07 фев 2022 · 10:18    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кающаяся Мария…стоп, а какая? Этот сюжет хорошо известен «Кающаяся Мария Магдалина». Но меня (да и не только меня) довольно часто посещали обоснованные вопросы и сомнения. И вот, уже здесь на PABLIKO, эти вопросы были заданы вслух, автором Мариной Румянцевой в "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@mari1515/pochemu_mariju_magdalinu_izobrazhajut_kajuschejsja-3173/?expandCommentId=1803"},"string":"статье Почему Марию Магдалину изображают кающейся?"},{"type":"string","attributes":{},"string":" С любезного согласия автора, излагаю свою версию этого вопроса. Возьмём, например, известную всем эрмитажную картину великого Тициана"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. Эрмитаж","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Tizian_009.jpg","filesize":440100,"height":1476,"pic_id":12412,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/07/Tizian_009.jpeg","width":1211}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Что-то тут не так. Новый Завет не даёт стопроцентных оснований для того, чтобы признать Марию Магдалину раскаявшейся грешницей. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кстати, например, у Пьетро Перуджино Мария Магдалина выглядит без следов длительного экстатического покаяния (тем более, что образ этот, как известно, создан с жены художника, попробуй тут, напиши по-иному, можно были угодить под скалку или сковородку, или чем там пользовались умбрийские дамы…). "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Пьетро Перуджино. Мария Магдалина","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Pietro_Perugino_cat56.jpg","filesize":559174,"height":3378,"pic_id":12413,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/07/Pietro_Perugino_cat56.jpeg","width":2334}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Кроме того, зафиксированная в предании, её миссионерская активность плохо совмещается с сюжетом о долгой жизни в пустыни, в качестве формы покаяния. Не логично. Впрочем, именно тут восточная ветвь христианского предания может прийти на помощь западной. Я думаю, в данном случае произошло наложение двух образов – Марии Магдалины, упоминаемой в Новом Завете и Марии Египетской – героине литературной повести VI-VII веков, историчность которой вызывает большие сомнения. Икона с изображением двух популярных на Руси персонажей средневековой литературы "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Мария Египетская и Алексий, человек Божий, икона XVII века","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Saint_Mary_and_Aleksii.jpg","filesize":158818,"height":782,"pic_id":12414,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/07/Saint_Mary_and_Aleksii.jpeg","width":570}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"При этом следует также отметить, что, скажем так, «проблемы с одеждой» у кающейся Марии Магдалины вовсе не являются намёком на её прошлое. Их следует толковать как указание на долгую и аскетичную жизнь в пустыне (одежда просто истлела). Кстати, у того же Тициана есть ещё 2 варианта картины, более ранние. На них героиня изображена куда более откровенно. Например, на том холсте, что хранится в палаццо Питти во Флоренции. Всё-таки «наш», эрмитажный вариант – лучший. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. Палаццо Питти, Флоренция","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"Tizian_010.jpg","filesize":389015,"height":3230,"pic_id":12415,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/07/Tizian_010.jpeg","width":2536}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А путаница началась ещё со времён Джотто (как и многое другое в европейском изобразительном искусстве). Кажется, именно он первый, расписывая в 20х годах XIV века нижнюю базилику Сан-Франческо в Ассизи смешал двух Марий. И пошло-поехало. Страны же византийского культурного ареала (включая Россию) этой путаницы избежали. У них всё осталось по-прежнему чётко - женщина-апостол Мария Магдалина и литературный персонаж с бурным сексуальным прошлым и физиологически немыслимым выживанием в пустыне - Мария Египетская. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[2416,2416]}
Комментарии 6