3
Стерео-сюжет (5) | Паблико
144 подписчики

Стерео-сюжет (5)


05 окт 2022 · 09:49    

Моя рубрика «Стерео-сюжет» - это два (а иногда и больше) взгляда разных художников на нечто весьма схожее – человек, предмет, явление и т. п. Сегодня в выпуске: Волны и «два» апостола Андрея. 

******

Ты, волна моя, волна

Иван Яковлевич Билибин. Книжная иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. 1905:



1-1


Что будет дальше, я думаю, все уже поняли. Одно из самых известных произведений изобразительного искусства во всём мире. 

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823—1831:



1-2


Такой вот «Пушкин на японский манер». На пену (гребешки волн) посмотрите. Ведь почти один к одному.

Только люди в разных плавсредствах перемещаются. У нас в бочках (совсем как в «Хоббите») а там в лодках... И. Я. Билибин вполне мог видеть (и скорее всего видел) работу Хокусая. Но, я бы не стал называть это плагиатом. Мода на японскую гравюру вполне могла прийти из Франции, где цвела пышным цветом. А «Мир искуссники» (к числу которых принадлежал Билибин) часто глядели в сторону Франции. Так что, назовём это: творческое заимствование с понятной линией. 

*******

Апостол Андрей и апостол Андрей 

Конечно, любимого апостола сразу нескольких стран писали не только эти двое художников. Просто, именно эти два «портрета» показались мне наиболее схожими, несмотря на некоторые различия. 

Неаполитанец Хосе де Рибера, по какому-то странному недоразумению считающийся испанским художником, писал апостола Андрея несколько раз. Наверняка с натуры, с кого-то из неаполитанских бедняков. Для сегодняшней публикации я выбрал этот портрет. 

Хосе де Рибера. Апостол Андрей 1631. Музей Прадо, Мадрид:



2-1


Антон Павлович Лосенко учился какое-то время в Риме. Мог ли он видеть эту работу Риберы, или несколько иных, схожих святых (неаполитанцев) С учётом того, что тут все тропинки ведут к Караваджо, то если не эту и не Риберу, то что-то схожее точно мог. Хотя, «наш» Андрей написан всё-таки не так смело с точки зрения светотеневых фокусов. Да и выражение лица чуть более театральное. Можно конечно списать всё на разницу между барокко и классицизмом, но лучше, на мой взгляд, просто пристально сравнить две картины.

Антон Лосенко. Апостол Андрей. Государственный Русский музей:



2-2


Предыдущие выпуски «Стерео-сюжета» - Первый, второй, третий, четвёртый.

Моя рубрика «Стерео-сюжет» - это два (а иногда и больше) взгляда разных художников на нечто весьма схожее – человек, предмет, явление и т. п. Сегодня в выпуске: Волны и «два» апостола Андрея. 

******

Ты, волна моя, волна

Иван Яковлевич Билибин. Книжная иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. 1905:



1-1


Что будет дальше, я думаю, все уже поняли. Одно из самых известных произведений изобразительного искусства во всём мире. 

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823—1831:



1-2


Такой вот «Пушкин на японский манер». На пену (гребешки волн) посмотрите. Ведь почти один к одному.

Только люди в разных плавсредствах перемещаются. У нас в бочках (совсем как в «Хоббите») а там в лодках... И. Я. Билибин вполне мог видеть (и скорее всего видел) работу Хокусая. Но, я бы не стал называть это плагиатом. Мода на японскую гравюру вполне могла прийти из Франции, где цвела пышным цветом. А «Мир искуссники» (к числу которых принадлежал Билибин) часто глядели в сторону Франции. Так что, назовём это: творческое заимствование с понятной линией. 

*******

Апостол Андрей и апостол Андрей 

Конечно, любимого апостола сразу нескольких стран писали не только эти двое художников. Просто, именно эти два «портрета» показались мне наиболее схожими, несмотря на некоторые различия. 

Неаполитанец Хосе де Рибера, по какому-то странному недоразумению считающийся испанским художником, писал апостола Андрея несколько раз. Наверняка с натуры, с кого-то из неаполитанских бедняков. Для сегодняшней публикации я выбрал этот портрет. 

Хосе де Рибера. Апостол Андрей 1631. Музей Прадо, Мадрид:



2-1


Антон Павлович Лосенко учился какое-то время в Риме. Мог ли он видеть эту работу Риберы, или несколько иных, схожих святых (неаполитанцев) С учётом того, что тут все тропинки ведут к Караваджо, то если не эту и не Риберу, то что-то схожее точно мог. Хотя, «наш» Андрей написан всё-таки не так смело с точки зрения светотеневых фокусов. Да и выражение лица чуть более театральное. Можно конечно списать всё на разницу между барокко и классицизмом, но лучше, на мой взгляд, просто пристально сравнить две картины.

Антон Лосенко. Апостол Андрей. Государственный Русский музей:



2-2


Предыдущие выпуски «Стерео-сюжета» - Первый, второй, третий, четвёртый.

Читайте также

Комментарии 44

Войдите для комментирования
■ Густуфан Кортес 19 янв 2023 в 22:16
Очень интересная статья. Большое спасибо за статью! Лайки и клики!
■ Владимир Меркулов 20 янв 2023 в 15:37
Благодарю за добрые слова!
■ Густуфан Кортес 18 фев 2023 в 22:46
Всегда пожалуйста! Взаимно! Благодарю вас за ваши прекрасные статьи! Буду ждать вас на своих каналах "Путешествия" и "Густуфан Кортес".
■ сосмыслом 07 окт 2022 в 21:46
Однако, барашки волн особенно похожи
■ Владимир Меркулов 07 окт 2022 в 21:51
Вот-вот, по-моему просто 1 к 1
■ Феникс 06 окт 2022 в 08:33
Интересная статья, прочитала с удовольствием
■ Владимир Меркулов 06 окт 2022 в 08:49
Спасибо!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ