21 сен 2023 · 10:12    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Волюты, город Каноза 3-4 век до н. э. фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "qguvfsmsaueujoolbzicxwcsjkqosszsykvp5ivek5mvcnl2jvhes9dya86qtxq1572613919jpg__fix_555_460.jpeg", "filesize": 17141, "height": 460, "pic_id": 706335, "url": "/files/article_image/2023/09/21/qguvfsmsaueujoolbzicxwcsjkqosszsykvp5ivek5mvcnl2jvhes9dya86qtx_YsXb1GG.jpeg", "width": 297}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Как известно, коммуникация в культурно-сложных обществах могла осуществляться не только в речевых, письменных, поведенческих и прочих актах, но и в сфере искусства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Памятники способны запечатлевать «голоса», исходящие от разных этносов и традиций, иногда образуя очень сложные композиционные и образные структуры. Об этом, в частности, говорит искусство Канозы ― города в Апулии, находившегося в сфере влияния Тарента ― крупнейшей греческой колонии в Италии (705 до н. э.). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ныне это Каноза ди Пулья, римский Канузиум, в греческое время производивший чеканку монет с легендой ΚΑΝΥΣΙΝΩΝ. Здесь говорили на греческом языке, хотя местное население ― в основном давны, обитавшие на севере Апулии, ― соседствовало с многими другими народностями (япиги, мессапы, салентины, певкеты и прочие), чьи диалекты входили в понятие «мессапский язык». Гораций, которому пришлось проезжать через Канозу, писал о Canusii more bilinguis (Sat. I. 10. 30; Art grec insolite 1988: 3). Западные греки жили в состоянии постоянных конфликтов с местным населением, как показывают хотя бы посвящения Тарента в Дельфы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце VI или начале V в. до н. э. виднейшему тогда ваятелю аргосцу Агеладу была заказана бронзовая группа: всадник и группа пленных мессапиянок (Paus. X. 10. 6). А около 468 до н. э. другой известный скульптор, Онат из Эгины, исполнил новую композицию: вождь япигов Опис, распростертый перед Тарасом (эпоним Тарента), Фаланфом (местный герой) и дельфином, символом моря (Paus. X. 13. 10). В IV в. до н. э. начались столкновения с северными соседями греков ― Этрурией и Римом, и Тарент потерял независимость (272 до н. э.). Но, несмотря на тяжелую ситуацию, в Апулии с последней четверти V в. до н. э. начинает широко укореняться погребальный культ. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Развивается строительство гробниц, не имевших места в балканской метрополии, причем с конца V в. до н. э. появляются большие подземные галереи гипогеи, в Канозе ― самые многочисленные и монументальные из всех западногреческих. Техника сооружения ― вырубание в мягкой туфовой породе ― близка этрусской и наследует местную давнийскую традицию погребений с гроттами (tomba a grotticella); планы ― анфиладные, центрические и в виде латинского креста ― перекликаются с этрусскими; архитектурные членения, монументальные ордерные фасады и общая структура роднят их с македонскими гробницами Вергины, Лангазы, Ниаусты, которые в свою очередь заимствуют идеи Малой Азии (Ликия и др.) (Lamboley 1982: 117–119, 124–125, 139–142). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пути заимствования шли через Эпир и Адриатику, но в гипогеях Канозы практически нет скульптурного декора и росписей, нет надписей ни на порталах, ни внутри (местная черта), они не покрывались тумулусами, как гробницы Этрурии и Македонии. Их отличительная черта состоит в наличии большого числа керамических ваз, которые к эпохе эллинизма в греческих гробницах практически исчезли. Общий вид погребальной камеры в крупнейшем гипогее Канозы, Лаграста I, с ложем умершей и расставленными вокруг дарами, дает реконструкция архитектора Карло Бонуччи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ваза город Каноза 3-4 век до н. э. фото из ria.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "49709572_443pxKanne_Meeresstil_asb_2004_PICT3393.jpg", "filesize": 73441, "height": 599, "pic_id": 706347, "url": "/files/article_image/2023/09/21/49709572_443pxKanne_Meeresstil_asb_2004_PICT3393.jpeg", "width": 443}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Массу керамики составляли расписные краснофигурные вазы, существовавшие почти до конца IV в. до н. э. Вазописная школа была создана не спартанцами Тарента, а афинянами, основавшими еще четыре школы в Великой Греции, из которых апулийская была самой значительной и продуктивной ― ей принадлежит половина всей вазописной продукции западных греков (свыше 13 000 ваз). Если эта продукция, адаптируясь к местным вкусам, «варваризировалась», то незначительно: италийскую вазопись до сих пор рассматривают как заключительную главу аттической, к этому времени уже исчерпавшей свой потенциал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо краснофигурных, умершим дарили сосуды местной работы, аски (в виде винного меха), известные еще до прибытия греков в Италию, но теперь сильно укрупнившиеся, с легкими полосами орнамента (т. н. vasi listati). Промежуточное место заняли с кон. IV в. до н. э. «полуварварские» или «необычные греческие» сосуды с пластическим декором и часто с темперной росписью ― те же местные аски, а также кратеры или кувшины с воронковидным устьем, вазы в виде женской головы (head-vases) и другие (van der Wielen 1978: 144). Важно отметить, что сосуды всех упомянутых групп ― не функциональны, созданы специально для погребений и имеют символический смысл. 40 Л. И. Акимова Обратим особое внимание на сосуды последней группы, именуемые в литературе vasi canosini. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попытаемся понять их структуру, чтобы вычленить слившиеся в них «голоса». Наиболее своеобразны аски, достигающие порой метровой высоты. Их объемное тулово, как у всех ваз вообще, соотносится с материнским лоном, в которое человек уходит по смерти и в котором он возрождается. Это лоно мыслилось водным хаосом, средой первотворения, и, чтобы возник новый мир / человек, хаос должен был быть разделен (разрезан, рассечен, расколот) на две половины ― мужскую и женскую. Обычно активной, жреческой функцией, наделена женская часть первомира; так Гея у греков кастрировала (руками сына Кроноса) супруга Урана, чтобы рождались «нормальные», не чудовищные, существа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Канозе такая Праматерь ― назовем ее Владычицей вод ― представлена на фасадных атташах головой горгоны Медузы. Это голова ― отчлененная от тела, представляющая результат совершённого космогенеза (отсюда популярность горгонейона в античном искусстве), обрамленная змейками, но с крыльями в волосах. Т. е. она распространяет свою власть и на Низ (водный хаос), и на Верх (небеса). Вот почему наряду с ней (или вместо нее) нередко возникает обычная женская голова ― некоей Богини, появившейся на шейках краснофигурных ваз еще с 340 до н. э. Изображения таких рельефных голов (как и других изобразительных форм) на канозанских вазах могут множиться, что говорит о поздней стадии развития связанных с ними ритуала и мифа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторую половину первосущества, ее мужского паредра, представляет конь, зооморфный образ бога-солнца, сменивший в бронзовом веке быка. Он представлен на вазах выше горгонейона, часто двумя, тремя или четырьмя протомами (передними половинами тела), словно вырывающимися изнутри сосуда. Кони могут антропоморфизироваться, превращаясь в кентавров и даже сохраняя архаичное наследие ― бычьи рога. На полихромных вазах тулово аска украшено сзади пальметтой и по бокам фигурами тех же коней и дельфинов, говорящих о водной среде. Но эти кони, как правило, ― еще «полуморские», в виде гиппокампов с тритоньими хвостами. Они еще пребывают в мире хаоса, не до конца оформлены, не «разделены»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А те, что вырываются из стенок, уже «космичны», материализованы: выходят в мир жизни, исполненные жажды действия и «барочного» пафоса. Сам такой сосуд воплощает образ космоса: стенки делятся декором на четыре «части света», в высоту выстраиваются три яруса фигур. Верхний ярус представляют обычно женщины, именуемые «плакаль- Вазы Канозы: греко-балканские и италийские голоса 41 щицами», «жрицами», «орантами» (van der Wielen 1978: 148). Иногда бывает одна центральная фигура, стоящая внутри горла аска или позади него, иногда три, крылатые или бескрылые, жестикулирующие или нет, стоящие на дополнительных ложных горлах или специальных площадках, плинфах, цоколях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень важно как раз их устойчивое стояние, и фигуры эти, даже несмотря на присущую некоторым эллинистическую вольность поз, всегда акцентируют свою тектонику. Они сформованы в греческих матрицах и повторяют стандартные типы. Вероятно, они представляют (в умноженном варианте) все ту же Владычицу ― в верховном ее аспекте. Едва ли не единственным атрибутом ее бывает фиала ― чаша для ритуальных возлияний, предназначенных для воссоединения в «священном браке» Низа с Верхом, т. е. для возрождения. Маска Медузы, полускульптурные фигуры кентавров-коней, расписное тулово сосуда, женские статуэтки с нередко энергичной жестикуляцией ― все это, водруженное на округлом сосуде, создает впечатление причудливой сценической композиции, возможно, навеянной западногреческим театром. Пластические элементы ― греческие, основа-сосуд ― давнийская, сочетание пластики с живописью ― местно-канозанское (полугреческое, полудавнийское), а вместе ― уникальное для древности создание, атектоническое, порождающее «головы без тел» и «тела, растущие из голов» (ср. Art grec insolite 1988). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, погребальные вазы Канозы с их сложным образным строем ― это целый хор, в котором сливаются голоса балканских греков, давно осевших на Апеннинах спартанцев Тарента; афинян, создавших все варианты иконографии; давнийцев, внесших свой вклад в идею создания подземных гробниц и снабдивших канозанцев местными типами сосудов; македонян, передавших Канозе идею архитектуры гипогеев; этрусков, оказавших влияние на планы гробниц и формы вазового декора; римлян с их «культом головы». Это искусство порождено интенсивными связями его творцов с другими ― как в реальной, живой среде, так и в среде невидимых и неощущаемых традиций, накапливающихся поколениями в ментальном тезаурусе их носителей. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3017, 3018]}
Комментарии 7