24 сен 2023 · 04:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Дионис 123.jpg", "filesize": 65230, "height": 450, "pic_id": 707013, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/21/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81_123.jpeg", "width": 811}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орфический стих: „родитель змия — бык, быка родитель — змий“, сочетает два изначальных зооморфических образа: змею женского оргиазма и прадионисийского быка. Союз обох культов (как это показано ниже, в главе „о буколах“) произошел, между прочим, в Ѳивах и обусловил возникновение миѳа с рождении Диониса от Семелы. В Ѳивах легче всего могли быть согласованы оба символа: там между змеею Ночи и божественным сыном Кадмовой дочери устанавливается постоянное соотношение, и не случайно, не только для описания земли Спартов, Софокл, воспевая ѳиванского Диониса, упоминает о том, что он обитает „на посеве лютого змия“ (agriu epi sporâi drakontos). Брачный чертог дочери Змеевика, как „буколион“: такова была в Ѳивах обрядовая реализация таинственного догмата о тожестве быка и змия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Смысл соединения змеи и быка был прозрачен: Дионис — бык в мире живых и змий в подземном царстве. Существо бога вечно раждающегося и вечно умирающего есть постоянная смена этих двух образов или состояний бытия: бык превращается в змия, змий в быка. Бык мыслится при этом как оплодотворитель, умирающий после акта оплодотворения, и как жертва; змий — как его неистребимая сущность и семя в земле. Однако, эта схема, без сомнения, тотчас осложняется новою, антропоморфическою чертою: смерть жертвенного быка есть брак его с Землею, в которую он проникает в виде змия-супруга. Мгновение оплодотворения есть мгновение смерти оплодотворителя, и вот — бог-змий уже дитя во чреве матери, из лона которой он появляется на свет в образе отрока с рогами, Диониса, — младенца и человекобыка. Разрывание змей мэнадами имеет, повидимому, магическою целью высвобождение плода из его оболочек и служит заклинанием, вызывающим из недр земных долженствующего родиться младенца-бога."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но едва вызванный из недр младенец встречает в своих пестуньях убийц. В этом оргиазме нет места представлению о сложении расчлененного врагами тела, о возстановлении бога. Женщины немедленно исполняются неистовым голодом и растерзывают младенца. Вероятно, он внезапно выростает в их мужа, в жертвенного оплодотворителя, которым оне жаждут наполниться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Литература:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дионис и прадионисийство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В. Иванов "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2113, 2113]}
Комментарии 23