02 фев 2023 · 07:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "дионис голова1.jpg", "filesize": 105658, "height": 354, "pic_id": 395265, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/29/%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B01.jpeg", "width": 527}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дионисийские женщины в Танагре топором обезглавливают Тритона, привлеченного запахом вина 1. Согласно древнейшей версии голову отсекает Тритону сам Дионис, — что, по закону дионисийского отожествления, указывает на дионисийскую сущность жертвы, отображающей участь самого бога. Сказание ищет этиологически объяснить почитание извлеченной из моря головы. Образ Тритона понадобился для ознаменования бога-рыбы с головой человека. В Метимне этот культ прямо засвидетельствован 2: бог, вытащенный в сетях рыболовами, представлял собой личину (prosöpon) из масличного дерева, которую из Дельфов повелено было чтить как Диониса-Фаллена, т. е. фаллического3. Род дерева указывает на связь культа с триадой дионисийских растительных сил (oinotropoi) — Oino, Spermo, Ela'is, — нимф чудесного изобилия «пшеницы, вина и елея» 4."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обезглавление самого Диониса приписано в аргивском предании Персею. Голова убиенного падает в озеро Лерну 5, откуда воскресающего женщины вызывают наверх, на свет солнечный (anaklesis), бросая в воду черную овцу мздой Пилаоху, владыке подземных врат. В Лерну сеются, — как это явствует из мифа о Данаидах, — отрубленные мужские головы, как зрелые плоды, несущие в себе зародыш новой жизни, долженствующей возродиться и воскреснуть, — как семена, оплодотворяющие лоно подземной ночи. Так в лернейских Агриониях связывается идея смерти мужской с идеей пола (оплодотворитель умирает), и символу головы явно усвоено значение фаллическое. Правда, Персей, отрубатель голов (и уже по одному этому ипостась Диониса) и владелец головы Горгоны или, что то же в этом культе маски Горгоны, «горгонейона», — отмщает за мужчин, применяя к женщинам ius talionis. Это — обычная и закономерная взаимность в дионисийской религии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "дионис голова3.jpg", "filesize": 305071, "height": 960, "pic_id": 395268, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/29/%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B03.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идея пола в культовом круге островного Диониса, бога обоюдоострой секиры, создает формы своеобразной символики. Здесь, прежде всего, мы встречаемся с представлением об отделенной от туловища голове как о божественном вместилище половой возрождающей силы. Почитание черепов и священное обезглавление не чужды, правда, и фракийско-парнасскому оргиазму 4. Но только в островной области и на зависящих от нее побережьях отрубленной голове, в особенности же брошенной в воду или из воды чудесно выловленной, усвоено специфическое религиозное значение: в этом образе бог умерший почитается как мужское начало подземной растительной мощи и нового возврата из сени смертной на лицо земли 5. Культ плавающей головы здесь является видом фаллического культа 6."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4 Примеры: Пенфей, Меланипп. Обезглавление — завершительный и ритуально важнейший момент священного расчленения (diamelismos); оно поэтому и эквивалент расчленения. — Срв. § 1, прим. 1, стр. 126."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5 О хтоническом значении отрубленной головы приводим следующее примечательное свидетельство — schol. Apoll. Rhod. 1, 587: entoma de ta sphagia kyriös ta tois nekrois enagizomena dia to en tei gei autön apotemnesthai tas kephalas. Итак, умершие в подземном царстве обезглавливаются. О героических жертвах — entoma — см. Roscher's Myth. Lex. 1, 2505."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6 В аспекте фаллическом Дионис почитался как Enorches на Самосе (Hes. s. v., Lycophr. 212) и Thyonidas на Родосе (Hes. s. v.). Срв. Kern у Pauly-Wissowa, RE V, 1028. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такая же традиция интересна и в романах Соловьева. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Альма и Коса Смерти "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://ridero.ru/books/alma_i_kosa_smerti/"}, "string": "https: //ridero. ru/books/alma_i_kosa_smerti/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://litmarket.ru/books/alma-i-kosa-smerti"}, "string": "https: //litmarket. ru/books/alma-i-kosa-smerti"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1734, 1734]}
Комментарии 2