21 фев 2022 · 11:35    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@vlmerkulov/snova_o_prage_ne_propustite_eto_mesto_-5972/"},"string":"Вчера мы с вами говорили о бывшем монастыре св.Анежки (Агнессы) Чешской"},{"type":"string","attributes":{},"string":", в котором ныне находится часть экспозиции Пражской Национальной галереи. А сегодня, я хотел бы показать вам работы одного из удивительных мастеров, представленные в этой галерее. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Про многих выдающихся художников говорят: «Он опередил своё время». Наш сегодняшний герой не стремился вперёд, не был новатором. Он не только не опережал свою эпоху, но и скорее всего отставал по некоторым параметрам. И тем не менее, оставил нам в наследство чудесные произведения искусства."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Благовещение. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"1.jpg","filesize":572836,"height":1200,"pic_id":17470,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/1.jpeg","width":1129}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Я не знаю его имени. И никто не знает. Это было характерно для той эпохи. Имя художника полагалось чем-то малозначащим. Работы не подписывались. Гораздо позже, чтобы хоть как-то различать этих великих анонимов прошлого, искусствоведы дали им условные «имена». Часто по главным произведениям. Сегодняшнему нашему герою досталось такое – Мастер Вышебродского алтаря. Точные годы его жизни также неизвестны – примерно середина XIV века. Самые догадливые из читателей, наверное, уже поняли, что он был чехом. Его главное произведение, с именем которого он и вошёл в историю, датируется примерно 1345-1350 годами. Это были самые первые годы удивительного культурного подъёма Праги и окрестностей. На какое-то время столица Чехии стала политическим и художественным центром всей Священной Римской империи. В 1346 году Карл 4 из Люксембургской династии становится королём Чехии и одновременно Германии. А в 1355 его избирают императором. Правление Карла 4 оставило огромный след в истории Чехии и это очевидно хотя бы из известных всему миру названий - Карлов мост, Карлова площадь, Карлов университет, Карловы Вары, замок Карлштейн. Это всё тот самый Карл. Мастер Вышебродского алтаря не был королевским художником, эту должность занимали другие выдающиеся мастера. Но он работал в ту же эпоху, скорее всего при дворе одной из главных аристократических семей королевства."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Обратите внимание на двух павлинов, сидящих сверху на символическом троне Марии. Это древний (как минимум с V века) христианский символ бессмертия и будущего райского состояния души. А какой чудесный Архангел! Вот тут немного крупнее"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Благовещение. Фрагмент. Архангел Гавриил. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"02.jpg","filesize":368248,"height":960,"pic_id":17472,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/02.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Изображение Рождества. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Рождество Христово. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"03.jpg","filesize":461180,"height":1200,"pic_id":17474,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/03.jpeg","width":1101}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А какие здесь великолепные фрагменты! Например, вот этот, который я в шутку называю: «Иосиф у телетайпа»"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Рождество Христово, фрагмент. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"04.jpg","filesize":159271,"height":1200,"pic_id":17477,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/04.jpeg","width":398}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Снова Иосиф, но на сей раз организующий ванночку для Младенца, с помощью оставшейся анонимной помощницы. Посмотрите, какие интересные жесты. Она как будто говорит ему: «Лей больше, не жалей»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Рождество Христово, фрагмент. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"05.jpg","filesize":301600,"height":749,"pic_id":17478,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/05.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Тут даже свой Пётр I есть, правда не Романов, а Рожмберк (Розенберг). Один из представителей знатного аристократического рода, предок которого в 1259 основал Вышебродский монастырь. Видимо при их дворе и работал Мастер. Вот он Пётр I из XIV века с гербом Рожмберков"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Рождество Христово, фрагмент. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"06.jpg","filesize":234108,"height":955,"pic_id":17479,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/06.jpeg","width":865}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Какие элегантные жесты, движения рук и взглядов в эпизоде поклонения волхвов (впрочем, как и во всём цикле)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Поклонение волхвов. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"07.jpg","filesize":536912,"height":1200,"pic_id":17480,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/07.jpeg","width":1109}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А вот это - Гефсиманское моление Христа. Весьма распространённый живописный сюжет"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Гефсиманское моление. 1345-1350. Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"08.jpg","filesize":512312,"height":1200,"pic_id":17481,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/08.jpeg","width":1099}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Да, деревья просто схематично «развешены» на золотом фоне. Но посмотрите на этих замечательных птиц – щегла, снегиря и удода."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В сцене Распятия, несмотря на трагизм происходящего, множество великолепных образов – два ангела, служащий (с кадилом) и ужасающийся (закрывающий лицо руками). Кровь Христа, льющаяся на одежды Богоматери. Светлые образы Марии Магдалины (у подножия Креста) и особенно апостола Иоанна (тем более, в сравнении со злословящим, указывающим пальцем, сзади). Кстати, обратите внимание и апостол Иоанн, и Мария Магдалина и даже два ангела изображены рыжеволосыми. Это интересно потому, что примерно в то же самое время рыжий цвет волос считался чуть ли не указателем на связь с нечистой силой (например, во Франции)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Распятие Христа. 1345-1350 Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"09.jpg","filesize":516571,"height":1200,"pic_id":17483,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/09.jpeg","width":1116}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Последней (только из-за ограничения по числу изображений) покажу замечательную работу Воскресения Христа"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мастер Вышебродского алтаря. Воскресение Христа 1345-1350 Национальная галерея, Прага","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"10.jpg","filesize":544854,"height":1200,"pic_id":17488,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/21/10.jpeg","width":1125}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Дополнительно к увиденному, в этот цикл также входят Снятие с Креста (Оплакивание), Вознесение и Пятидесятница. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Технические ошибки автора с лихвой компенсируются живостью, непосредственностью, искренностью, стремлением придать каждому персонажу индивидуальный, эмоционально окрашенный облик."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Надеюсь, что вам понравились работы этого блестящего анонимного мастера"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[0,71]}
Комментарии 3