07 дек 2022 · 22:30    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "монета Боспора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "монета аспургов.jpg", "filesize": 399529, "height": 597, "pic_id": 298499, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/07/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 1216}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аспург основал сарматскую династию боспорских царей, царствовавших на Боспоре вплоть до распада Боспорского царства в VI веке н. э. Женой Аспурга была Гипепирия, уроженка Фракии. Боспорский царь Аспург взял себе второе имя Рискупорида, как это было принято у фракийских царей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для укрепления и стабилизации отношений с Римом, Аспург взял династическое имя в честь тогдашнего императора Рима Тиберия Юлия Цезаря Августа — второго римского императора из династии Юлиев-Клавдиев, правившего с 14 года. Имя Цезарь или царь в дальнейшем переходило ко всем правителям Боспорского царства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В период правления боспорского царя Котиса I (45/46—62/63 гг н. э.) укрепились связи Боспорского царства с Римом, тесные взаимоотношения между государствами продолжались еще 200 лет. Боспорский царь признал свое вассальное положение перед Римской империей, называл себя «другом кесаря и другом римлян». Рим в свою очередь подтверждал право царя Котиса I на престол и оплачивал содержание боспорского войска."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сын царицы Боспора Динамии — Аспург, правнук Митридата VI Евпатора считается родоначальником сарматской династии Боспорских царией. Происхождение Аспурга обычно связывают с сарматской этнической средой, о чем свидетельсвует его имя, близкое этнониму «аспургиане» — “aspabara” — всадник, как считают лингвисты Л. Згуст, Й. Харматт, слово происходит от “Aspa” — конь (на иранском)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сарматы, вероято, стали опорой боспорского царя Аспурга во внешней политике, с их помощью он сумел подчинить крымских скифов и тавров. Это подчинение, разумеется, следует считать не полным включением названных народов в состав Боспорского царства, а лишь приведение их в состояние трибутно-вассальной зависимости от царя Боспора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цари из Сарматской династии признавались абсолютными монархами, их власть опиралась на верхушку богатейших граждан боспорского рабовладельческого общества. Правитель Боспорского царства становился пожизненным жрецом в культе римских императоров, некоторые из них обожествлялись. В честь боспорского царя Аспурга на Боспоре построили мраморный храм в дорическом стиле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Культ коня в ведическом санскрите Риг-Веды. На санскрите «Риг-Веды»: «Азва» — Azva — конь; конный; как конь; (№46, №47, №48. в словаре: http: //www. sanskrit-lexicon. uni-koeln. de/cgi-bin/tamil/recherche) Ек+вос — héḱ+wos – лошадь, конь. (родственные слова рус. яз.: «из+воз», воз, везёт, возить..). Конь — воплощение бога Агни (бога огня) и посредник между двумя мирами, перевозящий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конём, украшенным жемчугами. ("}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Асвас — Asvas —Ашвины — «обладающие конями» или «рожденные от коня» — солнечные божества, всезнающие близнецы-целители Ашвины, «божественные врачи», помогающие в беде, приносящие богатство, дающие жизненную силу, возвращающие жизнь умершим."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аналог в Древней Греции- Диоскуры, изображающиеся также всадниками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Без преувеличения можно утверждать, что с аспургианами связан целый период в истории Боспорского государства, множество загадок и проблем. До VI в. н. э. аспургиане упоминаются древними авторами (Птолемеем, Геродианом, Стефаном Византийским и др.) как племя, населявшее равнинные области Северного Кавказа (Буданова В. П., 2000, с. 152)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Упоминаются "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "аспургиане и в боспорских надписях III века н. э."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", однако не среди народов подвластных боспорским царям, а как некоторая "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "политическая структура"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " или административная единица, во главе которой находится “начальник аспургиан”. На постаменте, найденном в Керчи ещё в середине прошлого века (КБН №36), перечислены высшие должностные лица Боспорского государства:"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " “…Менестрат, сын Госемфлия, наместник царской резиденции и наместник Феодосии; Фанн, сын Сакла, хилиарх и начальник аспургиан; Фанн, сын Агафуса, главный секретарь; Харитон, сын Никефора, лохаг…”."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 1]}
Комментарии 0