05 авг 2023 · 13:02    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжение. Начало "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/zhizneradostnaja_i_zadornaja_gollandka-206271"}, "string": "здесь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/pohoronit_kareru_radi_semi_ne_toropites_ne_vse_tak_prosto-206496/"}, "string": "здесь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В искусствоведческих исследованиях принято писать, что Ян Минсе Моленар «испытал сильное влияние» работ своей жены Юдит Лейстер. Фраза совершенно неудовлетворительная. Просто, большинство людей не задумывается над такими словами. Ну испытал и испытал. Раз умные люди говорят, значит так положено. А зануды вроде меня задают вопросы – испытал где, как и когда. Напомню, брак между ними был заключён в 1635 году. К этому моменту ВСЕ известные нам произведения Юдит Лейстер уже написаны. Напоминаю, мы говорим о 17-м веке. Тогда написание картин тем более в Голландии, это не столько искусство в привычном нам виде, сколько ремесло, мало чем отличающееся от мебельного, например. Картина – это в первую очередь предмет интерьера. В прямом смысле слова. Такой подход подразумевает жёсткую ориентацию на рынок. Готов спорить что к моменту заключения брака почти все картины Юдит были распроданы, а не украшали дом невесты. Как он мог «испытывать влияние»? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар (?) Пара в интерьере:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "A Couple in an Interior_1652_обработано.jpg", "filesize": 3611490, "height": 2183, "pic_id": 660094, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/A_Couple_in_an_Interior_1652_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1838}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, напомню, что Ян до свадьбы тоже был художником, причём, считался художником более успешным. Как же могло осуществляться это самое «влияние». Давайте отбросим искусствоведческий туман. Да, не каждый из нас обладает познаниями в области композиции, рисунка, колорита. Но каждый (я уверен в этом) – здравомыслящий человек. Давайте рассуждать просто. На уровне, доступном любому. Итак, Ян Минсе Моленар создаёт очередной шедевр в мастерской. Ладно, пусть это будет отдельное помещение. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар. Художник в своей студии:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Художник в своей студии_1630-35_обработано.jpg", "filesize": 315891, "height": 555, "pic_id": 660095, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B2_%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B8_1630-35_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 624}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этот момент входит любимая жена с радостным известием о том, что обед готов или с сообщением о том, что у старшенького прорезался первый зубик. Её взгляд невольно падает на неоконченный холст, не забываем, что она тоже профессиональная художница и… что сделает жена? Правильно! Начнёт критиковать – то не так, здесь не этак. Что сделает умный муж, зная о способностях жены? Правильно! Предложит попробовать самой. И пока драгоценный хлебает фасолевый супчик, жена берётся «за старое», то есть за кисть, и начинает поправлять, исправлять, переделывать, доделывать. Разве не могло быть так? Вот это и есть то самое «влияние», которое муж испытывал от жены. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Какие могли быть варианты совместной работы. Их несколько. Первый – в буквальном смысле слова – работа несколькими руками над одним холстом. Довольно распространённая в те времена вещь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар (?) Театральная сцена из пьесы «Lucelle» Bredero. 1639 (Что за пьеса, понятия не имею, если честно):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Theatre Scene from Lucelle, a play by Bredero_1639_обработано.jpg", "filesize": 586705, "height": 672, "pic_id": 660096, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/Theatre_Scene_from_Lucelle_a_play_by_Bredero_1639_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 793}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У художников существовала жёсткая специализация. Посмотрите хотя бы на младших Брейгелей, и не только. Если на картине была, например, Мадонна в венке из роз, то один писал лик, другой – розы и т. д. и т. п. Супругам Моленар-Лейстер было ещё проще. Они изначально работали примерно в одинаковой манере и взаимозаменяемость у них была близка к 100%. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар (?) Весёлая компания, музицирующая и пляшущая. 1637:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Веселая компания, музицирующая и пляшущая_1637_обработано.jpg", "filesize": 2765241, "height": 1532, "pic_id": 660097, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%BF%D0%BB%D1%8F%D1%88%D1%83%D1%89%D0%B0%D1%8F_1637_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй – каждый работает над своей картиной. Третий – кто-то делает черновую работу (как ученики в студии), а кто-то завершает и полирует. В любом случае все картины попадали на рынок под вывеской «Моленар». Этакий товарный знак. Но я напомню, что таков был изначальный расчёт. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар (?) Весёлая компания. 1650е:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Веселая компания_1650е_обработано.jpg", "filesize": 6022634, "height": 2409, "pic_id": 660098, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_1650%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 2880}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Две «фирмы» объединились под вывеской более успешной, а «производственные мощности» остались те же. Вполне логичное поведение для первой буржуазной страны мира, страны, в которой экономика личного обогащения вышла на первый план и официально приветствовалась и поощрялась. Так что красивая сказка о самопожертвовании ради «чадородия» рушится окончательно. Художница Юдит Лейстер никуда не пропала. Она просто стала работать в мини-коллективе и под другим именем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар (?) Улыбающийся юноша в чёрной шляпе с пером и глиняной трубкой на полях:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улыбающийся юноша в чёрной шляпе с пером и глиняной трубкой на полях_обработано.jpg", "filesize": 654992, "height": 886, "pic_id": 660107, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/%D0%A3%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F_%D1%8E%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B0_%D0%B2_%D1%87%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%B5_%D1%81_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%B8_%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0_kYiGEXm.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правда одним всё же пришлось пожертвовать ради заработка. Собственным именем. Лейстер как художницу забыли сразу же после смерти. Четверть века совместной работы с мужем сказались. Даже те картины, которые были написаны ей до свадьбы приписывали или Хальсу или её супругу. Как я уже говорил, повторное открытие произошло лишь в самом конце 19 века. В бухгалтерских книгах (вы будете смеяться, но большинство произведений искусства старых мастеров определяются, датируются и даже называются на основании платёжных ведомостей или юридических документов) все работы шли скопом под названием «куплено у жены Моленара, куплено у семьи Моленара, происходит из мастерской Моленара», а уже через 20-30 лет, кто там будет разбираться, тем более, через 100. Так что, мы до сих пор точно не можем сказать о работах 1636-1660 годов (напомню – дата смерти Юдит Лейстер) где и чья там рука – мужа, жены или совместная. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар (?) Дама у спинета. 1630е-1640е (уж не Юдит ли Лейстер здесь изображена?):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Дама у спинета_между 1630 и 1640_обработано.jpg", "filesize": 4434456, "height": 2540, "pic_id": 660110, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D1%83_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_1630_%D0%B8_1640_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1981}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что искусствоведы? Разве не могут разобраться? Ха! Искусствоведы "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/a_byl_li_voobsche_brat_-4924/"}, "string": "до сих пор спорят о великих произведениях, вроде Гентского алтаря"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", то находя там две руки, то ставя эту версию под сомнение. Тем более, что стиль мужа и жены практически идентичен, или точно стал таким за годы совместной жизни/работы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, всё это моя версия. Она родилась из простого здравого смысла и из безусловного визуального факта – работы Юдит Лейстер и Яна Минсе Моленара абсолютно идентичны по своему духу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Моленар (?) Музицирующая пара:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "8", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Музицирующая пара_обработано.jpg", "filesize": 979654, "height": 1200, "pic_id": 660112, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/05/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 859}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И для меня это то самое необходимое и достаточное доказательство "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5323, 5324]}
Комментарии 12