01 фев 2023 · 17:29    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой части повествования рассказ о скитаниях лидера венгерских повстанцев после поражения. В прошлой части я показал вам знаменитый портрет. Вот этот (уж извините за повтор, нужно для сюжета) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Адам Маньоки. Портрет Ференца Ракоци II около 1712. Венгерская национальная галерея. Будапешт "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "370057_original.jpg", "filesize": 145044, "height": 1000, "pic_id": 401841, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/370057_original_UWotTSr.jpeg", "width": 834}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А потом я задал вопрос «Где был написан портрет?». Некоторые наверное подумали, что я совсем исписался и трачу их драгоценное время на такую ерунду, как место написания портрета, пусть даже знаменитого. Нет, дорогие мои, мы исследуем такое явление, как монарший двор в изгнании. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1711 - 1712 «штаб-квартира» лидера венгерских повстанцев находилась: в Петербурге, в польско-немецком Гданьске, в Версале. Как вам странствия? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё в 1707 послы Ракоци тайком посетили царя Петра. Был подписан тайный договор о помощи со стороны России венгерским повстанцам. Кстати, русский двор был главным покупателем знаменитого токайского вина. Конечно у меня нет прямых доказательств, но вполне возможно, что поставки шли и с территорий, контролируемых восставшими. Нужна же им экономическая база. В 1707 не сложилось. Как вы знаете, активизировался Карл Шведский и пришлось его бить под Полтавой. А в 1711 происходит Прутская катастрофа – полный провал военной компании против Османской Турции – формального союзника Ракоци. В общем, скорый визит «главы Венгрии в изгнании» в 1712 в Петербург оканчивается ничем. Россия симпатизирует, но помочь не может. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ракоци пытается пробраться в Англию (не могу понять смысла этого хода), но ему отказано во въезде. Тогда он поселяется в Версале, при дворе Людовика XIV. Надо сказать, выбор достаточно надёжен. Конфликт между Бурбонами и Габсбургами – давняя пружина европейской истории. Своими корнями уходит ещё в XV век, когда интересы французских Валуа и тех же Габсбургов пересеклись в Италии, на Рейне, в Нидерландах. В конце XVII века сюда добавляется ещё и война за испанское наследство. Так что у Вены не было более принципиального противника, чем Версаль. Кроме того, уже в XVII веке начинает формироваться, а к началу XVIII окончательно сформирован союз Франции и Османской империи, опять-таки против Габсбургов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь версия для любителей конспирологии. Нам известно, что Адам Маньоки учился в Париже у Никола де Ларжильера, одного из придворных художников последних лет правления Людовика XIV. Может быть молодого венгра из протестантской семьи «приставили» к «главе Венгрии в изгнании» Ференцу Ракоци II, посоветовав его как хорошего художника? А что? Случаи совмещения живописной и дипломатической (в том числе шпионской) карьеры, они ведь даже не с Рубенса начались, а как минимум, с ван Эйка. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, снова возникает вопрос где был написан этот портрет. Наконец, в одном из источников удалось найти ответ - знаменитый портрет написан в 1712 году в Гданьске в качестве дара Августу Сильному – королю Саксонии и Польши, главному союзнику Петра 1 в Северной войне. Написан скорее всего по инициативе вот этой вот дамы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Адам Маньоки. Шарлота Амалия фон Гессен-Ванфрид (1679-1722). 1707. Венгерская национальная галерея. Будапешт "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "372754_original.png", "filesize": 711809, "height": 768, "pic_id": 401864, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/01/372754_original.jpeg", "width": 631}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это супруга Ференца Ракоци II. Как следует из полного ФИО – принцесса из Гессенского дома. Как видите, претенденты на венгерский трон завели моду искать невест среди мелкопоместных германских монархов раньше, чем Романовы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ференц Ракоци II так и проведёт остаток дней в изгнании. Следы его обнаруживаются в Константинополе, Галлиполи, Трансильвании*. Последние годы жизни (до 1735) он проводит на северном берегу Мраморного моря в Родосто (ныне Текирдаг, европейская часть Турции). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "* Написав это слово, не могу не воспользоваться поводом, и не высказать своё презрительное «фи» массовому организованному турбизнесу. Это вы лично виновны в превращении региона с интереснейшей историей в аттракцион для безмозглых дебилов. Сложно придумать более отвратительную трансформацию. Раз уж вам так охота рубить бабло на превращении массового отпускника в клинического идиота, печатайте хотя бы опровержения мелким шрифтом под своей рекламой дракулизьму, о том, что Трансильвания - это не только та жиденькая субстанция, которую вы льёте в мозги, а"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "регион с интереснейшей историей, архитектурой и природой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но на этом не закончились пересечения нашего главного героя и лиц, определявших в той или иной степени европейскую политику. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот тут я потру злорадно руки. В творческом наследии Адам Маньоки обнаружился … портрет Леопольда I. Кто это и почему его портрет – рождение новой интриги – в следующей части рассказа "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4173, 4173]}
Комментарии 36