03 дек 2021 · 08:15    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Отгадайте загадку: «Живой в живом гробу дрожит». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Пока вы думаете, расскажу одну историю. Говорят, у Эжена Делакруа как-то спросили о сабле одного из персонажей его картины. На что художник ответил, что он хотел изобразить не саблю, а её блеск. Делакруа был великим новатором, и вместе с тем замечательно продолжал то, что начиналось до него. Возможно, в этом диалектическом сочетании новаторства и традиции секрет многих великих. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Действительно, изобразить какой-то предмет материального мира при наличии определенных навыков – выполнимая задача. Но бывает, что художник хочет изобразить нечто большее. Например, мощь живого существа. И даже не просто мощь, а некую могучую силу, и, более того, силу управляемую (направляемую). Много вы знаете таких примеров? Пожалуй, сразу вспомнится несколько сцен охоты. Но здесь мы имеем дело с силой враждебной, или, по крайней мере, противостоящей человеку. А я хочу обсудить одну особенную, пусть и хорошо известную историю. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вспоминайте. И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. Вот и ответ на загадку в начале текста."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Я согласен с теми, кто говорит, что книга Ионы не историческая, а художественная. Но интересна всё-таки предполагаемая биология этого процесса. Великий Жак-Ив Кусто посвятил этому целую главу в одной их своих книг и снял фильм «Рыба, которая проглотила Иону». Кусто утверждал, что это ни в коем случае не может быть кит, так как у части китов пищевод слишком узок, чтобы проглотить человека, а у тех, кто может себе это позволить, предусмотрено серьёзное измельчение проглоченной добычи. Француз предположил, что речь идёт о гигантском мероу, рыбе из рода груперов, семейства каменных окуней. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Гигантский мероу. Фото из Википедии","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"27655_original.jpg","filesize":376939,"height":1067,"pic_id":1006,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/12/02/27655_original.jpeg","width":1600}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Вот что пишет Кусто: «Характерным для каменных окуней является захват добычи: они заглатывают ее целиком, буквально одним глотком, и при этом не наносят ей ранений зубами. Далее, в отличие от китообразных, они способны легко отрыгнуть добычу. Чего же еще? Поскольку известно, что мероу заглатывают животных почти такого же размера, как они сами, то при своих габаритах и массе в несколько сотен килограммов они способны проглотить и выплюнуть человека». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"После того, как «кит» заглотил Иону, на свет родилась необыкновенно проникновенная мольба, вопль человека, оказавшегося в отчаянии: «… к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною… Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада…». Продолжение вы помните: И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Пора сводить все сюжетные линии в одну точку. Историю Ионы изображали часто, но лично меня особенно впечатляет вот этот вот вариант. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Питер Ластман. Иона и кит","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"27921_original.jpg","filesize":434737,"height":969,"pic_id":1007,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/12/02/27921_original.jpeg","width":1430}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Питер Ластман (ок. 1583—1633) — нидерландский (голландский) живописец. Помимо всего прочего известен тем, что у него какое-то время учился молодой Рембрандт. Барокко часто упрекают за излишний пафос, театральность, вычурность и часто небезосновательно. Но вот эта пара – Иона и «кит» великолепны. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Помните, я спрашивал в начале как изобразить живую мощь? Питер Ластман справился. Большинство изображений этой части истории Ионы представляют нам лишь широко открытую пасть и самого Иону, выходящего на берег так, как сходят по трапу самолёта «и другие официальные лица». Здесь всё совсем не так. Мощный изгиб тела морского чудища, взъерошенные будто волосы плавники, просто физическое ощущение силы, выталкивающей Иону из чрева, и, наконец, сам Иона, вылетающий как пробка из бутылки шампанского. Ощущение усиливается необычным ракурсом мускулистого тела (хотя кто знает, в какой позе вылетают из чрева китова) и эффектной красной драпировкой. По-моему, великолепно. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Осталось только обратить внимание на то, что передняя часть существа, изображённого Ластманом, вполне себе «рыбья» и даже похожа на обычного морского окуня, повсеместно встречающегося в наших "},{"type":"string","attributes":{"strike":true},"string":"водах"},{"type":"string","attributes":{},"string":" магазинах, а вот задняя – безусловно китовый хвост. Вот так Питер Ластман попытался с помощью кистей и красок в XVII веке осмыслить то же самое, что и Жак-Ив Кусто в XX при помощи пишущей машинки и кинокамеры. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[4335,4335]}
Комментарии 0