храбри семи великаго князя Юрья Ингоревича Резанского, а от полку Еупатиева Коловрата. Шурин Батыя — Хостоврул — похвалился Евпатия «жива пред царя привести»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Евпатий рассек Хостоврула «на полы до седла и начаша сечи силу татарскую и многих тут нарочитых богатырей батыевых побил, ових на полы пресекая, а иных до седла крояше». Убить Евпатия татарам удалось лишь из стенобитных орудий — «сточисленных пороков»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда и как возникла «Повесть о разорении Рязани Батыем»? Составлена она была не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стерлись и как бы восстановлены по памяти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вместе с тем «Повесть о разорении Рязани» не могла возникнуть и позднее середины XIV в. За это говорит и самая острота переживания событий Батыева нашествия, не сглаженная и не смягченная еще временем, и ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не забыты еще «честь и слава» рязанских князей, аманаты, которых брали рязанские князья у половцев, родственные отношения рязанских князей с черниговскими; Коломна еще выступает как рязанский город (Глеб Коломенский сражается вместе с рязанскими князьями). Автор помнит и то, что Успенский собор в Рязани весь погорел и почернел от дыма. Автор говорит об «узорочьи» рязанском, помнит и то, что в Рязани находилась казна черниговская и киевская, и многое другое."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, самое главное, Старая Рязань не пришла еще во время составления этой «Повести» к своему окончательному уничтожению, к которому она пришла только в конце XIV в., когда и самая столица Рязанского княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ведь заключается «Повесть» рассказом о том, что князь Ингварь Ингоревич восстанавливает разоренную Рязань, и нет и намека на ее окончательное разрушение, к которому ее привели походы татар в 70-х гг. XIV в. Успенский собор только почернел от пожара, но еще не разрушен, в Рязани еще можно похоронить ее князей. Заключительный светлый аккорд «Повести» (восстановление Рязани князем Ингварем Ингоревичем) еще ничем не омрачен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вернее всего считать, что «Повесть о разорении Рязани» составлена в первой половине XIV в. Уже в начале XV в. «Повесть о разорении Рязани Батыем» отразилась в Московском летописном своде Фотия 1418 г.: целый ряд деталей в описании разорения Москвы Тохтамышем перенесен в этот свод из «Повести о разорении Рязани». Этих деталей еще нет в предшествующей московской летописи 1409 г. Они целиком взяты из «Повести»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основные редакции «Повести» донесли до нас ее первоначальный текст с очень небольшими отличиями от того, каким он вышел из-под пера ее автора. Если исключить плач Ингваря Ингоревича, эпизод с Олегом Красным и, может быть, описание гибели Федора и Евпраксии, то все остальное должно быть отнесено к первоначальному, авторскому тексту «Повести». К нему же относится, несомненно, и центральный эпизод «Повести» с Евпатием Коловратом. Он сюжетно закончен, целиком принадлежит какой-то не дошедшей до нашего времени былине, но записан он в «Повести» в той же стилистической манере с рядом характерных и для других частей «Повести» оборотов, выражений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как сложилась «Повесть о разорении Рязани Батыем», откуда черпал автор свои сведения? Вопрос этот, как и предшествующий, не может быть разрешен во всех деталях, но в основном ответить на него нетрудно. Автор имел в своем распоряжении Рязанскую летопись, современную событиям, весьма вероятно, краткую, без упоминания имен защитников Рязани. Отрывки именно этой летописи дошли до нас в составе Новгородской первой летописи. Вот почему между рассказом Новгородской первой летописи о событиях нашествия Батыя и «Повестью о разорении Рязани» имеются буквальные совпадения. Впоследствии эта летопись была утрачена в самой Рязани."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме нее, автор имел в своем распоряжении княжеский рязанский помянник, где были перечислены умершие рязанские князья, но без указаний, где и когда умер каждый из них. Отсюда-то и дополнил автор рассказ рязанской летописи именами рязанских князей, сделав их всех участниками защиты Рязани. Вот почему в «Повести» такое большое внимание уделено похоронам князей, тем более что могилы рязанских князей были перед глазами у автора «Повести». Вот почему также в древнейшем варианте «Повести» ничего не говорится о похоронах Евпатия: его имя и весь рассказ о нем были взяты из другого источника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот другой источник был самым главным: им были для автора народные сказания. Именно они-то не только дали автору «Повести» основные сведения, но и определили художественную форму «Повести», сообщив ей и местный колорит, и глубину настроения, отобрав и художественные средства выражения. Конечно, автор составлял не былину и не историческую песнь, но в своем книжном произведении он прибег только к тем книжным художественным средствам, которые не противоречили его собственным народным вкусам, и к тем средствам народной поэзии, которые можно было ввести в книжность без решительной ломки всей книжной системы творчества средневековья."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этом основа близости «Повести» к фольклору: эта близость выступает как стремление сблизить фольклор и книжность, но не как попытка заменить одно другим. Фольклорная основа «Повести» творчески переработана ее автором, создавшим свою систему художественной выразительности, близкую к художественной структуре «Слова о полку Игореве» и подчиненную тем же задачам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, что важно. Миф, естесственно. имя- «С лицом скрытым капюшоном» Ev-patio «. В святцах такого имени нет. Аналог легенд о дивах-богатырях. И, для автора- ведь и в» Слове... богатыри не упоминаются, а упоминается ДИВ. Далее... ДИВА УБИТЬ НЕЛЬЗЯ. Подробненько о этом в «Искандар-наме» Газневи. ДИВЫ ПРоЖИВАЛИ В СИБИРИ. Далее... Фильм о Евпатии и его богатырском сне. Ну, простите- чистокровный и здесь ДИВ. У Газневи ДИВЫ спят на деревьях по две недели подряд и больше. И Соловей-Разбойник- тоже ДИВ. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лихачев Д. С. Повесть о разорении Рязани Батыем. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 27