Как известно, после убийства Цезаря, Клеопатра принялась охмурять следующего (по её мнению) императора - Марка Антония. Так как возраст по меркам того времени был почти старческий (подходил к тридцати), ей пришлось прибегать к всяческим демонстрациям.
Андреа Касали (1705-1784) Антоний и Клеопатра:
1
Одной из таких хитростей было растворение жемчужины в бокале с вином, а затем опустошение этого бокала. Клеопатра демонстрировала сразу свою утонченность и загадочную таинственность, а кроме того, притворялась, что ей нет никакого дела до судьбы дорогих украшений. Дескать что мне этот жемчуг, фигня, я им кажный день закусываю. Она подразумевала, что она ежедневно имеет доступ к таким ценностям и поэтому не удивляется и не восхищается ими.
Карло Маратта. Клеопатра и жемчужина. 1695:
2
Непонятно только, что за вино могло растворить жемчужину (ну не серную же кислоту она пила). Некоторые историки выдвигают версию о том, что у Клеопатры был доступ к экзотическим и особенным видам жидкостей на основе вина. Некоторые из них будто бы могли иметь достаточное химическое действие, чтобы растворить жемчужину. Или, возможно, у Клеопатры были специальные смеси, созданные ее алхимиками, способные выполнять подобное «чудо». Мне всё это представляется очень странным и весьма сомнительным с точки зрения правдоподобия.
Франсуа Лемуан. Клеопатра. 1725:
3
Тем не менее, многие художники очень любили этот сюжет.
Ян Стен (Голландия) Пир Антония и Клеопатры. 1668:
4
Якоб Йорданс (Фландрия) Пир Клеопатры. 1653:
5
Последний великий венецианец (я про художников) Джованни Баттиста Тьеполо очень любил этот сюжет. Он сделал как минимум 5 (пять!) повторов, в том числе один - грандиозных размеров (почти 3. 5 метра в высоту, 6 метров в ширину) для усадьбы князей Юсуповых в подмосковном Архангельском.
Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. Вариант из Архангельского:
6
Но у меня самый любимый из всех вариантов Тьеполо другой, маленький, камерный (всего навсего 75*90см). Почему? Объясню в другой раз (но это будет история, не связанная с Клеопатрой). Впрочем, если кто догадается, может написать.
Итак, Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры и Антония. 1742:
07.jpg6.51 MB
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как известно, после убийства Цезаря, Клеопатра принялась охмурять следующего (по её мнению) императора - Марка Антония. Так как возраст по меркам того времени был почти старческий (подходил к тридцати), ей пришлось прибегать к всяческим демонстрациям. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Андреа Касали (1705-1784) Антоний и Клеопатра:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 4488051, "height": 1762, "pic_id": 697525, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/12/01_XUPmPLd.jpeg", "width": 2497}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одной из таких хитростей было растворение жемчужины в бокале с вином, а затем опустошение этого бокала. Клеопатра демонстрировала сразу свою утонченность и загадочную таинственность, а кроме того, притворялась, что ей нет никакого дела до судьбы дорогих украшений. Дескать что мне этот жемчуг, фигня, я им кажный день закусываю. Она подразумевала, что она ежедневно имеет доступ к таким ценностям и поэтому не удивляется и не восхищается ими. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Карло Маратта. Клеопатра и жемчужина. 1695:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02.jpg", "filesize": 660467, "height": 1024, "pic_id": 697526, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/12/02.jpeg", "width": 748}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Непонятно только, что за вино могло растворить жемчужину (ну не серную же кислоту она пила). Некоторые историки выдвигают версию о том, что у Клеопатры был доступ к экзотическим и особенным видам жидкостей на основе вина. Некоторые из них будто бы могли иметь достаточное химическое действие, чтобы растворить жемчужину. Или, возможно, у Клеопатры были специальные смеси, созданные ее алхимиками, способные выполнять подобное «чудо». Мне всё это представляется очень странным и весьма сомнительным с точки зрения правдоподобия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Франсуа Лемуан. Клеопатра. 1725:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03.jpg", "filesize": 2025898, "height": 1920, "pic_id": 697527, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/12/03.jpeg", "width": 1385}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, многие художники очень любили этот сюжет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Стен (Голландия) Пир Антония и Клеопатры. 1668:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04.jpg", "filesize": 2210092, "height": 1036, "pic_id": 697528, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/12/04.jpeg", "width": 1772}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Якоб Йорданс (Фландрия) Пир Клеопатры. 1653:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "05.jpg", "filesize": 3332548, "height": 1999, "pic_id": 697529, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/12/05.jpeg", "width": 1896}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последний великий венецианец (я про художников) Джованни Баттиста Тьеполо очень любил этот сюжет. Он сделал как минимум 5 (пять!) повторов, в том числе один - грандиозных размеров (почти 3. 5 метра в высоту, 6 метров в ширину) для усадьбы князей Юсуповых в подмосковном Архангельском. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры. Вариант из Архангельского: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "06.jpg", "filesize": 7464503, "height": 1988, "pic_id": 697530, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/12/06.jpeg", "width": 3660}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но у меня самый любимый из всех вариантов Тьеполо другой, маленький, камерный (всего навсего 75*90см). Почему? Объясню в другой раз (но это будет история, не связанная с Клеопатрой). Впрочем, если кто догадается, может написать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, Джованни Баттиста Тьеполо. Пир Клеопатры и Антония. 1742:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "07.jpg", "filesize": 6821696, "height": 2182, "pic_id": 697534, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/09/12/07.jpeg", "width": 2934}}], "attributes": []}], "selectedRange": [2167, 2167]}
А я думала она ее в уксусе растворила, и посыл был такой что жемчуг минерал, не такой долговечный как драгоценный камень, типо твоя любовь это не долго, вот гляди)
Комментарии 23