24 янв 2023 · 09:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Гиперборея.jpeg", "filesize": 384460, "height": 746, "pic_id": 378773, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/20/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина Всеволода Иванова"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В греческой мифологии гиперборейцы Абарис (древнегреческий: Ἄβαρις Ὑπερβόρειος Абарис Hyperboreios), сын Севф (Σεύθης), (правда больше напоминает Сын Зевса- Ζεύς) легендарный мудрец, целитель и жрец Аполлона, известен еще древним грекам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Абарис (Абарид, др. -греч. Ἄβαρις Ὑπερβόρειος) — в древнегреческой мифологии прорицатель и жрец Аполлона. Выходец из Скифии или страны гипербореев. Согласно легенде обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ἄβαρις, по различно передаваемым сказаниям — жрец Аполлона из Скифии (или гипербореец) ок. 770, 700 или 550 г. до Р. Х. Ямблих говорит (de Vita Pythag. 19, 28), что Абарис получил от Аполлона золотую стрелу, на которой летал по воздуху (αἰθροβάτης); предвещая будущее, он будто бы обошел всю Грецию, одним словом своим исцелял болезни, слагал всякого рода освятительные и очистительные заговоры, жил, не принимая пищи (Hdt. 4, 36), прекратил свирепствовавшую в Спарте чуму и построил храм Κορῃ σωτείρα (Paus. 3, 13, 2)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обошёл всю Грецию, одним только словом исцелял болезни, слагал всякого рода освятительные и очистительные заговоры, жил, не принимая пищи, прекратил свирепствовавшую в Спарте чуму и построил храм Коры Спасительницы (Персефоны) [1] Κόρη σωτείρα."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пифагорейцы называли Абариса «Воздухошествующим». Упоминания данного мифического героя есть у Геродота, Платона, Диодора Сицилийского."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Как говорит Геродот, этот Абарис произошел от гиперборейцев. Они находятся к северу и в глубине страны от скифов. Этот Абарис был богодухновен и пронесся через всю Грецию со стрелой, и дал различные оракулы и пророчества. Оратор Ликург говорит в своем Contra Menesaecmo, что среди гиперборейцев была чума, и Абарис отправился работать с Аполлоном. Абарис научился у него оракулам, принял стрелу Аполлона как знак и отправился пророчествовать по Греции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Связь между Элладой и Гипербореей сохранялась на протяжении веков и тысячелетий. Это наложило отпечаток на эпитеты некоторых античных героев: Геракл Гиперборейский, который, как писал Пиндар, «достиг земель, что за спиной у ледяного Борея»; Персей Гиперборейский, который сражался со смертоокой Горгоной Медусой во все тех же владениях «ледяного Борея». Солнцебог Аполлон носил тот же эпитет, потому что родился в Гиперборее и возвращался туда на крылатой колеснице каждые 19 лет. Из Гипербореи в Элладу пришли и первые жрецы — служители Аполлона во главе с прорицателем Оленем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один из поздних античных историков и писателей Павсаний (II век н. э.) в своем знаменитом труде «Описание Эллады» (X, 5, 4—10) приводит следующие удивительные подробности появления одного из главных святилищ Древней Греции — храма Аполлона в Дельфах. Сначала здесь появились гиперборейцы, в их числе был и будущий первый дельфийский жрец, у него, по «странному совпадению», было славяно-русское имя Олен[ь]. Кстати, имя родоначальника всех древнегреческих племен и единого народа — Эллина также представляет собой грецизированную форму общеиндоевропейского слова «олень» и близкого ему по смыслу и происхождению слова «лань». Олен[ь] — гипербореец, и его спутники были направлены в Дельфы Аполлоном. Отсюда напрашивается бесхитростный вывод: сам (будущий) бог в то время был далеко — скорее всего, в Гиперборее, откуда выехало посольство. Став пророком и прорицателем, Олен[ь] воздвиг в Дельфах первый храм: сначала деревянный, похожий на лачугу, пишет Павсаний (его модель, сделанную из воска и перьев, Аполлон впоследствии пошлет в подарок в Гиперборею), и лишь спустя длительное время, после многих пожаров и разрушений построили тот каменный храм, жалкие остатки которого сохранились по сей день."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О жителях Гипербореи сообщали многие античные авторы. Один из самых авторитетных ученых Древнего мира — Плиний Старший (23–24 — 79 годы н. э.) — писал о гиперборейцах как о реальном древнем народе, жившем у Полярного круга и генетически связанном с эллинами через культ Аполлона Гиперборейского. В «Естественной истории» (IV, 26) дословно говорится:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. <…> Нельзя сомневаться в существовании этого народа"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, живут долго, практически бессмертны. Ну сказания о живой и мертвой воде известны в русских сказках. Ну а за Рипейскими горами- это за Уралом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди античных авторов о Гиперборее несомненного внимания заслуживает сообщение известного римского географа I века н. э. Помпония Мелы:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Первый народ азиатского побережья — гиперборейцы. Они живут на крайнем севере, по ту сторону Рипейских гор, под самой Полярной звездой, солнце у них не восходит и не заходит каждый день, как у нас: оно восходит во время весеннего равноденствия и заходит во время равноденствия осеннего. Поэтому день продолжается у них шесть месяцев, и столько же месяцев тянется ночь. Это — поистине священная земля, солнца здесь много, и почва плодородна. Жители этой земли — справедливейшие люди, живут они дольше и счастливее, чем другие смертные. Постоянно наслаждаясь веселым досугом, они не знают ни войн, ни раздоров. Они ревностно исполняют священные обряды и особенно почитают Аполлона. Говорят, что первые плоды нового урожая они отправляли на Делос. Сначала они посылали с плодами своих девушек, а затем передавали плоды через посредство народов, живущих на пути к Делосу. Обычай этот сохранялся у них долго, до тех пор, пока он не был осквернен злоупотреблениями племен-посредников. Живут они в рощах и лесах. Когда кто-нибудь почувствует, что насытился жизнью (насладился, по не получил к ней отвращения), он украшает себя гирляндами и в самом веселом расположении духа бросается в море с определенной скалы. Такой вид смерти считается у них самым лучшим»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сообщение Мелы достаточно приближено к нашему времени. Хотя оно во многом опирается на «Естественную историю» Плиния, в нем имеются некоторые существенные географические детали, касающиеся Гипербореи: она располагается уже не на островах посреди Ледовитого (Скифского) океана, а на материке в окружении скифов. Это нашло отображение и на карте (рис. 4), выполненной, впрочем, уже в наше время (остров Туле на ней неоправданно оторван от Гипербореи: оторван не в географическом, а в культурологическом плане). Еще одно, столь же важное как и вышеприведенные, свидетельство античного историка Диодора Сицилийского (ок. 90–21 годы до н. э.), опиравшегося на утраченный труд историка Гекатея, жившего в VI веке до н. э.:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гекатей и некоторые другие, которые изучают старинные истории и традиции, приводят следующее описание: „Напротив галльского берега к северу есть остров в океане не меньше Сицилии, который населен гиперборейцами, названными так, потому что живут за спиной Северного ветра. На этом острове хороший климат, плодородная земля и много плодов, созревающих дважды в год. Говорят, что здесь родилась Латона, и поэтому местные жители почитают Аполлона больше, нежели других богов. Они в некотором роде его священнослужители, потому что целыми днями восхваляют его в песнях и оказывают ему всякие почести."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На острове есть великолепная роща (владения) Аполлона и прекрасный храм круглой формы, в котором скопилось много богатых священных даров. Здесь есть город, посвященный тому же богу, большинство жителей которого арфисты, они постоянно играют на своих арфах в храме и поют гимны богу, прославляющие его деяния. Гиперборейцы говорят на странном языке и привязаны к грекам, особенно афинянам и делосцам, с которыми дружат с незапамятных времен. Считается, что некоторые греки когда-то посещали гиперборейцев, которым оставили священные дары великой ценности, а еще, и тоже давно, Абарис приплыл из Гипербореи в Грецию и восстановил родственные связи с делосцами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Говорят, что на этом острове луна спускается очень низко к земле, и различные возвышенности и впадины хорошо на ней видны; что Аполлон посещает остров раз в девятнадцать лет, так как за это время звезды делают полный круг, и потому греки отмечают цикл из девятнадцати лет названием „Великий год“. Когда бог на острове, он каждую ночь играет на арфе и танцует, и это продолжается от весеннего равноденствия до появления Плеяд, которые радуются его успехам. Высшая власть в городе и на всем острове отдана в руки людей, которых называют Бореады, ибо они потомки Борея, и власть переходит от одних к другим по прямой линии“»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гипербореец Абарис, о котором упоминает Диодор, — одна из самых загадочных личностей античной истории и культуры. Геродот сомневался в правдивости рассказов о посланнике Гипербореи, который странствовал по всей земле со стрелой в руке. Высказывались разные предположения по поводу смысла, заключенного в имени первого «гражданина мира», свободно перемещавшегося по всему свету. Сближали его даже с легендарными обрами (аварами), упомянутыми в русских летописях. Имеется не меньше оснований видеть в певучем гиперборейском имени сокращенный этноним «обдорит» (так называлось одно из древнеславянских племен, по-русски — «бодричи»). Однако, представляется, ключ к разгадке таинственного имени следует искать в Сибири."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 1