08 окт 2025 · 07:10    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Николай Николаевич Озеров фото из rif.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "OZEROV_Nikolaj_.jpg", "filesize": 59110, "height": 477, "pic_id": 1028938, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/08/OZEROV_Nikolaj_.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251008%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251008T040416Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=82e89ef0c3daf8dd45977b5a3255871f29a4d6bf442adee9e1bdd8677d70eec3", "width": 624}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он был не только человеком, хорошо знающим спорт, но и мастером слова. Синявский, подчеркиваю, вел радиорепортажи, и перед ним стояла задача передать атмосферу спортивного действа во всех ее красках и нюансах, ведь радиоболельщик не видит телекартинки. С распространением телевидения появилась возможность комментировать соревнования по самым разным видам спорта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Всесоюзное радио и Центральное телевидение приходит талантливейший комментатор, многократный чемпион СССР по теннису, бывший актер Московского художественного академического театра Николай Николаевич Озеров. Он, кстати, ученик Синявского. С Озеровым связана целая эпоха в спортивном комментаторстве, его творческий почерк отличали интеллигентность, образность, отличное знание спорта. Все это, однако, не мешало Николаю Николаевичу вести репортажи очень эмоционально и темпераментно. Об этих великих мастерах спортивного репортажа вспоминается сегодня не случайно: сегодняшний телеэфир заполонили не то пародисты, не то шуты гороховые."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Комментаторами не рождаются"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Ну, Геннадий, я не хотел сказать, что у «Анжи» совсем уж не работает правый фланг, а Роберто Карлос способен забивать только с пенальти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Но минуту назад вы утверждали совершенно обратное!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Да нет же. Вы меня не так поняли!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Я вас отлично понял…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что это? Перебранка двух закадычных друзей в пивной? Нет. Примерно так звучит в телеэфире последних 5-10 лет репортаж о футбольном матче российской Премьер-лиги. Вошло в моду вести репортажи вдвоем с перебранками и спорами. Экспромт ли это или «домашняя заготовка» – значения, в принципе, не имеет: такой «репортаж» режет слух и свидетельствует скорее о низкой комментаторской культуре, чем о высотах спортивного репортажа. Какие уж тут «высоты», если принципы и методы подготовки спортивных комментаторов изменились далеко не в лучшую сторону."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Синявского не случайно называют основателем школы отечественного спортивного репортажа. Его репортажи о футбольном турне московского «Динамо» по Британским островам в 1945 году – образец профессионального отношения к делу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В годы Великой Отечественной войны Синявский был военным корреспондентом, летал на бомбардировки Берлина, потерял глаз под Сталинградом. Как вспоминал позже Озеров в своей книге «Всю жизнь за синей птицей…», Вадима Святославовича отозвали с фронта, чтобы он провел репортаж о финальном матче на Кубок СССР по футболу. Голос Синявского стал символом целой эпохи, он был «спортивным Левитаном». И вот в 1950 году в квартире тогдашнего чемпиона Советского Союза по теннису Николая Озерова раздался звонок из Радиокомитета СССР:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Приходите, у нас есть к вам интересное предложение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главный редактор «Последних известий» пояснил, что второй спортивный комментатор Виктор Дубинин стал тренером московской футбольной команды «Динамо», остался один Синявский. Случись что-нибудь с ним – некому будет вести репортажи. А Озеров – артист, теннисист и футболист – глядишь, из него получится спортивный комментатор."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Озеров был буквально шокирован таким предложением: ему нравились репортажи Синявского, но воспринимал он их как болельщик, радиослушатель. Озеров все же решил рискнуть на условиях, что Синявский основательно займется его подготовкой и разрешит сидеть с ним в одной кабине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вечером на стадионе «Динамо» Озеров поверг в изумление своих знакомых, которые заметили, что, следя за игрой, Николай что-то шепчет. А он пытался комментировать матч. Но ничего не получалось, не успевал он за мячом, перемещениями футболистов. Тут подходит Синявский:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Хватит шептать, пойдем, Коля, наверх в кабину, будем из тебя комментатора делать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый экзамен Озеров держал перед Синявским и техником. В эфир, конечно, репортаж не шел, важно было прослушать Озерова. Он откомментировал первый тайм матча между командами ВВС и «Динамо» (Москва). Синявский сделал паузу и сказал:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Что ж, для начала неплохо. Будем заниматься!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И начался тяжелый, изнурительный труд. Синявский записывал репортажи Озерова на пленку, после матча привозил его на радио, включал запись и с карандашом в руке останавливал магнитофон, делал замечания:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Коля, что ты зарядил «вот» да «вот»? Комментатор не должен употреблять слова-паразиты!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Синявский писал на бумаге слово «вот» и ставил записку перед микрофоном. Озеров смотрел и слово «вот» употреблял только к месту. Однажды переборщил и пристало другое: «Этот мяч… этот мяч»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потребовалось немало усилий, чтобы речь начинающего комментатора Николая Озерова очистилась, стала более грамотной. Позже он вспоминал, что в 50-60-е годы получить право выступать у микрофона было значительно труднее. Сам Озеров прошел несколько экзаменов: в Федерации футбола Советского Союза, у спортивных журналистов, режиссеров Всесоюзного радио и, конечно же, у Синявского. Наконец 29 августа 1950 года Вадим Святославович выпустил своего ученика в эфир."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Созвездие мастеров"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этот день играли две сильнейшие футбольные команды – ЦДКА (нынешнее название ЦСКА) и «Динамо». Озеров прекрасно осознавал ответственность момента. Он понял, что даже театральному актеру все-таки легче: его во время спектакля слушают и смотрят несколько десятков человек, а тут – вся страна!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– У меня во рту пересохло. Думаю, сейчас начну говорить, не выкручусь, не закончу фразы… Мыслей в тот момент в голове пролетело столько, что подсчитать их было под силу разве что электронной счетной машине. Но ни одного слова произнести я не мог. Возникла пауза, длинная, томительная. Мне вспомнился дебют на сцене Художественного театра в пьесе Диккенса «Пиквинский клуб» пять лет назад. «Не пойду на сцену, ни за что не пойду», – твердо решил я тогда.. Народный артист Советского Союза Анатолий Петрович Кторов, трогательно опекавший меня, подтолкнул легонько на сцену, и дальше все пошло хорошо. Теперь на помощь пришел Синявский. Он обнял меня и дружески похлопал по плечу, и я «вступил» (Н. Озеров, «Всю жизнь за синей птицей…», Москва «Наука», 1995 год, стр. 159)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Репортаж о первом тайме он провел, однако на этом экзамены не кончились: ждали отзывов болельщиков. Их реакция была положительной. И только после этого Озерову окончательно разрешили выходить в эфир!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре наступила эпоха Озерова. В 60-годах его популярность становится фантастической, и это неудивительно: Николай Николаевич постоянно работает над собой, учится не только у Синявского, но и у своих зарубежных коллег."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В связи с этим вспоминается показательный случай. В июне 1982 года мы, студенты истфака Уральского пединститута им. А. С. Пушкина, проходили практику в пионерском лагере «Орленок» (сейчас комплекс «Атамекен»). Во время уборки территории по радиоузлу на всю мощь включили репортаж о матче группового этапа чемпионата мира по футболу в Испании между сборными Советского Союза и Бразилии. Когда на 34-й минуте киевский динамовец Андрей Баль отличным ударом метров с 25-ти поразил ворота Переса, раздалось знаменитое озеровское «Г-о-о-о-о-ол!!!» Честно говоря, чуть веник не выронил. Мурашки по коже! А все вокруг – ребята, работники лагеря, студенты – кричат: «Ура, наши бразильцам забили!» Такие мгновения на всю жизнь запоминаются!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Озеров рассказывал, что один бразильский комментатор мог кричать «Гол!» почти минуту. Николай Николаевич счел нужным сделать репортаж более динамичным, эмоциональным. Необходимо в нужный момент придавать голосу соответствующую тембровую окраску, выделять интонацией те или иные моменты игры. Репортаж должен так увлечь болельщика, чтобы он не смог отойти от телевизора или радиоприемника! И улицы городов пустели не только от того, кто играет, но и кто комментирует – сам Николай Озеров!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он вовсе не почивал на лаврах, постоянно стремился использовать в репортажах все богатство русского языка, Озеров был беспристрастным, объективным, невозможно было понять, за какую команду он сам болеет. Его учениками были впоследствии известные комментаторы Ян Спарре, Владимир Писаревский, Евгений Майоров, Анатолий Малявин, Владимир Маслаченко…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Представителями советской школы спортивного репортажа, впитавшими традиции Синявского и Озерова, были также Котэ Махарадзе, Наум Дымарский, Анна Дмитриева, Нина Ерёмина, Владимир Перетурин, Георгий Саркисьянц и популярные казахстанские комментаторы Диас Омаров и Владимир Толчинский. Настоящее созвездие мастеров!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Смех сквозь слёзы "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Развал в 1991 году СССР, экономические, социальные и духовные потрясения 90-х годов привнесли немало негативных черт в спортивную жизнь бывших союзных республик. Блистательные комментаторы синявско-озеровской школы либо постарели и прекратили профессиональную деятельность, либо ушли в мир иной – Н. Озеров, В. Маслаченко, Г. Саркисьянц… На их место пришли их очень многочисленные последователи, которые к названной школе не имеют никакого отношения. Где, у кого и как учились эти люди и учились ли вообще – непонятно. Они выдают такие перлы, такие образцы косноязычия, что хоть святых выноси: «пятнистый снаряд облизал штангу», «коуч не в духах», «оборонцы попятились», «подача корнера – Рыжиков вовремя вынес снаряд из рамки»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вы поняли, читатель, о чем речь? Вам нужен перевод? Снаряд – это мяч, оборонцы – защитники, облизал штангу – попал в штангу, рамка – ворота, коуч – тренер, а корнер, стало быть, – угловой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это самое настоящее издевательство над русским языком! И все это слушают дети! Пушкин и Лермонтов, Толстой и Чехов, великие пользователи и пропагандисты «великого и могучего» содрогнулись бы от такого «новаторства»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот мелькнул на футбольном горизонте и куда-то исчез вроде бы неплохой комментатор Григорий Твалтвадзе, пытается что-то изобразить многочисленная команда комментаторов «новой волны» с телеканала «Наш футбол»: Константин Генич, Георгий Черданцев, Александр Шмурнов, Василий Уткин, Денис Казанский, Кирилл Дементьев, Нобель Арустамян и другие… Сам телепроект показа всех 240 матчей российской Премьер-лиги – интересно, здорово: здесь аналитика, экспресс-интервью, подробнейшие сведения о футболистах, тренерах, судьях, отличная операторская работа, современный монтаж… А вот комментарии матчей – на троечку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Комментатор Геннадий Орлов вызывает недоумение и даже возмущение болельщиков не только многочисленными ошибками и оговорками, но и тем, что почему-то комментирует только матчи с участием питерского «Зенита». Его симпатии к этой команде он тщетно пытается скрыть. Можно ли было представить, чтобы Озеров комментировал только матчи с участием ЦСКА или «Спартака»? Куда посылала редакция спортивных программ Центрального телевидения, туда Николай Николаевич и ехал!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Конечно, время вносит изменения в жизнь, меняется мироощущение, поэтому спортивный комментарий не может быть один к одному «как у Озерова». Но у великих комментаторов прошлого нужно учиться культуре речи и знанию спорта. Тогда профессия спортивного комментатора, в изначальном, высоком смысле, наверняка не умрет!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 3