Гротеск, необычность, преувеличение, причудливые ракурсы, сложное движение. Барокко? Нет, маньеризм. Впрочем, все эти искусствоведческие термины весьма и весьма условны. Хотя, конечно, некая объективная граница между ними существует.
Один из тех, кто стоял на условно-объективной границе между маньеризмом и барокко – великий нидерландский мастер Хендрик Гольциус (1558-1617). Я считаю, что ему очень обязаны многие, в том числе и сам Рубенс. Творчество Гольциуса, заслуживает внимательного рассмотрения. Сегодня, я предлагаю просто посмотреть три сюжета.
Артемида своей жестокостью уже много веков вызывает возмущение всего прогрессивного человечества. Актеон, влекомый обычным мужским любопытством, решил поглазеть на купание этой мадам в сопровождении нимф. Просто посмотреть, ничего больше. Скромно, из-за дерева. За что был превращён злобными феминистками в оленя и пал жертвой собственных охотничьих собак.
Хендрик Гольциус. Актеон:
Жутка сцена № 1
А ведь он был воспитанником знаменитого кентавра Хирона, так же как Ясон, Ахилл и многие другие, и неизвестно, кем бы мог стать в будущем, если бы не вся эта прескверная история.
Впрочем, Артемида вообще была озабочена вопросами пресечения всяческого разврата. Новый эпизод с её участием опять начался в связи с женским купанием. Как-то раз нимфа Аретуса решила искупаться. И снова за ней наблюдали во время этого процесса. Но на сей раз не какой-то там охотник, а речной божок Алфей. Искупаться незаметно для него было, сами понимаете, невозможно. В итоге Алфей восплылал к Аретусе такой страстью, что решился покинуть родную речную стихию и преследовать её прямо на суше. Нимфа, столкнувшись со столь откровенным харассментом стала громко вопить и звать на помощь Артемиду. Но видимо «ранг» сторон был одинаков, поэтому Алфея, в отличие от Актеона ни во что не превратили. Спрятали саму Аретусу превратив её в поток (по другим данным в облако)
Хендрик Гольциус. Алфей и Аретуса:
Сцена № 2 - чуть менее жутка, но драматичная
Зевс, конечно был существом своенравным и начудил на подшефной территории Эллады достаточно. Но иногда его поступки вызывают одобрение. Вот, например, история Ликаона, который был наказан ударом молнии и превращением в волка за то, что подал к столу человеческое мясо.
Ликаон превращается в волка. 1589:
Жуткая сцена № 3
Как говориться – здесь я власть поддерживаю и одобряю. Ну а Хендрику Гольциусу мой почтительный реверанс – знатный мастер!
Другие статьи, в которых есть работы этого мастера на данном канале:
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гротеск, необычность, преувеличение, причудливые ракурсы, сложное движение. Барокко? Нет, маньеризм. Впрочем, все эти искусствоведческие термины весьма и весьма условны. Хотя, конечно, некая объективная граница между ними существует. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один из тех, кто стоял на условно-объективной границе между маньеризмом и барокко – великий нидерландский мастер Хендрик Гольциус (1558-1617). Я считаю, что ему очень обязаны многие, в том числе и сам Рубенс. Творчество Гольциуса, заслуживает внимательного рассмотрения. Сегодня, я предлагаю просто посмотреть три сюжета. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Артемида своей жестокостью уже много веков вызывает возмущение всего прогрессивного человечества. Актеон, влекомый обычным мужским любопытством, решил поглазеть на купание этой мадам в сопровождении нимф. Просто посмотреть, ничего больше. Скромно, из-за дерева. За что был превращён злобными феминистками в оленя и пал жертвой собственных охотничьих собак."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хендрик Гольциус. Актеон:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Жутка сцена № 1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "517642_original_обработано.jpg", "filesize": 339929, "height": 642, "pic_id": 131010, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/19/517642_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 898}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ведь он был воспитанником знаменитого кентавра Хирона, так же как Ясон, Ахилл и многие другие, и неизвестно, кем бы мог стать в будущем, если бы не вся эта прескверная история. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, Артемида вообще была озабочена вопросами пресечения всяческого разврата. Новый эпизод с её участием опять начался в связи с женским купанием. Как-то раз нимфа Аретуса решила искупаться. И снова за ней наблюдали во время этого процесса. Но на сей раз не какой-то там охотник, а речной божок Алфей. Искупаться незаметно для него было, сами понимаете, невозможно. В итоге Алфей восплылал к Аретусе такой страстью, что решился покинуть родную речную стихию и преследовать её прямо на суше. Нимфа, столкнувшись со столь откровенным харассментом стала громко вопить и звать на помощь Артемиду. Но видимо «ранг» сторон был одинаков, поэтому Алфея, в отличие от Актеона ни во что не превратили. Спрятали саму Аретусу превратив её в поток (по другим данным в облако) "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хендрик Гольциус. Алфей и Аретуса:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сцена № 2 - чуть менее жутка, но драматичная", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "517524_original_обработано.jpg", "filesize": 333416, "height": 637, "pic_id": 131020, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/19/517524_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 885}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зевс, конечно был существом своенравным и начудил на подшефной территории Эллады достаточно. Но иногда его поступки вызывают одобрение. Вот, например, история Ликаона, который был наказан ударом молнии и превращением в волка за то, что подал к столу человеческое мясо. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ликаон превращается в волка. 1589:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Жуткая сцена № 3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "517227_2000_обработано.jpg", "filesize": 1047459, "height": 1373, "pic_id": 131022, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/19/517227_2000_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 2000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как говориться – здесь я власть поддерживаю и одобряю. Ну а Хендрику Гольциусу мой почтительный реверанс – знатный мастер! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другие статьи, в которых есть работы этого мастера на данном канале:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/sudba_professionala_-2062/"}, "string": "Судьба профессионала "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/chetyre_velikih_luzera_-8253/"}, "string": "Четыре великих лузера "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/smert_python-4241/"}, "string": "Смерть Python"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надеюсь, мы ещё вернёмся к этому автору "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2528, 2528]}
Спасибо за статью, интересная очень. Лайк и комментарий и реклама есть и подписка! Взаимно прошу подписать на мой канал и прочитать эту статью. https://pabliko.ru/@dimas16/shpionskie_igry_ili_zachem_na_novyh_kupjurah_qr-kody-39039
Комментарии 48