3
За что моралисты от искусства не любят Рафаэля | Паблико
144 подписчики

За что моралисты от искусства не любят Рафаэля


04 ноя 2022 · 10:55    

Вынужден сразу предупредить. Для некоторых эта статья покажется чересчур жёсткой. Однако, из песни слова не выкинуть, как гласит народная мудрость.

Вчера, я обещал рассказать, какие претензии предъявлялись к Рафаэлю (как при жизни, так и после смерти, особенно на рубеже 19-20 веков). Но начнём мы издалека. Поговаривают, что Сандро Боттичелли всю жизнь вздыхал по рано умершей Симонетте Веспуччи. Но, во-первых, та была возлюбленной представителя всесильного клана Медичи, то есть явно не парой «простому художнику», а во-вторых, есть очень высокая вероятность того, что история платонической любви Боттичелли и Симонетты – поздний вымысел. Впоследствии душа художника была изнасилована религиозным психом – Савонаролой, тут уж не до женщин. Как бы то ни было, создатель великолепных женских образов Сандро Боттичелли никогда не был женат. В жизни Леонардо да Винчи женщин не было вообще, в принципе. Вазари намекал на то, что художник всегда предпочитал общество юношей-учеников, но это скажем так, просто намёки. Другое дело, что и Боттичелли и Леонардо были весьма близки (духовно) Платоновской Академии во Флоренции – одного из главных интеллектуальных центров Ренессанса. А в этом заведении открытым текстом провозглашалось, что благородный, возвышенный и интеллектуально утончённый человек не может интересоваться низменной связью с женщиной и должен…предпочитать искусства и юношей. В жизни Микеланджело женщин тоже не было. Была переписка с одной знатной и образованной дамой в зрелом возрасте, не более того. Интересный создаётся фон, не правда ли? Нет, я не хочу в открытую заявлять о гомосексуальности всех трёх упомянутых гениев. Однако, основания для такой гипотезы имеются. Но, я начал писать эту статью не для того, чтобы покопаться в чужой личной жизни. А для того, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок. Пора уже обратиться к Рафаэлю.

Ему, бедолаге, сильно досталось от многих критиков и историков искусства за связь с молодой римлянкой Маргеритой Лути, которая была дочкой булочника (Форнарина). Они почему-то увидели нечто постыдное в том, что молодой художник увлекся своей моделью и (или) в том, что он использовал внешний вид своей дамы в религиозной живописи. Другие наоборот, с пеной у рта оправдывают Рафаэля, доказывая, что «ничего такого не было». Лично я считаю и то и другое обвинение, даже при полной правдивости и доказанности, абсолютной фигнёй. Вам-то господа, какое дело? 

Связь молодого (и холостого!) художника со своей натурщицей — это вполне нормально, а морализды пусть идут лесом.

Видимо так же считал и Энгр. 

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814:



1


История о прекрасной дочери булочника так волновала Энгра (а, может быть, заказчики были настоль щедры), что мастер возвратился к этому сюжету спустя 3о лет

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и дочь булочника. 1840е:



2


Тема Рафаэля и Форнарины интересовала не только Энгра.

Ламберт Матье (Бельгия, 1804-1861). Рафаэль и его муза Форнарина. 1846:



3


Франческо Валапетра (1836-1908, Италия) Рафаэль и Форнарина. 1866:



4


Даже один из величайших гениев пейзажа, когда-либо творивших на Земле, англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851), считал нужным «помянуть» Рафаэля в своём творчестве.

Уильям Тёрнер. Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит картины для украшения лоджий Ватикана* 1820:



5


* Это те самые лоджии, о которых матушка Екатерина, топнув ножкой, сказала: «Хочу» и в Петербурге появилась копия

Кстати, Энгр изобразил ещё один романтический момент, связанный с Рафаэлем.

Жан Огюст Доминик Энгр. Кардинал Биббиена представляет свою племянницу в качестве невесты для Рафаэля. 1813-1814:



6


Просьбу кардинала Рафаэль вежливо «продинамил» 

Получается странная вещь. Из всех великих фигур времён Высокого Ренессанса, только откровенно гетеросексуальный Рафаэль заслужил упрёки за свою личную жизнь. Только…

Не торопитесь злорадно говорить о том, что «ага, я так и знал, они на Западе уже тогда были такими!» Не торопитесь потому, что претензии в адрес Рафаэля все забыли уже как минимум к началу 18 века, а вот с новой силой они вспыхнули в конце 19-го, начале 20-го. В России. У нескольких русских мыслителей т. наз «серебряного века» вы найдёте весь прежний пучок старых сплетен о Рафаэле и Форнарине. И вовсе не как сюжет для романа, а как повод для гневных обличений. Дескать как он смел сочетать «высокое служение художника» и половое влечение (между строк читаем «да ещё и к простолюдинке») и уж тем более «ужасным преступлением» является использование её лица в религиозных картинах. 

Мари-Филипп Купен де ла Купери (1773-1851, Франция). Рафаэль поправляет волосы Форнарины перед тем, как написать ее портрет. 1824:



7


За это в бедного Рафаэля нашими морализдами от культурки было выпущено такое количество стрел и копий, что виртуально он стал похож на Святого Себастьяна. 

А знаете какой вывод делался из всего этого? Держитесь за кресло, упадёте: «А всё это потому, что Запад давно отрёкся от традиционных ценностей, вот у нас на святой Руси никогда такого не было!». В общем, как говаривал один политический деятель «у нас что ни делай, всё КПСС выходит». 

Да ну их, мыслителей-морализдов вместе с адептами «особого путю». Вернёмся лучше к Рафаэлю. 

Одним из самых известных произведений Рафаэля считается «Сикстинская Мадонна» (1512-1513). Процесс работы над ней представлен на коллективном полотне двух братьев-немцев, проведших, правда, почти всю творческую жизнь в Риме.

Франц Рипенхаузен (1786-1831) и Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Сон Рафаэля. 1820:



8


Рафаэль внезапно умер в относительно молодом возрасте (37 лет), 6 апреля 1520 г. Надпись на его гробнице известна почти всем: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Уже упоминаемый нами Йоханнес Рипенхаузен, на сей раз в одиночестве, без брата, запечатлел смерть Рафаэля.

Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Смерть Рафаэля:



9


Посмертные почести Рафаэлю. Гравюра с картины Пьера-Ноласка Бержере (1782-1863, Франция):



10


Я думаю, что самому Рафаэлю и миллионам его зрителей глубоко безразличны выпады ханжей, марающих бумагу злобными пасквилями о том, что художник будто бы «предал своё предназначение» пойдя на поводу у плотской любви. Будь то хоть завистники-современники, хоть деятели так называемого «русского религиозного ренессанса» 

Предыдущие статьи цикла:

Свои о своих, эпизод I 

Краски и запретная любовь

Взгляд на гигантов

Кого считать номером 1

Вынужден сразу предупредить. Для некоторых эта статья покажется чересчур жёсткой. Однако, из песни слова не выкинуть, как гласит народная мудрость.

Вчера, я обещал рассказать, какие претензии предъявлялись к Рафаэлю (как при жизни, так и после смерти, особенно на рубеже 19-20 веков). Но начнём мы издалека. Поговаривают, что Сандро Боттичелли всю жизнь вздыхал по рано умершей Симонетте Веспуччи. Но, во-первых, та была возлюбленной представителя всесильного клана Медичи, то есть явно не парой «простому художнику», а во-вторых, есть очень высокая вероятность того, что история платонической любви Боттичелли и Симонетты – поздний вымысел. Впоследствии душа художника была изнасилована религиозным психом – Савонаролой, тут уж не до женщин. Как бы то ни было, создатель великолепных женских образов Сандро Боттичелли никогда не был женат. В жизни Леонардо да Винчи женщин не было вообще, в принципе. Вазари намекал на то, что художник всегда предпочитал общество юношей-учеников, но это скажем так, просто намёки. Другое дело, что и Боттичелли и Леонардо были весьма близки (духовно) Платоновской Академии во Флоренции – одного из главных интеллектуальных центров Ренессанса. А в этом заведении открытым текстом провозглашалось, что благородный, возвышенный и интеллектуально утончённый человек не может интересоваться низменной связью с женщиной и должен…предпочитать искусства и юношей. В жизни Микеланджело женщин тоже не было. Была переписка с одной знатной и образованной дамой в зрелом возрасте, не более того. Интересный создаётся фон, не правда ли? Нет, я не хочу в открытую заявлять о гомосексуальности всех трёх упомянутых гениев. Однако, основания для такой гипотезы имеются. Но, я начал писать эту статью не для того, чтобы покопаться в чужой личной жизни. А для того, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок. Пора уже обратиться к Рафаэлю.

Ему, бедолаге, сильно досталось от многих критиков и историков искусства за связь с молодой римлянкой Маргеритой Лути, которая была дочкой булочника (Форнарина). Они почему-то увидели нечто постыдное в том, что молодой художник увлекся своей моделью и (или) в том, что он использовал внешний вид своей дамы в религиозной живописи. Другие наоборот, с пеной у рта оправдывают Рафаэля, доказывая, что «ничего такого не было». Лично я считаю и то и другое обвинение, даже при полной правдивости и доказанности, абсолютной фигнёй. Вам-то господа, какое дело? 

Связь молодого (и холостого!) художника со своей натурщицей — это вполне нормально, а морализды пусть идут лесом.

Видимо так же считал и Энгр. 

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814:



1


История о прекрасной дочери булочника так волновала Энгра (а, может быть, заказчики были настоль щедры), что мастер возвратился к этому сюжету спустя 3о лет

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и дочь булочника. 1840е:



2


Тема Рафаэля и Форнарины интересовала не только Энгра.

Ламберт Матье (Бельгия, 1804-1861). Рафаэль и его муза Форнарина. 1846:



3


Франческо Валапетра (1836-1908, Италия) Рафаэль и Форнарина. 1866:



4


Даже один из величайших гениев пейзажа, когда-либо творивших на Земле, англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851), считал нужным «помянуть» Рафаэля в своём творчестве.

Уильям Тёрнер. Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит картины для украшения лоджий Ватикана* 1820:



5


* Это те самые лоджии, о которых матушка Екатерина, топнув ножкой, сказала: «Хочу» и в Петербурге появилась копия

Кстати, Энгр изобразил ещё один романтический момент, связанный с Рафаэлем.

Жан Огюст Доминик Энгр. Кардинал Биббиена представляет свою племянницу в качестве невесты для Рафаэля. 1813-1814:



6


Просьбу кардинала Рафаэль вежливо «продинамил» 

Получается странная вещь. Из всех великих фигур времён Высокого Ренессанса, только откровенно гетеросексуальный Рафаэль заслужил упрёки за свою личную жизнь. Только…

Не торопитесь злорадно говорить о том, что «ага, я так и знал, они на Западе уже тогда были такими!» Не торопитесь потому, что претензии в адрес Рафаэля все забыли уже как минимум к началу 18 века, а вот с новой силой они вспыхнули в конце 19-го, начале 20-го. В России. У нескольких русских мыслителей т. наз «серебряного века» вы найдёте весь прежний пучок старых сплетен о Рафаэле и Форнарине. И вовсе не как сюжет для романа, а как повод для гневных обличений. Дескать как он смел сочетать «высокое служение художника» и половое влечение (между строк читаем «да ещё и к простолюдинке») и уж тем более «ужасным преступлением» является использование её лица в религиозных картинах. 

Мари-Филипп Купен де ла Купери (1773-1851, Франция). Рафаэль поправляет волосы Форнарины перед тем, как написать ее портрет. 1824:



7


За это в бедного Рафаэля нашими морализдами от культурки было выпущено такое количество стрел и копий, что виртуально он стал похож на Святого Себастьяна. 

А знаете какой вывод делался из всего этого? Держитесь за кресло, упадёте: «А всё это потому, что Запад давно отрёкся от традиционных ценностей, вот у нас на святой Руси никогда такого не было!». В общем, как говаривал один политический деятель «у нас что ни делай, всё КПСС выходит». 

Да ну их, мыслителей-морализдов вместе с адептами «особого путю». Вернёмся лучше к Рафаэлю. 

Одним из самых известных произведений Рафаэля считается «Сикстинская Мадонна» (1512-1513). Процесс работы над ней представлен на коллективном полотне двух братьев-немцев, проведших, правда, почти всю творческую жизнь в Риме.

Франц Рипенхаузен (1786-1831) и Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Сон Рафаэля. 1820:



8


Рафаэль внезапно умер в относительно молодом возрасте (37 лет), 6 апреля 1520 г. Надпись на его гробнице известна почти всем: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Уже упоминаемый нами Йоханнес Рипенхаузен, на сей раз в одиночестве, без брата, запечатлел смерть Рафаэля.

Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Смерть Рафаэля:



9


Посмертные почести Рафаэлю. Гравюра с картины Пьера-Ноласка Бержере (1782-1863, Франция):



10


Я думаю, что самому Рафаэлю и миллионам его зрителей глубоко безразличны выпады ханжей, марающих бумагу злобными пасквилями о том, что художник будто бы «предал своё предназначение» пойдя на поводу у плотской любви. Будь то хоть завистники-современники, хоть деятели так называемого «русского религиозного ренессанса» 

Предыдущие статьи цикла:

Свои о своих, эпизод I 

Краски и запретная любовь

Взгляд на гигантов

Кого считать номером 1

Читайте также

Комментарии 48

Войдите для комментирования
■ Удивительный мир 28 мар 2023 в 00:47
Спасибо! Очень интересно!
■ Владимир Меркулов 28 мар 2023 в 11:47
Благодарю за отзыв!
■ Санта-Барбара 14 янв 2023 в 21:35
Очень интересно! Рафаэль - великий художник, а что оставили на память о себе его хулители?
■ Владимир Меркулов 15 янв 2023 в 14:14
Да в общем-то некоторые были весьма известны, например русские философы Серебряного века. Но, это не значит, что они не могли ошибаться. Более того, я придерживаюсь того мнения, что борьба с обычной, естественной сексуальностью (в том числе и в философском смысле) отчасти и породила современную ситуацию
■ Санта-Барбара 15 янв 2023 в 14:21
Вполне возможно. Если после кучи запретов их снять, получается, как с цепи сорвались. Грубое сравнение, конечно, но верное.
Вазари написал знаменитые Жизнеописания, Вы были более кратки, но как читабельны! 👍
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ