12 апр 2022 · 12:21    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Есть такое выражение - «художник одной картины». Часто его употребляют незаслуженно, обижая тем самым выдающихся мастеров. Ну разве Алексей Кондратьевич Саврасов виноват в том, что глуповатая публика не знает ничего, кроме прилетевших грачей? Однако, для художника, о котором мы будем говорить сегодня, эти слова абсолютно верны."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Константин Дмитриевич Флавицкий действительно вошёл в историю автором одной великой картины. Тут и спорить то особо не с чем. Тем более, что всего произведений в его творческой биографии насчитывается меньше десятка. Кроме того, в истории, предшествующей написанию главного шедевра Флавицкого, есть много интересного и поучительного."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Костя Флавицкий родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. К сожалению, он рано стал сиротой и провёл семь лет в воспитательном доме. Однако, благодаря Обществу поощрения художников, он смог поступить в Петербургскую академию художеств."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Окончание обучения в академии художеств означало участие в выпускном конкурсе. Победители награждались Большой золотой медалью Академии. Тематика конкурсных работ определялась самой Академией. В 1855 Константин Флавицкий побеждает в конкурсе вот с этой картиной"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"К.Д.Флавицкий. Дети Иакова продают своего брата Иосифа. 1855","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"01 Дети Иакова продают своего брата Иосифа_1855_обработано.jpg","filesize":805573,"height":986,"pic_id":38125,"url":"/files/article_image/2022/04/12/01_%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D0%98%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%82_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B0_1855_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1299}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Академическое произведение вполне в рамках стиля учителя Флавицкого в Академии профессора Фёдора Антоновича Бруни. Следует учесть, что Большая золотая медаль означала, кроме всего прочего, 6 летнюю командировку в Италию для «повышения квалификации» за казённый счёт."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 1856 Константин Флавицкий отбыл в Италию, где присоединился к большой и дружной колонии русских художников (и не только) и где провёл весь положенный 6 летний срок (до 1862)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"То, о чём вы прочитаете дальше, будет исключительно моей версией биографии художника. По крайней мере, я нигде ничего подобного в доступных источниках не встречал. Но и я тоже не проводил никаких специальных изысканий, а просто сопоставил некоторые факты, лежащие на поверхности и на их основании, сделал собственную реконструкцию событий. Вы вправе отвергнуть её как недостаточно доказанную."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Итальянских работ Константина Флавицкого до нас дошло очень мало (как и его работ вообще). Многие русские художники, находясь за границей, регулярно пересылали на родину «с оказией» свои произведения. «Оказией» тогда, как правило, были корабли военно-морского или торгового флота. Возможно так к нам попала вот эта картина."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"К.Д.Флавицкий. Итальянка. 1860","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"02 Итальянка_(1860)_Калужский_художественный_музей_обработано.jpg","filesize":703764,"height":1200,"pic_id":38126,"url":"/files/article_image/2022/04/12/02_%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B0_1860_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":960}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Однако, малочисленность картин Флавицкого итальянского периода, позволяют предположить, что он был занят каким-то большим проектом. И предположения наши не так уж и беспочвенны. Давайте вспомним, что в истории русской живописи были к тому моменту уже два триумфальных возвращения с «большой картиной» из Италии."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Конечно, это «Последний день Помпеи» (картина оказалась в России в 1834, а её автор на рубеже 1835 и 36) и «Явление Христа народу», возвращение автора которой, А.Иванова из Рима в Россию состоялось в 1858, как раз в период пребывания Флавицкого в Италии. Почему-то эти общеизвестные факты никто не приложил к биографии нашего героя. Я уверен в том, что его замысел был очевиден – вернуться в Россию с «большой картиной». Добавим ещё и то, что наставник Флавицкого, Ф.А.Бруни, свою самую известную картину «Медный змий» также начинал писать в Риме (правда, заканчивал уже в Петербурге). Да и вообще, к чему все эти догадки, когда план свой художник смог реализовать, и это лучше всего свидетельствует о том, что именно так всё и было задумано."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 1862 Константин Флавицкий возвращается из Рима и везёт в Россию свою главную (как он думал) картину \"Христианские мученики в Колизее\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Прежде чем узнать, что произошло дальше, надо понять, что в Академии художеств, а, значит, и в официальных художественных кругах, существовала чёткая иерархия жанров. Главным жанром считалась живопись историческая (сюда же относилась библейская и мифологическая). Чуть меньше ценился портрет. Все прочие жанры располагались на низших ступенях иерархии. И подобное было не только в России. Соответственно в середине XVIII века было 2 «главы» национальной школы. Это великий Карл Брюллов (вполне заслуженно) и учитель К.Флавицкого Фёдор Бруни (в силу особой любви начальства к последнему). Помните, я даже "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/objazyvajuschaja_familija_-10659/"},"string":"рассказывал вам"},{"type":"string","attributes":{},"string":" о том, что что после открытия Нового Эрмитажа в 1851 их главные картины висели рядом в так называемом «Зале русской школы»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Эдуард Петрович Гау. Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской школы","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"03_Эдуард Гау_Зал русской школы_обработано.jpg","filesize":1139499,"height":793,"pic_id":38127,"url":"/files/article_image/2022/04/12/03_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%93%D0%B0%D1%83_%D0%97%D0%B0%D0%BB_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Слева «Медный змий» Ф.Бруни, справа «Последний день Помпеи»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Так вот, несмотря на то, что К.Д.Флавицкий учился у Ф.А.Бруни, он всегда испытывал трепет и благоговение перед К.П.Брюлловым. Я считаю, что именно эти обстоятельства в совокупности и сыграли с ним злую шутку."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Теперь пора и взглянуть на картину, привезённую из Италии"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"К.Д.Флавицкий. Христианские мученики в Колизее. 1862","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"04_Христианские мученики в Колизее_обработано.jpg","filesize":1489275,"height":1229,"pic_id":38128,"url":"/files/article_image/2022/04/12/04_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B5%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1713}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Она и сейчас занимает видное место в экспозиции Русского музея. Однако, приглядитесь. Вас ничего не смущает? А так? Если рядом "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"К.П.Брюллов. Последний день Помпеи","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"05_Последний день Помпеи.jpg","filesize":597949,"height":1400,"pic_id":38129,"url":"/files/article_image/2022/04/12/05_%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%B8.jpeg","width":1995}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Константин Флавицкий наделал просто огромное количество «цитат» из картины своего кумира. В первую очередь в фигурах и освещении. Совет Академии оказался в лёгком замешательстве и ограничился протокольной «благодарностью». Возможно, Флавицкий не сумел угодить ни одной из двух главных «партий» Академии. Для сторонников Ф.Бруни картина была слишком «брюлловская», для почитателей Брюллова слишком вторичная. Со вторыми я склонен согласиться. Ещё молодой Иван Николаевич Крамской назвал картину «трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Это был полный провал. Ставка художника на возвращение из Италии с «большой картиной» потерпела фиаско. В биографии Флавицкого всегда пишут, что за «Христианских мучеников в Колизее» он получил право называться вольным общником Академии художеств. Видимо только чувство деликатности по отношению к давно умершему художнику не позволяет его биографам сказать, что вольный общник - это один из самых низких результатов, на которые мог рассчитывать тогдашний выпускник Академии, вернувшийся из-за границы. До бунта передвижников и последующей реформы Академии все более-менее известные художники работали в «чине» академиков Императорской Академии художеств. Так, Александр Андреевич Иванов получил его ещё в 1836, когда он ещё только обдумывал замысел «Явления Христа народу». В общем, благодарность и звание вольного общника - это вежливая маскировка глобальной неудачи 32 летнего художника Флавицкого. По сравнению с его замыслом, с масштабом его работы, результат оказался ничтожен и, уж в любом случае, он даже и рядом не может быть поставлен с «Последним днём Помпеи» и «Явлением Христа народу»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А вот дальше началось самое интересное. Константин Дмитриевич Флавицкий не сломался. Он не запил, не бросил живопись, одним словом, не сдался. Кроме того, он «пошёл другим путём». И уже в 1864 году на выставке в Академии глазам публики предстала"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"К.Д.Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"06_Княжна Тараканова. 1864г_обработано.jpg","filesize":2347344,"height":1845,"pic_id":38133,"url":"/files/article_image/2022/04/12/06_%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B6%D0%BD%D0%B0_%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0._1864%D0%B3_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg","width":1400}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Я не буду здесь пересказывать сюжет картины. Он слишком хорошо известен. Скажу только, что обозревавший выставку Александр II распорядился в каталоге картин сделать отметку, что «сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Пожалуй, с монархом отчасти стоит согласиться, так как узница Петропавловской крепости с фамилией Тараканова умерла примерно за 2 года до наводнения 1777 года (310 сантиметров выше ординара), которое подразумевается художником."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И тем не менее, картина стала настоящей сенсацией выставки. Константин Флавицкий не только добился личного успеха. Он «развернул» историческую живопись России в сторону серьёзной драмы. Именно по этому пути пойдут В.И.Суриков, Н.Н.Ге и другие. Но в 1864 году все картины*, написанные на сюжеты из отечественной истории либо откровенно водевильны, либо состоят из принимающих патетические позы персонажей в античных тогах. Василий Иванович Суриков ещё красноярский юноша, только начинающий пробовать свои силы небольшими акварельными зарисовками, И.Е.Репин - молоденький вольнослушатель Академии художеств, а до появления картины Н.Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» ещё целых 7 лет."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"* Я бы сделал исключение только для картины Вячеслава Григорьевича Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына», но это тот же 1864 год."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Так что Константин Дмитриевич Флавицкий с полным правом может считаться первым художником, серьёзно прикоснувшимся к теме русской истории, пусть даже на полулегендарном материале. По крайней мере, всё, что было потом, в конце XIX века – это продолжение той же линии. Художник не только не сломался после неудачи, но и нашёл свой путь, отказавшись от подражания великому Брюллову, поднялся на новую высоту, ещё немного, и он вполне мог бы сам стать великим."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Увы, развить успех и свои собственные находки Константину Флавицкому было не суждено. Уже в сентябре 1866 года он скончался от туберкулёза. Даже переговоры о покупке главной картины художника, которые начал вести Павел Михайлович Третьяков, закончились с братьями Флавицкого."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Однако, я уверен в том, что теперь, когда вы знаете обстоятельства, предшествующие созданию «Княжны Таракановой» (даже если вы не согласны с моей версией) имя Константин Дмитриевич Флавицкий будет значить для вас нечто большее, чем просто «художник одной картины»"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[9001,9001]}
Комментарии 1