26 дек 2022 · 20:59    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Раз уж Путин на коллегии МО высказался по теме беспилотников, то и я, выскажу свои мысли на тему БПЛА и вставлю свои пять копеек. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "544.png", "filesize": 1453520, "height": 1336, "pic_id": 334084, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/544.jpeg", "width": 1417}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. Цитирую Владимира Владимировича: «Арсенал средств должен быть в боевых отделениях, взводах, ротах, батальонах». Это как раз о тактических беспилотниках, «летающих биноклях», которые многозвёздные генералы и многомудрые эксперты старательно игнорировали, а гражданские дилетанты вроде нас, наоборот, делали и сделали де-факто стандартом. В этой роли сейчас используются китайские «мавики», созданные для свадебных фотографов и тревел-блогеров, и по большому счёту для боевых задач очень ограниченно годные — они не панацея, а, как и «баофенги» в связи, в лучшем случае неизбежное зло. Зло вдвойне потому, что их де-факто на фронте используют не только для очевидных задач вроде разведки и наблюдения, но и для совсем уже им несвойственных, вроде корректировки огня артиллерии или сброса боеприпасов на головы противнику. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2faa2b664f0a59c1ce9d590d45469b6a.jpg", "filesize": 20547, "height": 578, "pic_id": 334081, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/2faa2b664f0a59c1ce9d590d45469b6a.jpeg", "width": 563}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему несвойственных? Потому, во-первых, что дальность полёта «мавика» и аналогов это максимум 5 километров, хотя отдельные мастера умудряются улетать и на 8 без потери сигнала. С такой дальности можно эффективно корректировать АГСы, миномёты 88мм, танки, в лучшем случае — «Рапиры». Но для корректировки 152мм артиллерии нужен дрон, летающий хотя бы километров на 20, и способный висеть в воздухе больше получаса. Наши пытаются и такую арту корректировать «мавиками», и в результате операторы подходят насколько можно близко к передовой и… гибнут, увы, потому что концепция противодронной борьбы у противника исходит из того, что надо не столько сбивать дроны, сколько вычислять и убивать операторов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну, а сброс — это как «микроскопом гвозди забивать». Мавик стоит 200+ тысяч, несёт максимум одну гранату или ВОГ, шансы попасть точно прямо зависят от того, на какой он высоте, а на любой ниже сотни их сейчас вполне эффективно сбивают. Повторяю: лучший сброс — это хорошо откорректированный 152 мм снаряд или улитка АГС на 14 кг боевой нагрузки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "09b2deaf8c0293d395711b18c37f7e4d.jpg", "filesize": 38735, "height": 564, "pic_id": 334082, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/09b2deaf8c0293d395711b18c37f7e4d.jpeg", "width": 564}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. Сейчас, после путинской фразы про насыщение армии дронами, начнутся тараканьи бега подрядчиков, понимающих, какие это деньги. И, понятное дело, всем будет плевать на добрую сотню команд, делающих сейчас своими руками кустарные дроны по сути «гаражным» способом, наполовину из комплектующих с Алиэкспресса. В то время как история той самой фирмы DJI, которая делает «мавики», как раз и начиналась с того, что их хэдхантеры ездили по всему миру и «пылесосили» такие вот команды, нанимая их на работу, и сейчас у них порядка 7 тысяч инженеров — почти все когда-то были такими «самоделкиными». Я бы вообще формулировал задачу иначе — не «насытить армию дронами», а создать отечественную индустрию беспилотных систем, как военного, так и гражданского назначения. И это не должна быть одна компания: советский ВПК был тем и силён, что в нём существовала конкуренция различных КБ и постоянный конкурс решений от разных конструкторов. Чего сейчас, при вроде-бы-капитализме, не наблюдается: везде монополия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. Дроны вообще сами по себе не панацея. Они эффективны только тогда, когда есть действенные механизмы их интеграции в боевую работу, вплоть до прописанных до запятой боевых уставов и наставлений. Из того потока коммерческих беспилотников, который пошёл на фронт с марта, каждый третий был потерян в первом-втором вылете просто потому, что никто не умел толком ими пользоваться. Даже просто летать, не говоря уж использовать их для решения конкретных боевых задач. Здесь дефицитны две вещи: во-первых, отлаженная система обучения, как военных, так и гражданских дроноводов для создания мобилизационного резерва и инструкторского корпуса. А во-вторых — интеграция беспилотников в боевые уставы, управление и координацию, оргструктуру ВС. Но сильнее всего хромает вообще третья: толку от дронов не будет до тех пор, пока не будет нормальной защищённой цифровой связи, потому что из того, что что-то видит оператор, никак не следует, что это видит подразделение — командиры и бойцы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "герань.jpeg", "filesize": 169523, "height": 468, "pic_id": 334077, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/26/%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8C.jpeg", "width": 811}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. Говоря о дронах, мы почему-то имеем в виду вот эти смешные вертолётики, ну или большие-тяжёлые «Герани». А на самом деле куда более полезным было бы задуматься, например, о грузовых беспилотных автомобилях, способных ездить по пересечённой местности и доставлять БК на координатную точку. Или о стационарных беспилотниках, висящих на тросах, которыми можно было бы надёжно прикрыть, например, белгородскую границу. Или о надводных и подводных беспилотниках, с помощью которых можно было бы защитить и Крым, и тот же Энергодар, а то и спуститься по Днепру от Смоленска прямо к Киеву. Или о летающих метеостанциях, с помощью которых можно было бы в реальном времени снимать погоду для артиллеристов. Или опять-таки о наземных ездящих беспилотниках, с помощью которых можно было бы осуществлять дистанционное минирование трасс, чтобы изолировать Артёмовск или Авдеевку. Или дронах-конвертопланах, с помощью которых можно было бы доставить рой ударных дронов и десантировать их на точку. Или, наконец, дешёвых ударных дронах тактического уровня, с помощью которых можно было бы штурмовать города, не снося их до основания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. Конструктора наперебой изобретают леталки, и потом ходят по кабинетам в надежде, что им дадут на них многоденех. А на самом деле сейчас вопрос стоит уже не о самих дронах, а о наземной инфраструктуре беспилотия — узлах ретрансляции, хабах перезарядки, мобильных платформах, с которых можно было бы выпускать рой, ремонтных станциях и центрах прототипирования, где можно было бы быстро печатать запчасти и т. д. Пришло время думать о беспилотной отрасли именно как об отрасли, где кроме самих летающих-ездящих-плавающих машинок должно быть очень много всего, что обеспечивает их способность летать-ездить-плавать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6. Не надо думать, что всё это только про войну. Агроиндустрия, геологоразведка, топография, охрана тех же магистральных трубопроводов, грузовая логистика, освоение океанских глубин или той же арктической зоны, «дронификация» производственных комплексов, да что угодно, вплоть до покраски крыш пульверизатором и мониторинга зон лесных пожаров. Если осмыслить это как отрасль, а создаваемый сейчас в пожарном порядке для СВО в этой сфере кадровый пул специалистов как её ресурс — эффект будет на десятилетия. Но это надо с умом подойти, где бы его только взять."}], "attributes": []}], "selectedRange": [131, 131]}
Комментарии 0