3
Клеопатра. Хитрости стареющей женщины | Паблико
144 подписчики

Клеопатра. Хитрости стареющей женщины


12 сен 2023 · 13:29    

Как известно, после убийства Цезаря, Клеопатра принялась охмурять следующего (по её мнению) императора - Марка Антония. Так как возраст по меркам того времени был почти старческий (подходил к тридцати), ей пришлось прибегать к всяческим демонстрациям. 

Андреа Касали (1705-1784) Антоний и Клеопатра:



1


Одной из таких хитростей было растворение жемчужины в бокале с вином, а затем опустошение этого бокала. Клеопатра демонстрировала сразу свою утонченность и загадочную таинственность, а кроме того, притворялась, что ей нет никакого дела до судьбы дорогих украшений. Дескать что мне этот жемчуг, фигня, я им кажный день закусываю. Она подразумевала, что она ежедневно имеет доступ к таким ценностям и поэтому не удивляется и не восхищается ими. 

Карло Маратта. Клеопатра и жемчужина. 1695:



2


Непонятно только, что за вино могло растворить жемчужину (ну не серную же кислоту она пила). Некоторые историки выдвигают версию о том, что у Клеопатры был доступ к экзотическим и особенным видам жидкостей на основе вина. Некоторые из них будто бы могли иметь достаточное химическое действие, чтобы растворить жемчужину. Или, возможно, у Клеопатры были специальные смеси, созданные ее алхимиками, способные выполнять подобное «чудо». Мне всё это представляется очень странным и весьма сомнительным с точки зрения правдоподобия. 

Франсуа Лемуан. Клеопатра. 1725:



3


Тем не менее, многие художники очень любили этот сюжет. 

Ян Стен (Голландия) Пир Антония и Клеопатры. 1668:



4


Якоб Йорданс (Фландрия) Пир Клеопатры. 1653:



5


Последний великий венецианец (я про художников) Джованни Баттиста Тьеполо очень любил этот сюжет. Он сделал как минимум 5 (пять!) повторов, в том числе один - грандиозных размеров (почти 3. 5 метра в высоту, 6 метров в ширину) для усадьбы князей Юсуповых в подмосковном Архангельском. 

Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. Вариант из Архангельского: 



6


Но у меня самый любимый из всех вариантов Тьеполо другой, маленький, камерный (всего навсего 75*90см). Почему? Объясню в другой раз (но это будет история, не связанная с Клеопатрой). Впрочем, если кто догадается, может написать. 

Итак, Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры и Антония. 1742:



07.jpg 6.51 MB



Как известно, после убийства Цезаря, Клеопатра принялась охмурять следующего (по её мнению) императора - Марка Антония. Так как возраст по меркам того времени был почти старческий (подходил к тридцати), ей пришлось прибегать к всяческим демонстрациям. 

Андреа Касали (1705-1784) Антоний и Клеопатра:



1


Одной из таких хитростей было растворение жемчужины в бокале с вином, а затем опустошение этого бокала. Клеопатра демонстрировала сразу свою утонченность и загадочную таинственность, а кроме того, притворялась, что ей нет никакого дела до судьбы дорогих украшений. Дескать что мне этот жемчуг, фигня, я им кажный день закусываю. Она подразумевала, что она ежедневно имеет доступ к таким ценностям и поэтому не удивляется и не восхищается ими. 

Карло Маратта. Клеопатра и жемчужина. 1695:



2


Непонятно только, что за вино могло растворить жемчужину (ну не серную же кислоту она пила). Некоторые историки выдвигают версию о том, что у Клеопатры был доступ к экзотическим и особенным видам жидкостей на основе вина. Некоторые из них будто бы могли иметь достаточное химическое действие, чтобы растворить жемчужину. Или, возможно, у Клеопатры были специальные смеси, созданные ее алхимиками, способные выполнять подобное «чудо». Мне всё это представляется очень странным и весьма сомнительным с точки зрения правдоподобия. 

Франсуа Лемуан. Клеопатра. 1725:



3


Тем не менее, многие художники очень любили этот сюжет. 

Ян Стен (Голландия) Пир Антония и Клеопатры. 1668:



4


Якоб Йорданс (Фландрия) Пир Клеопатры. 1653:



5


Последний великий венецианец (я про художников) Джованни Баттиста Тьеполо очень любил этот сюжет. Он сделал как минимум 5 (пять!) повторов, в том числе один - грандиозных размеров (почти 3. 5 метра в высоту, 6 метров в ширину) для усадьбы князей Юсуповых в подмосковном Архангельском. 

Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. Вариант из Архангельского: 



6


Но у меня самый любимый из всех вариантов Тьеполо другой, маленький, камерный (всего навсего 75*90см). Почему? Объясню в другой раз (но это будет история, не связанная с Клеопатрой). Впрочем, если кто догадается, может написать. 

Итак, Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры и Антония. 1742:



07.jpg 6.51 MB



Читайте также

Комментарии 23

Войдите для комментирования
А я думала она ее в уксусе растворила, и посыл был такой что жемчуг минерал, не такой долговечный как драгоценный камень, типо твоя любовь это не долго, вот гляди)
■ сосмыслом 15 сен 2023 в 21:49
Зато какая огромная жемчужина, и Клеопатра в европейском платье. В общем, главное - картинка, а правдоподобие неважно
■ Владимир Меркулов 15 сен 2023 в 22:03
Да, про костюмы Клеопатры в истории искусства можно мини-реферат написать, а может и не мини
■ Kladovushka 12 сен 2023 в 23:07
Вот бы сейчас как Клеопатра растворять жемчуг в вине и блаженно отдыхать на пирах, а не вот это вот все :-D
■ Владимир Меркулов 13 сен 2023 в 21:35
Можно даже без растворения жемчуга :))
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ