Вынужден сразу предупредить. Для некоторых эта статья покажется чересчур жёсткой. Однако, из песни слова не выкинуть, как гласит народная мудрость.
Вчера, я обещал рассказать, какие претензии предъявлялись к Рафаэлю (как при жизни, так и после смерти, особенно на рубеже 19-20 веков). Но начнём мы издалека. Поговаривают, что Сандро Боттичелли всю жизнь вздыхал по рано умершей Симонетте Веспуччи. Но, во-первых, та была возлюбленной представителя всесильного клана Медичи, то есть явно не парой «простому художнику», а во-вторых, есть очень высокая вероятность того, что история платонической любви Боттичелли и Симонетты – поздний вымысел. Впоследствии душа художника была изнасилована религиозным психом – Савонаролой, тут уж не до женщин. Как бы то ни было, создатель великолепных женских образов Сандро Боттичелли никогда не был женат. В жизни Леонардо да Винчи женщин не было вообще, в принципе. Вазари намекал на то, что художник всегда предпочитал общество юношей-учеников, но это скажем так, просто намёки. Другое дело, что и Боттичелли и Леонардо были весьма близки (духовно) Платоновской Академии во Флоренции – одного из главных интеллектуальных центров Ренессанса. А в этом заведении открытым текстом провозглашалось, что благородный, возвышенный и интеллектуально утончённый человек не может интересоваться низменной связью с женщиной и должен…предпочитать искусства и юношей. В жизни Микеланджело женщин тоже не было. Была переписка с одной знатной и образованной дамой в зрелом возрасте, не более того. Интересный создаётся фон, не правда ли? Нет, я не хочу в открытую заявлять о гомосексуальности всех трёх упомянутых гениев. Однако, основания для такой гипотезы имеются. Но, я начал писать эту статью не для того, чтобы покопаться в чужой личной жизни. А для того, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок. Пора уже обратиться к Рафаэлю.
Ему, бедолаге, сильно досталось от многих критиков и историков искусства за связь с молодой римлянкой Маргеритой Лути, которая была дочкой булочника (Форнарина). Они почему-то увидели нечто постыдное в том, что молодой художник увлекся своей моделью и (или) в том, что он использовал внешний вид своей дамы в религиозной живописи. Другие наоборот, с пеной у рта оправдывают Рафаэля, доказывая, что «ничего такого не было». Лично я считаю и то и другое обвинение, даже при полной правдивости и доказанности, абсолютной фигнёй. Вам-то господа, какое дело?
Связь молодого (и холостого!) художника со своей натурщицей — это вполне нормально, а морализды пусть идут лесом.
Видимо так же считал и Энгр.
Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814:
1
История о прекрасной дочери булочника так волновала Энгра (а, может быть, заказчики были настоль щедры), что мастер возвратился к этому сюжету спустя 3о лет
Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и дочь булочника. 1840е:
2
Тема Рафаэля и Форнарины интересовала не только Энгра.
Ламберт Матье (Бельгия, 1804-1861). Рафаэль и его муза Форнарина. 1846:
3
Франческо Валапетра (1836-1908, Италия) Рафаэль и Форнарина. 1866:
4
Даже один из величайших гениев пейзажа, когда-либо творивших на Земле, англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851), считал нужным «помянуть» Рафаэля в своём творчестве.
Уильям Тёрнер. Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит картины для украшения лоджий Ватикана* 1820:
5
* Это те самые лоджии, о которых матушка Екатерина, топнув ножкой, сказала: «Хочу» и в Петербурге появилась копия
Кстати, Энгр изобразил ещё один романтический момент, связанный с Рафаэлем.
Жан Огюст Доминик Энгр. Кардинал Биббиена представляет свою племянницу в качестве невесты для Рафаэля. 1813-1814:
6
Просьбу кардинала Рафаэль вежливо «продинамил»
Получается странная вещь. Из всех великих фигур времён Высокого Ренессанса, только откровенно гетеросексуальный Рафаэль заслужил упрёки за свою личную жизнь. Только…
Не торопитесь злорадно говорить о том, что «ага, я так и знал, они на Западе уже тогда были такими!» Не торопитесь потому, что претензии в адрес Рафаэля все забыли уже как минимум к началу 18 века, а вот с новой силой они вспыхнули в конце 19-го, начале 20-го. В России. У нескольких русских мыслителей т. наз «серебряного века» вы найдёте весь прежний пучок старых сплетен о Рафаэле и Форнарине. И вовсе не как сюжет для романа, а как повод для гневных обличений. Дескать как он смел сочетать «высокое служение художника» и половое влечение (между строк читаем «да ещё и к простолюдинке») и уж тем более «ужасным преступлением» является использование её лица в религиозных картинах.
Мари-Филипп Купен де ла Купери (1773-1851, Франция). Рафаэль поправляет волосы Форнарины перед тем, как написать ее портрет. 1824:
7
За это в бедного Рафаэля нашими морализдами от культурки было выпущено такое количество стрел и копий, что виртуально он стал похож на Святого Себастьяна.
А знаете какой вывод делался из всего этого? Держитесь за кресло, упадёте: «А всё это потому, что Запад давно отрёкся от традиционных ценностей, вот у нас на святой Руси никогда такого не было!». В общем, как говаривал один политический деятель «у нас что ни делай, всё КПСС выходит».
Да ну их, мыслителей-морализдов вместе с адептами «особого путю». Вернёмся лучше к Рафаэлю.
Одним из самых известных произведений Рафаэля считается «Сикстинская Мадонна» (1512-1513). Процесс работы над ней представлен на коллективном полотне двух братьев-немцев, проведших, правда, почти всю творческую жизнь в Риме.
Франц Рипенхаузен (1786-1831) и Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Сон Рафаэля. 1820:
8
Рафаэль внезапно умер в относительно молодом возрасте (37 лет), 6 апреля 1520 г. Надпись на его гробнице известна почти всем: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Уже упоминаемый нами Йоханнес Рипенхаузен, на сей раз в одиночестве, без брата, запечатлел смерть Рафаэля.
Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Смерть Рафаэля:
9
Посмертные почести Рафаэлю. Гравюра с картины Пьера-Ноласка Бержере (1782-1863, Франция):
10
Я думаю, что самому Рафаэлю и миллионам его зрителей глубоко безразличны выпады ханжей, марающих бумагу злобными пасквилями о том, что художник будто бы «предал своё предназначение» пойдя на поводу у плотской любви. Будь то хоть завистники-современники, хоть деятели так называемого «русского религиозного ренессанса»
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Вынужден сразу предупредить. Для некоторых эта статья покажется чересчур жёсткой. Однако, из песни слова не выкинуть, как гласит народная мудрость."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kogo_schitat_nomerom_1-65361/"}, "string": "Вчера, я обещал рассказать"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", какие претензии предъявлялись к Рафаэлю (как при жизни, так и после смерти, особенно на рубеже 19-20 веков). Но начнём мы издалека. Поговаривают, что Сандро Боттичелли всю жизнь вздыхал по рано умершей Симонетте Веспуччи. Но, во-первых, та была возлюбленной представителя всесильного клана Медичи, то есть явно не парой «простому художнику», а во-вторых, есть очень высокая вероятность того, что история платонической любви Боттичелли и Симонетты – поздний вымысел. Впоследствии душа художника была изнасилована религиозным психом – Савонаролой, тут уж не до женщин. Как бы то ни было, создатель великолепных женских образов Сандро Боттичелли никогда не был женат. В жизни Леонардо да Винчи женщин не было вообще, в принципе. Вазари намекал на то, что художник всегда предпочитал общество юношей-учеников, но это скажем так, просто намёки. Другое дело, что и Боттичелли и Леонардо были весьма близки (духовно) Платоновской Академии во Флоренции – одного из главных интеллектуальных центров Ренессанса. А в этом заведении открытым текстом провозглашалось, что благородный, возвышенный и интеллектуально утончённый человек не может интересоваться низменной связью с женщиной и должен…предпочитать искусства и юношей. В жизни Микеланджело женщин тоже не было. Была переписка с одной знатной и образованной дамой в зрелом возрасте, не более того. Интересный создаётся фон, не правда ли? Нет, я не хочу в открытую заявлять о гомосексуальности всех трёх упомянутых гениев. Однако, основания для такой гипотезы имеются. Но, я начал писать эту статью не для того, чтобы покопаться в чужой личной жизни. А для того, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок. Пора уже обратиться к Рафаэлю. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ему, бедолаге, сильно досталось от многих критиков и историков искусства за связь с молодой римлянкой Маргеритой Лути, которая была дочкой булочника (Форнарина). Они почему-то увидели нечто постыдное в том, что молодой художник увлекся своей моделью и (или) в том, что он использовал внешний вид своей дамы в религиозной живописи. Другие наоборот, с пеной у рта оправдывают Рафаэля, доказывая, что «ничего такого не было». Лично я считаю и то и другое обвинение, даже при полной правдивости и доказанности, абсолютной фигнёй. Вам-то господа, какое дело? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Связь молодого (и холостого!) художника со своей натурщицей — это вполне нормально, а морализды пусть идут лесом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Видимо так же считал и Энгр. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "07 IngresRaffaelAndFornarina.jpg", "filesize": 901453, "height": 2395, "pic_id": 219661, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/07_IngresRaffaelAndFornarina.jpeg", "width": 1969}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История о прекрасной дочери булочника так волновала Энгра (а, может быть, заказчики были настоль щедры), что мастер возвратился к этому сюжету спустя 3о лет"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и дочь булочника. 1840е:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "08_Энгр.jpg", "filesize": 193048, "height": 1024, "pic_id": 219662, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/08_%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D1%80.jpeg", "width": 808}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тема Рафаэля и Форнарины интересовала не только Энгра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ламберт Матье (Бельгия, 1804-1861). Рафаэль и его муза Форнарина. 1846:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "09 Lambert_Mathieu_Raphael_and_his_muse_La_Fornarina_1846.jpg", "filesize": 133667, "height": 1024, "pic_id": 219663, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/09_Lambert_Mathieu_Raphael_and_his_muse_La_Fornarina_1846.jpeg", "width": 838}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Франческо Валапетра (1836-1908, Италия) Рафаэль и Форнарина. 1866:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11 Francesco_valaperta,_raffaello_e_la_fornarina,_1866_(varese,_civico_museo_d'arte_m._e_cont.).jpg", "filesize": 119869, "height": 801, "pic_id": 219664, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/11_Francesco_valaperta_raffaello_e_la_fornarina_1866_varese_ci_0ayYFiL.jpeg", "width": 585}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже один из величайших гениев пейзажа, когда-либо творивших на Земле, англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851), считал нужным «помянуть» Рафаэля в своём творчестве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уильям Тёрнер. Рафаэль, сопровождаемый Форнариной, готовит картины для украшения лоджий Ватикана* 1820:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "12 Joseph_Mallord_William_Turner_074.jpg", "filesize": 535474, "height": 1660, "pic_id": 219665, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/12_Joseph_Mallord_William_Turner_074.jpeg", "width": 3200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "* Это те самые лоджии, о которых матушка Екатерина, топнув ножкой, сказала: «Хочу» и в Петербурге появилась копия"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, Энгр изобразил ещё один романтический момент, связанный с Рафаэлем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жан Огюст Доминик Энгр. Кардинал Биббиена представляет свою племянницу в качестве невесты для Рафаэля. 1813-1814:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "13 800px-Jean-Auguste-Dominique_Ingres_-_The_Betrothal_of_Raphael_and_the_Niece_of_Cardinal_Bibbiena_-_Walters_3713.jpg", "filesize": 133335, "height": 1024, "pic_id": 219666, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/13_800px-Jean-Auguste-Dominique_Ingres_-_The_Betrothal_of_Raph_rTLu3m7.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Просьбу кардинала Рафаэль вежливо «продинамил» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Получается странная вещь. Из всех великих фигур времён Высокого Ренессанса, только откровенно гетеросексуальный Рафаэль заслужил упрёки за свою личную жизнь. Только…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не торопитесь злорадно говорить о том, что «ага, я так и знал, они на Западе уже тогда были такими!» Не торопитесь потому, что претензии в адрес Рафаэля все забыли уже как минимум к началу 18 века, а вот с новой силой они вспыхнули в конце 19-го, начале 20-го. В России. У нескольких русских мыслителей т. наз «серебряного века» вы найдёте весь прежний пучок старых сплетен о Рафаэле и Форнарине. И вовсе не как сюжет для романа, а как повод для гневных обличений. Дескать как он смел сочетать «высокое служение художника» и половое влечение (между строк читаем «да ещё и к простолюдинке») и уж тем более «ужасным преступлением» является использование её лица в религиозных картинах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мари-Филипп Купен де ла Купери (1773-1851, Франция). Рафаэль поправляет волосы Форнарины перед тем, как написать ее портрет. 1824:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "10 Raphael_Adjusts_Fornarina's_Hair_before_Painting_Her_Portrait_by_Marie-Philippe_Coupin_de_la_Couperie.jpg", "filesize": 650645, "height": 1920, "pic_id": 219667, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/10_Raphael_Adjusts_Fornarinas_Hair_before_Painting_Her_Portrai_hd7EhZK.jpeg", "width": 1550}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За это в бедного Рафаэля нашими морализдами от культурки было выпущено такое количество стрел и копий, что виртуально он стал похож на Святого Себастьяна. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А знаете какой вывод делался из всего этого? Держитесь за кресло, упадёте: «А всё это потому, что Запад давно отрёкся от традиционных ценностей, вот у нас на святой Руси никогда такого не было!». В общем, как говаривал один политический деятель «у нас что ни делай, всё КПСС выходит». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да ну их, мыслителей-морализдов вместе с адептами «особого путю». Вернёмся лучше к Рафаэлю. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из самых известных произведений Рафаэля считается «Сикстинская Мадонна» (1512-1513). Процесс работы над ней представлен на коллективном полотне двух братьев-немцев, проведших, правда, почти всю творческую жизнь в Риме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Франц Рипенхаузен (1786-1831) и Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Сон Рафаэля. 1820:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "8", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "14 Riepenhausen_Raphael's_dream.jpg", "filesize": 51057, "height": 495, "pic_id": 219668, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/14_Riepenhausen_Raphaels_dream.jpeg", "width": 549}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рафаэль внезапно умер в относительно молодом возрасте (37 лет), 6 апреля 1520 г. Надпись на его гробнице известна почти всем: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже упоминаемый нами Йоханнес Рипенхаузен, на сей раз в одиночестве, без брата, запечатлел смерть Рафаэля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Йоханнес Рипенхаузен (1787-1860). Смерть Рафаэля:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "9", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15 Johannes_Riepenhausen_-_Der_Tod_Raffaels.jpg", "filesize": 591286, "height": 1198, "pic_id": 219671, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/15_Johannes_Riepenhausen_-_Der_Tod_Raffaels.jpeg", "width": 1701}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Посмертные почести Рафаэлю. Гравюра с картины Пьера-Ноласка Бержере (1782-1863, Франция):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "10", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "16 The_deathbed_of_Raphael_Sanzio_at_Rome_in_1547._Engraving_by_Wellcome_V0006941.jpg", "filesize": 3145399, "height": 2128, "pic_id": 219672, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/04/16_The_deathbed_of_Raphael_Sanzio_at_Rome_in_1547._Engraving_b_5Q3nf0R.jpeg", "width": 3350}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я думаю, что самому Рафаэлю и миллионам его зрителей глубоко безразличны выпады ханжей, марающих бумагу злобными пасквилями о том, что художник будто бы «предал своё предназначение» пойдя на поводу у плотской любви. Будь то хоть завистники-современники, хоть деятели так называемого «русского религиозного ренессанса» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Предыдущие статьи цикла:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/svoi_o_svoih_epizod_i-63425/"}, "string": "Свои о своих, эпизод I "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kraski_i_zapretnaja_ljubov-63995/"}, "string": "Краски и запретная любовь"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/vzgljad_na_gigantov-64607"}, "string": "Взгляд на гигантов"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/kogo_schitat_nomerom_1-65361/"}, "string": "Кого считать номером 1"}], "attributes": []}], "selectedRange": [147, 147]}
Да в общем-то некоторые были весьма известны, например русские философы Серебряного века. Но, это не значит, что они не могли ошибаться. Более того, я придерживаюсь того мнения, что борьба с обычной, естественной сексуальностью (в том числе и в философском смысле) отчасти и породила современную ситуацию
Комментарии 48